Семинар «РусАвтоПром» – Caterpillar в Москве

Накануне профессионального праздника автотранспортников компания «РусАвтоПром» совместно с московским представительством Caterpillar провели первый семинар, посвященный вопросам развития и изменения структуры пассажирских перевозок.

Семинар, в котором участвовали, с одной стороны – технические директора и главные конструкторы автобусных заводов, продукцию которых представляет на рынке компания «РусАвтоПром», а с другой – руководители автотранспортных компаний Москвы и области, оказался весьма полезным. Создатели автобусов познакомили собравшихся с состоянием дел на родных предприятиях, планах модернизации выпускаемой и подготовки производства новой продукции. В свою очередь, эксплуатационники высказали свои замечания по конструкциям и качеству изготовления автобусов.

Автобусный голод

Городские и пригородные перевозки в России являются главнейшими не только по своему объему, но и по социальному значению. Ведь подчас кроме автобуса не на чем добраться утром до работы или съездить в районный центр из удаленной деревни.

На автобусы в Российской Федерации приходится 65% городских пассажирских перевозок. На этом фоне особенно заметно сокращение автобусного парка страны. Так, на 1 000 человек у нас приходится один автобус особо большого класса, а число автобусов, приобретенных транспортными предприятиями России, упало с 20 тыс. в 1985 г. до 5 тыс. в этом (план поставок на 2001 г.). Более 40% парка или ремонтируется, или обслуживается. Даже в Москве, где ситуация значительно лучше, чем в целом по стране, коэффициент выпуска автобусов на маршруты составляет 0,58, хотя должен быть не менее 0,85. Изношенность автобусов привела к увеличению их аварийности в первой половине 2001 г. на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.

Как известно, 74% населения РФ проживает в городах, однако мало кто задумывался над тем, что ежегодный прирост городского населения составляет внушительные 14%! При этом численность автобусного парка страны сократилась с 1993 г. в 2,2 раза, а число пригородных маршрутов уменьшилось на треть. Ежегодно в стране списывается до 40 тыс. автобусов, а ежегодное пополнение составляет 15 тыс. машин, из которых только 10 тыс. являются новыми, а 5 тыс. – подержанными, приобретаемыми за рубежом.

Чтобы поддерживать объем и качество пассажирских перевозок на минимально приемлемом уровне транспортные предприятия были вынуждены покупать недорогие машины малого класса, ярким примером которых является ПАЗ-3205. В результате серьезно изменилась структура пассажирских перевозок в городах. Радует, что в последнее время катастрофическая ситуация сменяется более обнадеживающей. Вместе с экономическим ростом в стране постепенно улучшается и положение городского транспорта.

«РусАвтоПром» – усилия не прошли даром

Созданная год назад компания «РусАвтоПром» представляет на российском и мировом рынках продукцию ведущих отечественных производителей автобусной техники: ОАО «Павловский автобус» (ПАЗ), ООО «Ликинский автобус» (ЛиАЗ), ОАО «Голицынский автобус» (ГолАЗ), ОАО «Курганский автобусный завод» (КАВЗ) и ОАО «Канашский автоагрегатный завод» (КААЗ). Компания консолидирует усилия предприятий в разработке, производстве и реализации практически всей отечественной техники, обеспечивающей наземные перевозки. Такого рода консолидация усилий уже стала мировой практикой, наиболее ярким примером, которой являются международные автобусные холдинги.

«РусАвтоПром» объединил все маркетинговые и сбытовые функции своих заводов в одной организации, и это дает определенные выгоды. Производители начали согласованно действовать при формировании предложения рынку (ассортимент, цены, сервисное обслуживание и т.д.), что дает возможность избежать ненужной конкуренции и гарантирует рынки сбыта, а значит и стабильность финансового положения. А финансовая стабильность – это именно то, что сейчас необходимо, чтобы совершенствовать конструкции выпускаемых автобусов, повысить качество продукции, развивать социальные программы. На заводах, входящих в компанию, полностью погашены задолженности по зарплате, растет число рабочих мест, своевременно платятся налоги и отчисления, растет выпуск автобусов.

В настоящее время специалисты «РусАвтоПрома» разрабатывают концепцию региональной товаропроводящей сети, максимально приближающей продукт к потребителю. Чтобы кардинально облегчить эксплуатацию автобусов и увеличить срок их работы меняется система гарантийного и сервисного обслуживания. Теперь несколько цифр, говорящих сами за себя. С января по сентябрь этого года выпуск автобусов на ПАЗе составил 134% к аналогичному периоду 2000 г. Рост производства автобусов на ЛиАЗе (с апреля по сентябрь) составил 168%, на ГолАЗе (с мая по сентябрь) – 217, на КАВЗе (с мая по сентябрь) – 210%. И это при общем падении выпуска автобусов по стране на 6,3% в I полугодии 2001 г.

Caterpillar в России

Поскольку одним из инициаторов семинара была компания Caterpillar S.F.R.L. его участники получили возможность подробно познакомиться с ее деятельностью в России и перспективами ведения бизнеса в ближайшие годы.

Сотрудничество специалистов компании с нашей страной началось еще до появления марки Caterpillar. Так, тракторы Д. Беста работали на сибирских просторах в начале XX века, а в 1913 г. гусеничный трактор Б. Холта завоевал сразу несколько золотых медалей и был выбран в качестве тягача артсистем для Русской армии. Во время Первой мировой войны тракторы Холта закупались в больших количествах.

В конце 20-х начале 30-х годов, когда в СССР проводился курс на механизацию сельского хозяйства, после успешных испытаний пробной партии тракторов Caterpillar начались их крупномасштабные поставки в нашу страну. С октября 1923 г. по май 1930 г. для колхозов и МТС у компании Caterpillar было закуплено 1 350 колесных тракторов и другой техники на сумму 12 млн. долларов. Заметим, что именно в это время США были охвачены экономическим кризисом и, кто знает, не будь российского заказа, сумела бы компания Caterpillar пережить трудное время?

На протяжении многих послевоенных лет СССР неоднократно приобретал технику Caterpillar. Тракторы работали на строительстве крупных газопроводов: Салехард – Ухта (1970 г.); Средняя Азия – Центр (1974 г.); «Союз» в Западной Украине (1976 г.). В 1973 г. в Москве открылось первое представительство фирмы. Оно занималось поставкой техники для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности СССР и ее техническим обслуживанием. Впоследствии появились региональные представительства – в Центральном регионе, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, в Казахстане. Сегодня на территории России и СНГ работают 12 дилерских компаний, являющихся партнерами своих клиентов на местах.

Среди последних достижений фирмы на нашем рынке – открытие 1 марта 2000 г. завода Caterpillar в Тосно (Ленинградская обл.). Завод выпускает комплектующие для строительного оборудования, которые поставляются на сборочные заводы фирмы в Европе. Производственная площадь предприятия – 22 700 м2 и оно полностью соответствует мировым стандартам. С 1993 г. дизели Caterpillar устанавливают на автомобили ЗИЛ, «Урал», автобусы ЛиАЗ.

Дизель марки САТ-3116, которым снабжают автобусы, разработан совместно с General Motors для транспортных средств, работающих в исключительно напряженных условиях. Адаптация этого мотора к автобусу потребовала кропотливой работы, но результат налицо. Малая масса мотора (550 кг), высокая мощность (230 л.с. при 2 600 об/мин) и большой крутящий момент (820 Нм при 1 560 об/мин), а также отличная экономичность автобуса, оборудованного им (32 – 35 л/100 км), пришлись по душе эксплуатационным организациям. Более 1 500 автомобилей и автобусов с дизелем САТ-3116, удовлетворяющим нормы Euro-2, уже колесят по просторам России. Все автобусы ЛиАЗ, поставленные с 1999 г. в автопарки Москвы, в качестве силового агрегата имеют только его.

Ходимость до капитального ремонта этого дизеля, по мнению российских специалистов, составляет около 900 тыс. км. Недавно, на 5-м Российском автосалоне на стенде компании был показан дизель САТ-3116, снятый с городского автобуса ЛиАЗ-5256, принадлежащего автобусному парку № 3 Санкт-Петербурга. Его пробег без какого-либо ремонта составил 600 тыс. км, причем он мог бы пройти еще не менее 200 тыс. Это самый большой известный пробег импортного дизеля на городском автобусе отечественного производства.

На семинаре стало известно, что Caterpillar в этом году дополнительно поставит ЛиАЗу 500 двигателей для комплектации ими автобусов ЛиАЗ-5256. По этому поводу вице-президент компании Эдвард Дж. Рэпп, отвечающий за развитие бизнеса в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в СНГ, отметил, что «рынок автобусов быстро развивается в России, поэтому нам важно продолжать добрые долгосрочные отношения с производителями автобусов в этой стране. А Ликинский завод считает, что наши двигатели очень надежны и долговечны». Финансирование контракта осуществляется через кредитное соглашение между МДМ-банком, банком КВС и Ликинским автобусным заводом. Данная сделка – первая в России после кризиса 1998 г., которая выполняется под гарантии бельгийского Экспортного Агентства Office National Du Ducroire.

В рамках семинара прошел обмен мнениями о путях развития производства автобусов в нашей стране. Выступавшие отмечали важность усиления общественного интереса к проблеме, своевременность мер, осуществляемых компанией «РусАвтоПром» в этом направлении. Семинар решено проводить ежегодно.

Читайте также:

Именинник «Амкодор» во всей технокрасе
Именинник «Амкодор» во всей технокрасе

В рамках празднования 80-летнего юбилея ОАО «Амкодор» была организована выставка техники, разработанной в последние годы.

Самосвальные платформы "МАЗ-МАН" на автомобилях MAN TGA
Самосвальные платформы "МАЗ-МАН" на автомобилях MAN TGA

СП ЗАО "МАЗ-МАН", белорусско-германское предприятие по производству грузовой автомобильной техники, освоило выпуск самосвалов на шасси

МАЗ-200 — содружество двух республик

Его конструкция была создана в древнем русском городе Ярославле, но основная жизнь проходила среди белорусских