Госзаказ для Минсельхоза

При входе на агропромышленную выставку «Золотая Осень–2006» посетителей встречали необычные грузовички с эмблемой НАМИ. При относительно небольших размерах они удивительным образом сочетали в себе функции полноприводных автомобилей-самосвалов и средств малой механизации сельского хозяйства.

Все началось весной 2006 года, когда Минсельхоз Российской Федерации заключил с НАМИ государственный контракт на разработку целого типажа ММТС (мобильных малогабаритных транспортных средств) для сельского хозяйства страны. Считается, что именно в таких универсальных транспортных средствах сегодня нуждаются личные подсобные хозяйства, малые и средние фермерские хозяйства, совхозы и кооперативы. Общая потребность в ММТС при цене от 162 000 до 216 000 руб. оценивается почти в 30 тысяч ежегодно.

Малогабаритные транспортные средства в сельском хозяйстве могут использоваться не только на транспортных работах, но и выполнять технологические функции, если с помощью передней и задней навески их агрегатируют с основными сельскохозяйственными орудиями (плуг, борона, культиватор и многое другое). При этом водитель управляет всеми механизмами, не покидая комфортабельной кабины. Высокая энерговооруженность машин, полный привод, усиленная подвеска и гидроусилитель рулевого управления позволяют ММТС легко передвигаться и выполнять все необходимые технологические операции в условиях бездорожья.

На выставке были представлены перспективные ММТС разных тяговых классов, от 0,2 до 0,9 т, с двигателями мощностью от 30 до 75 л.с. Эти машины были разработаны и построены в НАМИ по модульному принципу, с широкой унификацией как между собой, так и с серийно выпускаемыми отечественной промышленностью автомобилями и тракторами. Такой подход к конструированию позволяет значительно снизить себестоимость ММТС при производстве и повысить их ремонтопригодность при эксплуатации.

К особо малому и малому классам ММТС относятся внешне очень похожие машины НАМИ 1339 и НАМИ 2339. Они выполнены по одинаковой компоновочной схеме с двигателем в базе, под полом кабины, но различаются габаритными размерами. Они оснащены бензиновыми двигателями ВАЗ-21082. При необходимости НАМИ 1339 с бензиновым двигателем можно оснастить газобаллонным оборудованием. Рама машин оригинальная пространственная, выполнена из труб разного диаметра. На этих ММТС применяют ведущие мосты, выполненные на основе мостов автомобилей УАЗ.

Несмотря на малые размеры (длина ММТС малого класса чуть более 3,5 м), это полноценные транспортные и технологические единицы, оборудованные закрытой двухместной кабиной с отопителем, самосвальной грузовой платформой и независимыми валами отбора мощности спереди и сзади для привода навешиваемого на машину оборудования.

ММТС среднего класса выполнены по классической автомобильной компоновочной схеме, когда двигатель расположен продольно спереди. Такие ММТС могут различаться общей длиной машины (от 4 до 5 м) и шириной колеи (от 1,2 до 1,8 м) в зависимости от модификации. В качестве силовых агрегатов для них выбраны двухцилиндровые (НАМИ 1337), трехцилиндровые (НАМИ 1338) и четырехцилиндровые (НАМИ 1338) дизели с воздушным охлаждением Владимирского моторо-тракторного завода. Рама для ММТС среднего класса с некоторыми изменениями позаимствована от автомобилей семейства «Соболь» производства ГАЗ. От полноприводных «Соболей» взяты также раздаточная коробка и ведущие мосты, которые дорабатываются в зависимости от необходимого размера колеи.

На все ММТС среднего класса устанавливается унифицированное семейство кабин. На НАМИ 1337 это может быть одно- или двухместная кабина, на НАМИ 1338 – двух- или трехместная, на НАМИ 1338 – трех- или двухрядная пятиместная кабина. Все кабины изготавливают на трубчатом каркасе и обшивают пластиковыми панелями. В отделке кабин широко применяют стандартные детали и элементы горьковских автомобилей семейства «Соболь».
При внешнем осмотре новые транспортные средства производят очень приятное впечатление, хотя выставленные машины являются пока только экспериментальными образцами, которым присущи многие недоработки, о которых создатели ММТС знают и исправят на дальнейших образцах.

Это в первую очередь касается проблем с обзорностью и эргономикой в кабинах ММТС, но на некоторые мелочи, на первый взгляд незначительные, хотелось бы обратить внимание создателей этих машин. У ММТС особо малого и малого классов зимой явно будут проблемы с обзорностью через ветровое стекло, так как дефлекторы отопителя расположены слишком далеко от стекла. Также на этих машинах в кабине отсутствует какой-либо «бардачок» или кармашек для документов или мелких вещей. Будут проблемы и с размещением набора водительского инструмента – его некуда положить! На машинах среднего класса большие вклеенные стекла могут в дальнейшем стать большой головной болью эксплуатационников.

Например, заднее стекло без ущерба для функциональности легко можно сделать двух- или даже трехсекционным. Дополнительные стойки в этом месте только усилили бы кабину, а заменять небольшие разбитые стекла проще и дешевле, чем одно большое. Кстати, защита стекол со стороны самосвальной платформы отсутствует пока на всех машинах.

Познакомившись на выставке с экспериментальными образцами ММТС, можно сделать однозначный вывод, что конструкторы НАМИ выбрали правильную концепцию таких машин. При относительно небольшой стоимости и высокой ремонтопригодности ММТС могут быть полезными не только в сельском хозяйстве страны, но и в коммунальном, а также найти применение в строительстве и многих других областях хозяйства.

Читайте также:

Проблемы Москвы с отходами
Проблемы Москвы с отходами

Какие только проблемы не встают перед столицей нашей Родины. И понаехавш...

ПАССАЖИР В ПРИЦЕПЕ

Пассажирский прицеп – согласитесь, звучит как-то странно и неблагозвучно. Но именно он перевозит людей уже

БКМ – нужная часть «строительного интерьера»
БКМ – нужная часть «строительного интерьера»

Ассортимент отечественных буровых установок на тракторной базе достаточно широкий. Прежде всего это машины коммунального назначения,