СуперЗИЛ ЗИЛ-630902 XL

СуперЗИЛ ЗИЛ-630902 XL
Не перевелись на Руси Кулибины. Эта мысль приходит на ум всякому, кто впервые видит седельный тягач ЗИЛ-630902 XL. Завод им. Лихачева его не выпускал. Эта модель – плод усилий кустаря-одиночки.

Сегодня трудно сказать, когда профессиональному водителю из Тольятти Алексею Полищенко впервые пришла в голову мысль заняться серьезной переделкой грузовиков. Ровно 10 лет назад он решил усовершенствовать серийного "Крокодила" – ЗИЛ-133 ГЯ. Ну, тесной была для него кабина и – недостаточно комфортабельной. Взял в руки сантиметр, обмерил кабину. Нашел лист ржавого железа, резанул по нему сваркой. Еще несколько дней обливания потом – и "спальник" с надстройкой готов. Да еще какой: с внутренней высотой 220 см – больше, чем у любого импортного "дальнобоя"! Покрасил 15-летнюю машину – и засверкала она лучше новенькой.

В 2000 году вместе с братом, дипломированным инженером Федором Полищенко, энтузиаст загорелся созданием мощного седельного тягача. На этот раз все было сделано "по науке": изготовили эскиз, обсудили детали. И когда пришли к общему знаменателю, принялись за воплощение мечты. Сами купили шасси бортового грузовика ЗИЛ-630902. Сами подключили к проекту друзей-единомышленников. И сами несколько месяцев кряду, что называется, не разгибаясь, ваяли плод своего воображения. Только работа с железом заняла 3 месяца.

Взамен 6-цилиндрового мотора ЯМЗ-236 с отдачей в 180 л.с. поставили куда более мощный ярославский ЯМЗ-238 Д2. При 8 цилиндрах турбированный агрегат, рассчитанный для КрАЗов, выдавал на-гора уже 330 "лошадок". На 40-й тысяче пробега пришлось отказаться от зиловской 9-ступенчатой коробки передач – она попросту рассыпалась. Вместо нее поставили 10-ступенчатую камазовскую с адаптированным переходником. Но не думайте, что кустарные работы остались нелегальными: все конструктивные изменения официально зарегистрированы в ГИБДД.

Эксклюзивным является и белый медведь на капоте – его отлил Никита Матюхин. Это не дань украшательству, а память о шоферских временах на Крайнем Севере: тогда Алексей тоже крутил баранку грузовика.

"Спальник" на новой машине – из стандартных вазовских деталей. Понадобилась крыша от "Жигулей-четверки", и не одна, а целых восемь! В кабине появилось 2 спальных места, и в дополнение к ним – умывальник и холодильник. Чтобы увеличить внутреннее пространство, "седло" сдвинули ближе к задним осям. Над ведущими колесами поставили пластиковые крылья питерского "Петропласта".

Подвеску оставили стандартной заводской, а вот с подвеской кабины пришлось мудрить. В итоге остановились на отечественных стабилизаторах от вазовской "классики". Пружины и амортизаторы для кабины тоже "жигулевские". Получилось дешево и сердито.

Сегодня общий пробег на ЗИЛ-630902 XL приближается к 100 тыс. км. И автомобиль ни дня не стоит без работы. Сейчас он таскает за собой автовозные полуприцепы, на которых умещается по 8 малолитражек ВАЗ. Но так было не всегда.

Поначалу СуперЗИЛ, как говорят дальнобойщики, ходил под тентом. И однажды случилась беда – замкнула проводка. Последствия оказались хуже некуда: выгорела вся кабина. Пришлось тольяттинскому Кулибину покупать кабину в сборе и все начинать сначала. Затем продал фуру и приобрел двигатель. Удлинил капот. Правда, часть места в кабине заняла турбина, но тут уж ничего не попишешь. Будучи человеком опытным, Алексей по себе знает, как утомляет шум и как неприятно мерзнуть, сидя за рулем. И потому особое внимание он уделил звуко- и теплоизоляции. Все остальное вы уже знаете…

…Кстати, впервые появился на широкой публике СуперЗИЛ на выставке "КомТранс". А до этого чудо-тягач могли видеть отдыхающие Черноморского побережья – туда Алексей ездил в отпуск с семьей. Между прочим машина не ходила порожняком: на "закорках" она везла "Оку" – так, на всякий пожарный случай…


Текст: Александр Трохачёв
Фото: Юрий Дородонов

Статья опубликована в журнале "Колеса" №9[83] за Сентябрь 2004 г.

Читайте также:

«ПромТранс»  «СитиТрансЭкспо»
«ПромТранс» «СитиТрансЭкспо»

В феврале (с 12 по 15) в Москве в смежных павильонах КВЦ «Сокольники» одновременно

Автомобильный кластер по-калужски
Автомобильный кластер по-калужски

В минувшем году в 40-м регионе России выпущен миллионный автомобиль. Результат достигнут за

148 подмосковных нарушений
148 подмосковных нарушений

Почти полторы сотни нарушений было выявлено за неделю Госадмтехнадзором на подмосковных дорогах.