ОСАГО и напряженность

Андрей Заболотский

 

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция генерального директора холдинга «Ромир» Ольги Гореловой, представившей исследование, касающееся сферы обязательного страхования автогражданской ответственности.

 

Тема «автогражданки» является сегодня одной из наиболее актуальных и острых в автомобильном сообществе. Поэтому социологи «Ромира», проводившие исследование в регионах, в которых ОСАГО убыточен для страховых компаний, по сути, измерили и индекс социальной напряженности, вызванной этой проблемой.

 

В начале выступления Ольга Горелова отметила, что эксперты холдинга уже на протяжении нескольких лет занимаются изучением проблем, связанных с обязательным страхованием автогражданской ответственности.

 

- Столь долгая работа в этой области и стала той отправной точкой, – подчеркнула руководитель Ромира, – побудившей наших экспертов более внимательно посмотреть, что происходит с этим страховым продуктом в убыточных для страховщиков регионах.

 

Задачи в проводившемся исследовании ставились следующие: во-первых, это, конечно, изучение отношения непосредственно к страховому продукту; во-вторых, это выявление трудностей, с которыми сталкиваются водители при оформлении и в использовании ОСАГО; в-третьих, определение ожиданий и желаемых изменений со стороны автомобильного сообщества; в-четвертых, изучение мнения респондентов о повышении тарифов на страховку.

 

В проводимых мероприятиях присутствовала еще одна подцель – рассчитать индекс социальной напряженности, способный повлиять на выборы 2014 г. Здесь, по словам Ольги Гореловой, имелось в виду, что не сам страховой продукт вызывает социальную напряженность, а неправильные действия и отсутствие изменений в столь важной для автомобилистов сфере.

 

В основе любого исследования – опрос. Экспертами холдинга были опрошены методом формализованного интервью 1,5 тыс. автовладельцев, оформивших страховой полис в текущем году. Выборка вполне достаточная, чтобы проанализировать мнение целевой аудитории.

 

Опрос проводился в городах численностью 100 тыс. человек и более. По заявлению Ольги Гореловой важным моментом было определение списка субъектов РФ, для включения в исследование. В него вошли: Башкортостан, Республика Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Челябинская области.

 

Отбор именно этих субъектов федерации происходил по принципу убыточных выплат по ОСАГО, то есть, когда выплаты страховых компаний превышали доходность от страховых взносов.

 

Второй признак в выборе данных регионов – выяснение реакции автомобилистов на проведение региональных выборов в «совмещении» последних с проблемами ОСАГО.

 

Здесь следует отметить, что почти половина респондентов поддержала бы депутата, обещавшего решить проблемы с ОСАГО (увеличение выплат, в том числе за счет увеличения тарифов; расширение сети пунктов продажи полисов), но определенно поддержали бы такого депутата только 9% респондентов. На решение четверти респондентов о поддержке данное обещание не повлияло бы.

 

Наибольшие шансы быть избранным оказались бы у депутата «с обещаниями» в Татарстане, Воронежской, Волгоградской, Оренбургской, Челябинской, Нижегородской, Курганской областях и Башкортостане.

 

При измерении «индекса напряженности» были учтены и такие данные как готовность автовладельцев игнорировать закон об ОСАГО, средний доход на члена семьи, возраст авто и т.д.

 

Анализ и сведение полученных данных показали, что самый высокий индекс социальной напряженности отмечается в Нижегородской, Воронежской, Липецкой областях и Республике Марий Эл.

 

А вот как (в процентном отношении) выглядят установки опрошенных россиян, которые (по их мнению) могут поспособствовать в решении кризисной ситуации: 52% выступают за увеличение выплат по ОСАГО, даже при увеличении тарифов; 27% ратуют за открытие большего числа пунктов оформления страховых полисов; 17% считают, что к страхованию стоит привлечь западные компании; 10% вообще против страхования «автогражданки».

 

Выяснилось, как заметила Ольга Горелова, также следующее, что, если ситуация с ОСАГО никак не разрешится, то 49% из опрошенных все равно будут пользоваться предложенным вариантом страхования; 28% станут «жалобщиками», и будут отправлять петиции в вышестоящие инстанции; 23% будут готовы принять участие в различного рода протестных акциях; 21% вполне спокойно смогут обойтись и без полиса; 10% приобретут поддельные страховые документы; 8% в «знак протеста» откажутся от авто, и еще 8% собираются бойкотировать региональные выборы-2014.

 

О том, какие настроения преобладают среди респондентов, свидетельствуют и такие данные: более трети полагают, что если в ситуации с ОСАГО не произойдет положительных изменений, то в перспективе следует ожидать протестных выступлений. Четверть опрошенных – явно из разряда «пофигистов» - полагают, что все как-нибудь, да утрясется.

 

Немаловажным является такой фактор как отношение автовладельцев к ОСАГО в целом. О необходимости сохранения этого страхового продукта уверенно заявляют 53%, также высказываются в его пользу 38%, только с оговоркой о необходимости реформирования.

 

- Таким образом, – подчеркнула руководитель Ромира, – становится очевидным, что для 91% ОСАГО является нужным страховым продуктом. Без внимания здесь, кстати, нельзя оставлять и мнение 76% опрошенных, считающих, что в страховом продукте должны быть предусмотрены льготы для социально незащищенных слоев населения.

 

И еще один очень важный вопрос, который отмечался всеми опрошенными. Связан он был, конечно, с прогнозируемым ростом цен на ОСАГО. О предстоящем росте цен слышали 82% респондентов. О том, чем он может быть вызван, мнения, как водится, разделились: 30% автовладельцев связали его с повышением страховых выплат и, соответственно, с убытками страховщиков; 23% предположили, что существенное влияние здесь оказывает инфляция; 18% убеждены в стремлении страховых компаний просто повысить свою прибыль.

 

Вот такие «индексы-проценты». А вывод, который никому не навязываю, после пресс-конференции сделал, пожалуй, только один – напряжение всегда следует снимать, не доводя до кипения…

Читайте также:

Volvo. Concept Truck 2020

Пройдет всего десять лет, и грузовики существенно изменятся. По крайней мере, так считает Рикард Орелль,

Пьян за рулем? Вторично? В тюрьму!
Пьян за рулем? Вторично? В тюрьму!

Управление автомобилем в нетрезвом виде для водителя, уже наказывавшегося за такое правонарушение, обернется лишением свободы

Магаданские ограничения для грузовиков
Магаданские ограничения для грузовиков

С 16 мая в Магаданской области будут введены весенние ограничения для тяжелого транспорта.