Финансовый кризис в России. Как он влияет на бизнес? (Грузовая и специальная техника. Первые итоги)

Финансовый кризис в России. Как он влияет на бизнес? (Грузовая и специальная техника. Первые итоги)

 

Мы не можем назвать с абсолютной точностью дату, когда ветры мирового финансового кризиса достигли России. Произошло это где-тов августе-сентябре. Влияние его (кризиса) на реальный сектор стало ощущаться не сразу. Но нас, в первую очередь, интересует, оказало ли в полной мере данное, столь неприятное явление, влияние, на бизнес, связанный с производством и продажами грузовой и специальной техники. Бизнес наших коллег, занимающихся производством и продажами легковой техники, сразу почувствовал холодное дыхание кризиса. Все СМИ в России не раз успели сообщить о существенном замедлении продаж отечественных и импортных легковых авто. А что же творится у нас?

Наверное, все помнят тревожные новости о сложившихся проблемах со сбытом у Группы Газ и Группы КАМАЗ, которые появились как в печатных, так и в электронных СМИ. Те новости реально вызывают озабоченность у любого, кто, так или иначе, имеет к этому виду бизнеса отношение. Но, создавая данную статью, мы старались меньше опираться на официальные новости, а решили попытаться провести свое независимое блитц-иследование ведущих российских и иностранных компаний, активно работающих на рынке. Нашей задачей было, кроме выяснения нынешнего положения, понять внутреннее ощущение руководителей компаний по поводу кризиса, узнать, что они о нем думают с точки зрения своего бизнеса. Мы также хотели понять, насколько спокойно (или тревожно) топ-менеджеры воспринимают нынешнюю ситуацию, и с оптимизмом или пессимизмом смотрят в будущее. Хочется отметить, что далеко не все руководители компаний и их пресс-службы пошли на контакт по данному вопросу. Очень многие заняли позицию вроде: «Мы продолжаем работать, полноценной информации о влиянии финансового кризиса на наш бизнес в России у нас нет». В такой позиции тоже есть определенный резон, прошло еще не очень много времени, чтобы окончательно оценить сложившуюся обстановку и понять, как кризис реально повлиял на бизнес компании в России.

Продолжая разговор о нашем исследовании влияния кризиса на дела в отрасли, надо заметить, что не все компании оказались столь «молчаливыми». Так, известный российский поставщик грузовой и специальной техники компания ООО «СДМ-Групп», в лице исполнительного директора Тюрина Максима Аркадьевича, развернуто ответил на все вопросы, которые были заданы ему редакцией gruzovik.ru. М. А. Тюрин не стал скрывать, что объем продаж после начала финансового кризиса несколько снизился. В первую очередь это является следствием того, что уменьшились продажи по лизинговой схеме. Лизинговые компании стали намного осторожнее подходить к потенциальным лизингополучателям. Проблем с поставщиками не возникало, так как « СДМ-Групп» кредитуется в крупных банках и имеет длительную положительную кредитную историю. Также господин Тюрин выразил свою уверенность в том, что на текущую деятельность кризис не окажет значительного влияния, сокращений сотрудников, уменьшение заработной платы и еще каких-то ограничений не будет. Что же касается инвестиционного плана и плана развития, то тут возможны сокращения. Говоря о предварительных итогах 2008 года, исполнительный директор «СДМ-Групп» оценил их как положительные. Ожидается, что компания увеличит свои обороты примерно в полтора раза, хотя до начала кризиса все ожидали еще лучших показателей. Делясь своим мнением о эффекте кризиса на отрасль в целом, М. А. Тюрин считает, что в нем могут быть и положительные моменты: на рынке останутся только крупные и надежные компании, оказывающие полный спектр услуг клиентам. «Мелкие же компании, работающие по принципу „купи-продай“ не выдержат конкуренции в период кризиса» — добавил он в частности . В заключение руководитель ООО « СДМ-Групп» высказал свой прогноз на 2009 год. Он считает, что рост компании (как и отрасли в целом) существенно замедлиться. Но и в этом он видит положительные стороны в виде большего уделения внимания своим клиентам.

Другая российская компания ООО ГК «Спецавтострой», являющаяся основным поставщиком продукции МЗКТ (Минского Завода Колесных Тягачей), в лице заместителя генерального директора Светланы Маркеловой, также считает основной проблемой нынешней ситуации — проблему с банками. Количество покупателей у компании несколько снизилось, так как многие опасаются неопределенной ситуации, хотя желающих приобрести технику не уменьшилось. Если говорить о предварительных итогах, в «Спецавтострое» продаваемая техника «идет», прежде всего, по заказу очень крупных клиентов («Газпром», «Сибал» и др.), поэтому в компании сомневаются, что запланированные на 2008 год результаты не будут достигнуты. Компания очень позитивно оценивает свою работу в 2008 году: появились новые клиенты, на «Ура!» (с точки зрения отдачи) приняли участие в выставке СТТ-2008. Что же касается следующего года, то руководство смотрит на него с разумным и осторожным оптимизмом. Главное — чтобы вновь полноценно заработала банковская система, были разработаны новые схемы, прежде всего, касательно лизинга техники.

А что думают о кризисе в крупных международных компаниях, активно работающих на российском рынке? Мы очень благодарны российским отделениям компаний Scania и Renault Trucks, представители которых приняли участие в нашем исследовании и ответили на поставленные нами вопросы.

Директор по маркетингу ООО «Рено Тракс Восток» Владимир Макаров признает, что кризис не может не коснуться всех участников рынка, однако у Renault Trucks имеетcя много возможностей для сглаживания его последствий. Это и высокий уровень продукта, адаптированного для российского рынка, например, предложение хорошо известных тягачей «Renault Премиум Восток», и возможность предложения комплексных решений для автоперевозчиков, включающих финансирование от производителя, а также предоставление клиентам дополнительных сервисных услуг. Руководство компании считает, что у Renault Trucks имеется достаточно резервов и возможностей, чтобы гибко реагировать на изменения рынка. Возможность развивать дилерскую сеть и клиентуру будет в любом случае найдена. Данный оптимизм также подкрепляется лояльностью партнеров марке Renault. Говоря о предварительных итогах нынешнего года, Владимир Макаров отметил, что, если не учитывать кризис, то год был позитивным. За первые шесть месяцев 2008 года, по сравнению с тем же периодом 2007 года, компания Renault Trucks увеличила продажи новой техники на 50%. На полную мощность вышел центральный склад запчастей. Быстрыми темпами развивалась дилерская сеть. Общее число станций выросло в 2008 году до 26 против 21 в 2007 году. Наряду с автомобилями «Премиум» и «Керакс» начались активные продажи гаммы «Ландер», завоевавшей в 2008 году почетный титул «Лучший зарубежный грузовик года в России». «Конец нынешнего года характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, на конец года традиционно приходится максимум поставок техники. С другой стороны, многие клиенты заняли выжидательную позицию, откладывая или снижая объемы заказов. В целом, с учетом этих тенденций, происходит снижение темпов роста рынка при сохранении достаточно высоких годовых объемов. Компания Renault Trucks имеет достаточно большой портфель заказов, позволяющий завершить год с хорошими финансовыми показателями» — добавляет он. Также Владимир поделился с нами одним интересным наблюдением. Он признал, что кризис затрагивает всех, однако, те компании, которые имели в начале года большую долю рынка, были вынуждены создавать большие склады в надежде крупных реализаций в конце года, и теперь оказались в более проигрышном положении. Renault Trucks удалось уже с начала года достаточно точно отслеживать динамику рынка и гибко регулировать свои поставки. Благодаря этому компания, может быть, в меньшей степени, чем конкуренты, ощущает влияние кризиса в целом. В заключение, директор по маркетингу крупнейшего французского производителя грузовой техники, отметил, что российский рынок остается одним из приоритетных для его компании, планы начала производства грузовиков в Калуге в 2009 остаются актуальными. Компания надеется, что правительство России предпримет максимальные усилия для стабилизации ситуации.

Более резко о негативном влиянии кризиса говорит коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Андрей Александрович Чурсин. Он считает, что кризис оказывает негативное влияние на все сферы экономики, и естественно, на рынок коммерческой техники. Одним из основных негативных факторов, влияющих на ход его развития в настоящее время, стало сокращение объемов кредитования и предоставления лизинга банками. Соответственно, снижается и объем продаж грузовых автомобилей. Поставки грузовых автомобилей резко снижаются, так как это рынок «В2В» («бизнес для бизнеса»), который гораздо больше завязан на кредитные и лизинговые программы, чем любой другой: более 90% продаж коммерческой техники осуществляется через лизинг и кредит, доступ к которому сейчас более чем ограничен. Дилерские центры, которые также нуждаются в краткосрочном финансировании, не имеют возможности его получить. Несомненно, производитель, который может предложить сегодня своим клиентам лизинговые программы, выиграет. А. А. Чурсин отмечает, что Scania имеет собственную лизинговую компанию «Скания Лизинг», которая успешно финансирует технику в России с 2002 года. Коммерческий директор ведущего шведского производителя грузовой техники полагает, что об итогах 2008 года говорить еще рано, хотя признается, что нынешний год был и пока еще остается одним из успешных и позитивных в истории компании Scania в нашей стране. «До середины сентября ситуация в России у компании была достаточно позитивной, по сравнению с другими странами Европы, однако сейчас наблюдается довольно резкое снижение продаж, вызванное финансовым кризисом. Насколько долго такая ситуация продлится, не берется предполагать никто, но совершенно ясно одно: результаты этого года не будут сильно отличаться от 2007 г, так как первые 9 месяцев текущего года результаты были выше прошлого. Но сокращение объемов продаж налицо, особенно сильно затронут сектор строительной техники, в связи с „заморозкой“ большинства крупных строительных проектов в России и практически полной остановкой финансирования со стороны банков и лизинговых компаний» — говорит он, отвечая на наш вопрос о предварительных итогах.

А. А. Чурсин еще раз подчеркнул, что Scania в данном случае имеет ощутимое преимущество — собственную лизинговую компанию, которая готова предоставить финансирование в необходимом объеме. Говоря о прогнозах на будущее, топ-представитель ООО «Скания-Русь» считает, что делать какие-либо прогнозы в условиях сегодняшнего дня бессмысленно, вернее они не будут иметь никакого веса, потому что ситуация развивается стремительно, еще месяц назад, никто и предположить не мог, что кризис так серьезно коснется России. А изменения уже происходят: это и ухудшение общей конъюнктуры рынка, и резкое снижение покупательской активности, удорожание, а в ряде случаев и полное прекращение финансирования со стороны банков и лизинговых компаний. Он также добавил, что в данной ситуации плохо то, что страдают крупные успешные компании, завязанные на большие объемы внешнего финансирования, которое в настоящий момент нечем обеспечивать. В завершении Андрей Александрович еще раз подтвердил мнение многих своих коллег из других компаний о положительной стороне кризиса, а именно то, что во время кризисов компании, пришедшие на рынок ненадолго и не настроенные на перспективу, как правило «исчезают», а остаются «сильнейшие», имеющие долгосрочную стратегию.

Итак, пообщавшись с представителями ведущих российских и иностранных компаний, из интересующих нас отраслей бизнеса, мы пришли к некоторым предварительным выводам:
— негативное влияние глобального финансового кризиса на российский бизнес грузовой и спецтехники уже реально ощущается;
— основная проблема для развития бизнеса — затруднение или невозможность получения банковского финансирования;
— замораживание строительных проектов по всей стране особенно негативно сказывается на поставке строительной техники (самосвалы и спецтехника);
— руководители крупных компаний со стратегическим подходом к рынку, понимают серьезность ситуации, однако панических настроений в их рядах не наблюдается;
бизнес-результаты нынешнего года (2008) у большинства ведущих компаний будут вполне позитивными за счет того, что кризис «ударил» по России лишь с августа-сентября;
— 2009 год может стать для многих компаний «моментом истины», если негативные тенденции кризиса продолжат развиваться.

Источник: www.gruzovik.ru

Читайте также:

Porsche отмечает небывалый спрос на свои машины в Китае и России, бестселлером стал Cayenne
Porsche отмечает небывалый спрос на свои машины в Китае и России, бестселлером стал Cayenne

По итогам полугодия объемы продаж германского концерна выросли на 36,8%, до 60,6 тысячи автомобилей. Главным

В Европе самые дорогие паркинги оказались в Мадриде - 76,20 евро в сутки
В Европе самые дорогие паркинги оказались в Мадриде - 76,20 евро в сутки

На втором месте стоит Лондон с 45,32 евро в сутки. В Нью-Йорке средний показатель составил

Украина ограничивает действие книжек МДП для российских автоперевозчиков

Кабмин Украины ввел требование национальных финансовых гарантий для российских перевозчиков, следующих в транзитном сообщении.