Грузовик по китайской модели

“ТОНАР? Не знаю такого автозавода. Понимаю еще, если бы они взяли чужую разработку, как это делают китайцы! А то собрались шестнадцать человек в кружок – и думают, что смогут конкурировать с мировыми производителями грузовой автомобильной техники”. Такие слова заместителя директора научно-технического центра “НАМИ” Анатолия Эйдинова больше года назад цитировали специализированные автожурналы, пытаясь разобраться, может ли то, что собираются производить на подмосковном заводе ТОНАР, носить название “настоящий грузовой автомобиль”.Как оказалось – можно. Кстати, без китайцев тут действительно не обошлось. Дело в том, что даже с первого взгляда было ясно – прототипом трех экспериментальных грузовиков от ТОНАРа образца 2009 г. стали китайские Shaanxi. Среди перечня комплектующих, предназначенных для первых грузовиков, в Поднебесной были приобретены бескапотные кабины, дизели Cummins, а также ведущие 13-тонные мосты с разнесенными редукторами и принудительной блокировкой дифференциалов. Кое-что поставили американцы – Freightliner дал комбинированную подвеску взамен задних рессор. А вот рамы тягачей собственного производства, а в перспективе переход с китайского Cummins на ярославский дизель ЯМЗ-650.Строго говоря, к революционному шагу – выпуску полного комплекта, в который входит тягач вместе с многотонным прицепом самосвального типа либо иным навесным оборудованием, ТОНАР шел все время своего существования. Причем, по ряду характерных признаков этот путь напоминает стиль китайской промышленности, с той лишь разницей, что внешние инвестиции в российской компанией стараются компенсировать работой мозгов своих конструкторов. Завод вообще не сторонник продавать что-то кроме своей продукции.Основанный в 1991 г. как кооператив по выпуску прицепов к легковым автомобилям, ТОНАР уже на следующий год освоил производство передвижных торговых точек, в 1993 г. – изотермических фургонов. Нехватка торговых площадей в стране и расцвет розничной и мелкооптовой торговли обеспечивали неимоверный спрос на мобильные торговые точки.Естественно, были и конкуренты. Основной – белорусский “МАЗ-Купава”, который появился на рынке позже ТОНАРа и быстро завоевал популярность. “Купавы” брали качеством, а “Тонары” – ценой. Как итог, по словам директора мытищенской компании “Автохолод” Евгения Кобзаря – “Тонары мы предлагали в качестве экономичного варианта, и их охотно брали в регионах”.Следующие этапы пришлись на 1999 и 2002 гг., тогда в номенклатуре завода сначала появились оси собственного изготовления, а затем и большегрузные самосвальные кузова. То есть, ТОНАР сразу шагнул от маленьких прицепов к полноразмерным фурам и с ходу, буквально за четыре года нарастил свою долю рынка до 11%. Дело в том, что на тот момент в России не было хоть сколько-нибудь приемлемой однотипной продукции, а европейская отличалась высокой ценой. В свою очередь ТОНАР предлагал продукт, объединяющий в себе мировые технологии. Оси комплектовали Россия, Турция и Китай, а к прицепам подключилась еще и Европа.И снова покупатели отмечали самую низкую цену выпускаемых ТОНАРом большегрузных прицепов. “Да, ломаются, – говорили они. – Но и везут столько, что любо дорого посмотреть. Полная масса автопоезда 63 т”.Почти как китайский телефон с электрошокеромИ, все же, главное достижение – экспериментальные образцы нескольких грузовых автомобилей, разработанных и построенных специалистами ТОНАРа к 2009 г. Оказывается, покупатели ТОНАРовских большегрузных полуприцепов часто не могли подобрать подходящие тягачи, а потому было решено начать сборку собственных моделей. На предприятии рассчитывали, что их тягачами и шасси заинтересуются те, кто традиционно закупает у предприятия полуприцепы и надстройки: гораздо проще приобрести автопоезд целиком, а не отдельно полуприцеп, отдельно – “голову”. При этом и финансирование, и обслуживание техники становятся проще.Тем временем СМИ продолжали критиковать. Так в июне 2009 года журнал “Авторевю”, оценивая современные китайские грузовики, вспомнил про ТОНАР и его эксперименты. “Мы скептически смотрим на перспективы штучной сборки грузовиков из импортных (тем более китайских) комплектующих. Как показывает практика, основные беды таких машин – качество сборки, отсутствие запчастей и сервиса. Да и время выхода на рынок самое неподходящее: сейчас и обычных-то «китайцев» не берут – не то что неизвестные ТОНАРы!”Тем временем самосвальный автопоезд с трехосным тягачом ТОНАР уже работает в Кузбассе, а на базе двухосной модели построен сельскохозяйственный автопоезд. То есть, в настоящее время идет практическая обкатка и сертификация опытных образцов, что в кризис кажется не таким уж невыполнимым делом. К тому же пуск конвейера состоится не завтра, на такую роскошь ТОНАР пока не готов. Все строится с прицелом на момент окончания кризиса, собственно говоря, как и в Поднебесной с ее перспективными наработками в гибридном автомобилестроении, которые должны “выстрелить” аккурат в это же самое время.chinapro.ru

Читайте также:

Предложения по преобразованию ГИБДД поддержали в Госдуме
Предложения по преобразованию ГИБДД поддержали в Госдуме

Предложение преобразовать ГИБДД и передать ее функции новому ведомству получило поддержку на парламентском уровне.

ГИБДД будет принимать экзамены по вождению под видеонаблюдением
ГИБДД будет принимать экзамены по вождению под видеонаблюдением

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) Министерства внутренних дел России предлагает с 1 ноября 2009г.

Транскам в Северной Осетии открыли после схода селя

В республике Северная Осетия - Алания восстановлено движение транспорта по Транскавказской магистрали (А-164), запрещенное ранее