Грузовые автомобили на «мотор-шоу 2002»

Очередное «Мотор-Шоу» – смотр достижений автомобилестроения на площадках и в павильонах Выставочного комплекса на Красной Пресне – традиционно собрало тысячи москвичей и гостей столицы. Несмотря на отсутствие многих мировых производителей легковых автомобилей, грузовые были представлены как российскими, так и зарубежными фирмами достаточно широко.

Отметим при этом, что отечественная автомобильная промышленность, постоянно выставляющаяся после жестокого кризиса 1993 – 1996 гг., представила немало образцов современной техники. Впрочем, по словам Николая Пугина, председателя совета директоров АО «АСМ-Холдинг», о серьезных успехах в отрасли говорить пока не приходится. Налицо лишь некоторая стабилизация работы на большинстве автомобильных предприятий страны.

Наблюдается незначительный (0,1%) прирост производства грузовых автомобилей по итогам I полугодия 2002 г. Однако его обеспечили только два автозавода: АО «ГАЗ» и АО «УАЗ». У первого по сравнению с уровнем 2001 г. на 30,7% вырос выпуск «Соболей», на 10,1% – «Газелей» и на 4,7% – среднетоннажных ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308. На 2,3% возросло производство грузовых автомобилей на АО «УАЗ».

К сожалению, остальные российские заводы производство грузовых автомобилей по отношению к I полугодию 2001 г. заметно снизили. В частности, АМО ЗИЛ – на 25,3%; АО «КАМАЗ» – на 14,5%; АО «АЗ «Урал» – на 5,6%; АО «Ижмаш-Авто» – на 6,3%. Объемы продаж грузовиков за 6 месяцев 2002 г., по данным предприятий, снизились на 4%. На некоторых заводах образовались остатки нереализованной продукции, соизмеримые с месячным объемом производства. Поэтому по результатам I полугодия можно прогнозировать производство грузовых автомобилей в 2002 г. на уровне 175 тыс. шт., или на 0,5 – 1% выше, чем годом раньше.

Удачно работают автобусные заводы. В 2001 г. уровень их производства впервые превзошел докризисный, 1990 г., более чем на 5 тыс. машин и достиг рекордного, 5 800 – 6 000 шт. в месяц. Тенденция эта сохранилась и в 2002 г. Есть основания считать, что заводы, входящие в компанию «РусАвтоПром» (АО «ГАЗ», АО «ЛиАЗ», АО «ГолАЗ» и ООО «КАвЗ») вместо 12 тыс. автобусов, собранных в 2001 г., выпустят до 16 400 машин в 2002-м.

А теперь познакомимся с самыми интересными новинками техники, показанной на MIMS`2002.

АМО ЗИЛ

В «Экспоцентре» московское предприятие представило 14 автомобилей. Начнем с автобуса повышенной комфортабельности ЗИЛ-325ООR с дизелем Renault MIDR 040226F4 040226А4 мощностью 135 л.с. при 2 400 об/мин. Большой интерес вызвали два автомобиля грузоподъемностью 4,5 т с погрузочной высотой, близкой к погрузочной высоте «Бычков». На них установлены двигатели ММЗ Д245.9, отвечающие требованиям Euro-2, мощностью 136 л.с. Один из автомобилей, ЗИЛ-2Э4362 имеет короткокапотную компоновку, второй, экспериментальный, ЗИЛ-4Э4362, кабину над двигателем. Концепт-кар обладает грузоподъемностью 5 т при снаряженной массе 3,8 т. Его максимальная скорость – 95 км/ч, контрольный расход топлива – 15 л/100 км. Очевидный выигрыш новой конструкции в лучшей маневренности, обзорности с места водителя, меньшей габаритной длине – качествах, важных для городского коммерческого грузовика.

Класс малотоннажных грузовиков был представлен четырьмя новинками: седельным тягачом ЗИЛ-540100 с колесной базой 3 245 мм, медицинским автомобилем-фургоном ЗИЛ-5401Н1 с пневмоподвеской заднего моста и принудительной блокировкой дифференциала, специальным фургоном ЗИЛ-5301СС-18, сконструированным по заказу ФСБ, автомобилем ЗИЛ-5301В4 грузоподъемностью 2,5 т с базой 3 650 мм и термокузовом.

Для работы в составе автопоезда полной массой 30 т на ЗИЛе создан трехосный (6х4) тягач ЗИЛ-6309НО грузоподъемностью 10 т, оснащенный дизелем ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с., отвечающим требованиям Euro-2. Тягач имеет просторную удлиненную кабину, АБС и предназначен для дальних перевозок грузов.

Учитывая интерес покупателей к среднетоннажным грузовикам, оснащенным бензиновыми двигателями, ЗИЛ продолжает усовершенствовать их в направлении снижения токсичности и повышения экономичности. Пример тому: показ на выставке грузовика ЗИЛ-43360 грузоподъемностью 6,0 т с мотором ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с. при 3 200 об/мин, оборудованным системой центрального впрыска бензина.

Для замены износившихся пожарных машин производства Прилукского завода (Украина) ЗИЛ подготовил три новых пожарных автомобиля, выпуск которых налажен в Москве: ЗИЛ-433474 (6х6), ЗИЛ-433104 (4х2) и ЗИЛ-530104. Все эти модели обладают более высокими техническими характеристиками и уже востребованы гарнизонами ряда городов России.

ОАО «ГАЗ»

Экспозиция нижегородцев традиционно была одной из самых представительных, располагаясь на 720 м2 открытой площади и 200 м2 в павильоне.

Семейство «Соболей» было представлено рестайлинговой моделью ГАЗ-2217 «Соболь-Баргузин» с новым оперением передней части кузова – радиаторной решеткой, бампером, светотехникой. Модель отличает также усовершенствованная система вентиляции и отопления. Восьмиместный универсальный микроавтобус демонстрировался с дизелем ЗМЗ-40522, дополненным системой нейтрализации отработавших газов, обеспечивающей выполнение норм Euro-2. Среди других моделей семейства отметим полноприводную версию ГАЗ-22177, автомобиль-такси ГАЗ-221703 с дизелем ГАЗ-560 и специальной компоновкой салона.

Появилось пополнение и в семействе малотоннажных грузовиков и микроавтобусов «ГАЗель». 13-местное маршрутное такси с высокой крышей ГАЗ-322133 отличается увеличенными дверным проемом и высотой салона, более оптимальной компоновкой, улучшенной передней частью кузова, системой нейтрализации выхлопных газов. Модель оснащена двигателем ГАЗ-40522, в то время как фургон ГАЗ-2705 имеет под капотом двигатель нового стратегического партнера ГАЗа – концерна IVECO (модель 8140.43С), сблокированного с коробкой передач IVECO 2826.5. Более мощный дизель IVECO 8040.45С можно увидеть, и подняв капот перспективного грузового автомобиля ГАЗ-3310180 «Валдай», производство которого запланировано в ближайшие годы.

Премьерой выставки стал ГАЗ-2975 «Тигр», полноприводный многоцелевой автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию в самых различных климатических условиях. Автомобиль оснащен турбодизелем с промежуточным охлаждением воздуха Cummins В-180 и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Предусмотрена установка иных силовых агрегатов (в частности, ГАЗ-560) и автоматических трансмиссий. Высокую скорость на дороге и пересеченной местности обеспечивает независимая торсионная подвеска всех колес, а 400-миллиметровый дорожный просвет и система автоматического регулирования давления воздуха в шинах гарантируют машине высокую проходимость. Модель имеет гидроусилитель руля и может найти применение, как в гражданских, так и в военных целях. Она была представлена как в бронированном трехдверном варианте, так и с пятью дверями и задним багажным отделением в виде платформы, укрываемой брезентовым верхом. С шинами размерности 335/80R20 «Тигр» способен преодолевать максимальный подъем в 45о, брод глубиной до 1,2 м, в то же время максимальная скорость автомобиля варьируется в зависимости от оборудования и силового агрегата от 125 до 140 км/ч.

Среди специальных автомобилей, показанных на выставке, отметим инкассаторский «Соболь» с новым оперением и панелью приборов, «Егерь-II» ГАЗ-3308 с двухрядной кабиной, «Спасательный» ГАЗ-33086, в основе которого автомобиль «Земляк», самосвал на шасси «ГАЗель», рефрижератор ГАЗ-3302, санитарный «Соболь» ГАЗ-3317. Впервые на выставке было объявлено о введении понятия «модельный год» и о стремлении завода ежегодно обновлять выпускаемую продукцию.

ОАО «КАМАЗ»

В столицу России автогигант из Набережных Челнов привез три новинки, нигде не «засветившиеся» ранее, а также двигатели нового семейства, удовлетворяющие требованиям Euro-2. На MIMS`2002 были показаны среднетоннажный автомобиль КамАЗ-4315, седельный тягач КамАЗ-5470, пригородный автобус северного исполнения НефАЗ-5299-01, самосвал КамАЗ-65111 – полноприводный собрат известного 65115-го.

Начиная с 2001 г., все грузовики, сходящие с главного конвейера АО «КАМАЗ», оснащают дизелями, соответствующими Euro-1 или Euro-2. Выпуск двигателей старого семейства прекращен. Модернизация дизелей была проведена при одновременном избавлении от многих других, не связанных с проблемой токсичности, недостатков. В конце 2002 г. – начале 2003 г. запланирован массовый переход на моторы, отвечающие требованиям Euro-2.

>b>АО «АЗ «Урал»

Крупнейший в СНГ производитель грузовых автомобилей высокой проходимости, Уральский автомобильный завод («УралАЗ»), преобразованный в прошлом году в АО «Автомобильный завод «Урал», представил на выставке три новинки с полноприводными трансмиссиями. Вхождение в 2001 г. в холдинг «РусПромАвто» (РПА) и получение финансирования для проведения конструкторских разработок позволило начать существенную модернизацию выпускаемого модельного ряда, а также приступить к разработке нового семейства грузоподъемностью 26 – 33 т. В соответствии с соглашением о стратегическом партнерстве, подписанном РПА и группой компаний FIAT, производство автомобилей большой грузоподъемности АЗ «Урал» планирует осуществлять совместно с компанией IVECO на базе СП «ИВЕКО-УралАЗ».

На выставке впервые был представлен опытный образец самосвала с задней разгрузкой «Урал»-63293 с колесной формулой 6х6 и допустимой полной массой 33,5 т. Автомобиль представляет собой вариант установки силового агрегата ЯМЗ-7511.10 (400 л.с., Euro-2, турбонаддув с интеркулером) с коробкой передач ЯМЗ-239 на изделие СП «ИВЕКО-УралАЗ». Отечественный силовой агрегат снижает цену машины, упрощает ее сервис, отвечая пожеланиям транспортников.

Класс автомобилей высокой проходимости и большой грузоподъемности был представлен полноприводным четырехосным шасси «Урал»-532362 (8х8) грузоподъемностью 15 т, оснащенным 300-сильным турбодизелем ЯМЗ-238Б. Машина допускает отбор мощности от коробки передач и от раздаточной коробки. Оба автомобиля (и 6х6, и 8х8) имеют кабину СП «ИВЕКО-УралАЗ» со спальным местом.
И все же завод «Урал» считает, что для массовых полноприводных грузовиков в России предпочтительна капотная компоновка. Посетители выставки впервые могли познакомиться с экспериментальной моделью нового представителя перспективного семейства капотных вездеходов «Урал»-636142-02 (6х6), с кабиной и оперением интегрального типа. Кабина рассчитана на трех человек и отличается эргономически совершенным рабочим местом водителя. Тягач «Урал»-636142-02 был оснащен турбодизелем ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л.с., отвечающим нормам Euro-2.

ОАО «УАЗ»

Ульяновский автозавод, планирующий выпустить в 2002 г. 82 тыс. автомобилей, привез в Москву на выставку два новых пикапа. Первый назван заводчанами «Пикап-грузовик». Он имеет индекс «23608» и создан на базе внедорожников УАЗ-3160/3162. Модель отличается увеличенной до 3,0 м колесной базой, наличием двухместной двухдверной кабины и грузовой платформы прямоугольной формы с металлическими бортами и деревянным полом размерами 2 525х1 900х1 400 мм с тентом и 2 525х1 900х420 мм без тента. На автомобиле установлен дизель ЗМЗ-5143.10 мощностью 98 л.с., что позволяет сочетать высокую экономичность с хорошими динамическими показателями. Автомобиль рассчитан на перевозку мелкопартионных грузов в торговле, фермерских хозяйствах, в сфере строительства и предпринимательства. У него два топливных бака емкостью по 45 л каждый, хорошие геометрические показатели проходимости, подключаемый полный привод.

Другая новинка – пикап с двойной кабиной УАЗ-23632. Размеры платформы за кабиной – 1 400х1 560х1 300 мм. Платформа имеет откидной задний борт и новый «кенгурин» с интегрированной в него электролебедкой. Грузовая платформа может быть как открытой, так и закрытой с мягким или жестким верхом. На представленном образце был установлен бензиновый двигатель ЗМЗ-409 мощностью 136 л.с. В основе конструкции – модель УАЗ-3162 с удлиненной до 3,0 м колесной базой.

МАЗ

Завод традиционно познакомил посетителей выставки со своими последними разработками. В этом году он полностью перешел на комплектование автомобилей дизелями, отвечающими требованиям Euro-2. На открытой площадке международный седельный тягач предстал в новой, внутренней ипостаси – МАЗ-5440.03 (4х2).

Соответственно машина получила двигатель ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л.с. С ним сблокирована 8-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-238М. Номинальная полная масса автопоезда с таким тягачом – 35 т, допустимая – 38 т. На тягаче установлены бескамерные шины 295/80 R22.5, рессорная или пневматическая (по заказу) подвеска заднего моста, АБС. В кабине предусмотрено одно спальное место.

Впервые минчане привезли в столицу среднетоннажный автомобиль-самосвал МАЗ-457040-220 для нужд городского коммунального хозяйства. Полная масса самосвала составляет 9 800 кг при грузоподъемности 4 600 кг. Автомобиль выпускается с дизелем ММЗ Д-245.30Е2 мощностью 155 л.с. (Euro-2). Коробка передач – 5-ступенчатая, СААЗ-433420-1700010-01. Самосвальный кузов объемом 3,34 м3 разгружается на три стороны. По заказу его объем может быть увеличен с помощью надставных бортов. Автомобиль укомплектован шинами 235/75R17,5. В списке дополнительного оборудования – АБС, тахограф, независимый подогреватель и другие опции.

Впервые завод показал также двухосный полуприцеп для местных и региональных перевозок МАЗ-931010. Его снаряженная масса – 6,2 т, при этом его грузоподъемность – 22,95 т. Полуприцеп имеет тент, защищающий груз. Объем закрытого отсека платформы составляет 83 м3. Прицеп обеспечивает боковую загрузку грузов, при которой крышку тентовой надстройки снимать не нужно. В качестве дополнительного заказного оборудования предусмотрена установка алюминиевых дисковых колес, топливного бака с системой перекачки топлива, вещевого ящика, устройства для подавления брызг.

Автобусный филиал МАЗа привез городской автобус МАЗ-103-075 в северном исполнении. Называется он «Арктика». Образец выставлялся с дизелем фирмы Deutz мощностью 236 л.с. и автоматической трансмиссией Voith. Для сохранения тепла в салоне пол выполнен двойным, крыша имеет дополнительную теплоизоляцию. Уменьшена площадь бокового остекления. В салоне установлены обогреватели увеличенной мощности, улучшен обогрев кабины водителя. Для вентиляции салона летом число вентиляторов на крыше доведено до трех. Характерное северное отличие машины – применение вертикально установленной выхлопной трубы. В список заказного оборудования добавлена централизованная смазка элементов ходовой части.

Холдинговая компания «АвтоКрАЗ»

Хотелось бы верить, что самые трудные годы хорошо известного в России автозавода позади. Отныне 83,4% акций (весь государственный пакет) принадлежит украинско-немецкой фирме «Мега-моторс», которая не только остановила падение производства автомобилей, но и увеличила объемы выпуска в 3 раза по сравнению с 1995 г. Впервые за много лет 2001 г. КрАЗ закончил с прибылью.

Посетители имели возможность познакомиться сразу с двумя представителями нового семейства большегрузных шасси с колесной формулой 8х4. КрАЗ-7133С4-Д10 – так называется новый самосвал грузоподъемностью 15 т с кузовом задней разгрузки объемом 20 м3. Новинка имеет капотную компоновку, четыре моста (два из них ведомые) и дизель ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с., сблокированный с 8-ступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость машины на асфальте – 90 км/ч, допустимая полная масса – 29,5 т. Рядом с самосвалом стоял аэродромный топливозаправщик производства НПО «Авиатехнология» с цистерной емкостью 30 м3 на шасси КрАЗ-7133Н4 (8х4).

Львиную долю поставок техники (около 50%), идущей в Россию (а это 90% всей продукции, выпускаемой заводом), составляют шасси для последующего монтажа на них различных специализированных надстроек, заказанных, как правило, ведомствами, связанными со строительством и добычей нефти и природного газа. Теперь типаж шасси значительно расширен.

АО «TATRA»

Большие перемены произошли и у нашего другого зарубежного партнера, чешского завода TATRA. В ноябре 2001 г. правительство Чехии продало 91,2% акций этого предприятия американскому концерну SDC, а тот, в свою очередь, сохранив за собой контрольный пакет в сумме 51% акций, продал оставшиеся акции (40,6%) фирме Terex Corp., известному производителю строительной техники. Обе компании-владелицы рассчитывают развивать производство строительных самосвалов TATRA. При этом к сбыту подключаются 60 дилеров компании Terex, что может дать новые стимулы для роста производства.

В Москве TATRA демонстрировала две новинки, вызвавшие интерес у строительных организаций столицы и области. Первая – самосвал TATRA T163 36ESK8 6x6 JAMAL, получивший название «Маша», с одинарными шинами 1600R20 передних колес и одинарными шинами 2400R21 задних колес. Благодаря специальным прокладкам высота кузова для увеличения проходимости увеличилась, то же было проделано и с кабиной.

«Маша» рассчитана на работу в экстремальных условиях бездорожья, включая труднопроходимую местность с рыхлой болотистой почвой. Она оснащена 8-цилиндровым дизелем TATRA T3B-929-60, отвечающим нормам Euro-2, мощностью 255 кВт при 1 800 об/мин, имеет 10-ступенчатую основную и двухступенчатую дополнительную коробки передач, торсионную подвеску передних колес и пневматическую – задних. Межосевой дифференциал задних мостов блокируемый.

Еще одна премьера MIMS`2002 – четырехосный самосвал с кабиной над двигателем TATRA 815 280S84 41 270 8x8/2. Подобные машины поставляются как с трехсторонней разгрузкой кузова, так и только с задней. Дизель TATRA T3C-928-80 (Euro-3) развивает мощность 270 кВт при 1 800 об/мин и максимальный крутящий момент 1 800 Нм при 1 000 об/мин. Ходовая часть традиционна для TATRA последних лет: спереди в качестве упругих элементов торсионы, сзади – пневмобаллоны. Допустимая полная масса машины достигает 41 т. Широкий выбор дополнительного оборудования помогает клиенту дилерского центра подобрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая эксплуатации. Производство машин ведется только в соответствии с заказами.

Среди иных участников экспозиции нельзя не упомянуть компании Volvo Trucks, МАЗ-MAN, Scania, дилеров фирмы IVECO, Hyundai и International, показавших на своих стендах образцы своих грузовиков. Мы не останавливаемся на них лишь потому, что описания их новинок для российского рынка в большинстве случаев недавно уже были опубликованы на страницах нашего журнала.

Подводя итог экспозиции грузовиков на MIMS`2002 можно сказать, что она была традиционно разнообразна и привлекла внимание тысяч специалистов, дала толчок налаживанию новых деловых связей и контактов, продемонстрировала возросший за год уровень технической оснащенности автомобильной техники.

Читайте также:

Маленький гигант большого класса

В 2001 году владельцы и поклонники легких грузовиков Dodge дождались наконец давно предвкушаемого

Новый бескапотный внедорожник Урал
Новый бескапотный внедорожник Урал

Представление бескапотного автомобиля «Урал» с колесной формулой 4х4 состоится в рамках выездного заседания правления холдинга

Новый грузовик KOMATSU может за один раз перевезти 327 тонн груза
Новый грузовик KOMATSU может за один раз перевезти 327 тонн груза

Компания Коматсу, известный во всем мире производитель строительной, погрузочной техники и складской техники, расширяет свою