ГАЗ-66 - 33 года без выходных

2 ноября 2003 года исполнится сорок лет с того момента, как были собраны первые вездеходы «ГАЗ-66». Они же первыми из отечественных автомобилей получили государственный Знак качества и имели централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. «Шестьдесят шестой» просуществовал на конвейере 33 года и«умер» в возрасте Христа.

Через несколько лет после начала выпуска «ГАЗ-63» довольно явственно проявились его недостатки: машина неуверенно чувствовала себя на подъемах и резких поворотах, плохо разгонялась, а ее максимальная скорость - 60 км/ч по шоссе - была явно недостаточной. Поэтому в середине 50-х на Горьковском автозаводе приступили к проектированию еще одного автомобиля-вездехода, призванного заполнить пробел между машинами «ГАЗ-63» и «ГАЗ-69». Новый грузовик получил индекс «ГАЗ-62», который уже имелся на вездеходе, созданном в Горьком еще в 1940 году на базе знаменитой полуторки «ГАЗ-ММ». Испытания опытных моделей «ГАЗ-62» проводились очень тщательно, и они показали, что с грузом в 2 т машина разгоняется на дороге с твердым покрытием до 85 км/час, преодолевает овраги, заполненные водой, и уверенно движется по снежной целине глубиной 600 мм. Однако начало войны оборвало все доводочные работы по, в общем-то, перспективному вездеходу, а конструкторские силы, накопившие опыт в разработке автомобилей высокой проходимости, были сосредоточены на создании командирского «джипа» «ГАЗ-64», позднее превратившегося в «ГАЗ-67».

Послевоенный «ГАЗ-62», впервые появившийся в 1966 году, оказался компромиссным вариантом между «козлом» («ГАЗ-69») и американским Dodge 3/4 («три четверти»).

При колесной базе 2850 мм второй «ГАЗ-62» мог перевозить 12 человек на откидных скамейках или 1,2 т груза. Его максимальная скорость достигала 85 км/ч, а в качестве движущей силы использовали все тот же 6-цилиндровый 76-сильный мотор, что и на ранних образцах 1940 года. Разработанный с учетом требования армии новый «ГАЗ-62» отличался прогрессивными техническими решениями: герметизированными барабанными колесными тормозами, применением резиновых подушек в креплении рессор переменной жесткости, обеспечивавших высокую плавность хода. Кузов имел мощный отопитель, а ветровое стекло - обдув теплым воздухом для предотвращения запотевания и замерзания. Всего построили около 10 опытных образцов «второго издания» «ГАЗ-62». Кроме стандартного, имелся опытный образец с расширенной платформой и горизонтальным расположением «запаски", построенный в 1958 году, а также был построен опытный образец 4-осного вездехода «ГАЗ-62» на основе ходовой части бронетранспортера, который мог передвигаться по воде, используя в качестве движителя колеса. Все опытные образцы 2-го поколения «ГАЗ-62» успешно прошли заводские испытания и получили положительные заключения, но этого оказалось недостаточно, чтобы они пошли в производство. Поэтому вместо них на «ГАЗе» был разработан очередной, третий вариант «ГАЗ-62», но уже с кабиной, установленной над двигателем.

Третий вариант бескапотного полноприводного грузового автомобиля тоже в первую очередь был нацелен на использование в армии. Его создали в рекордно короткие сроки. Он также был рассчитан на перевозку 12 человек, двое из которых размещались в кабине. Откидывающаяся вперед для обеспечения доступа к двигателю кабина имела мягкий складной верх, пристегивающиеся боковые шторки и откидывающееся вперед ветровое стекло для удобства маскировки и погрузки в транспортный самолет или вертолет. Последний вариант «ГАЗ-62» получил бензиновый двигатель с форкамерно-факельным зажиганием, созданный горьковскими конструкторами. Правда, снова это стало лишь развитием довоенной конструкции, от которой теперь удалось добиться мощности 85 л.с. Максимальная скорость 3-го варианта «ГАЗ-62» составляла 85 км/ч, а расходовал он 16 л топлива на 100 км пути. Предполагалось, что «ГАЗ-62» будет тягачом для прицепа общей массой 1200 кг, а на части машины устанавливалась лебедка («ГАЗ-62А»). Машина сумела добраться до конвейера и даже начала поступать в автомобильные войска. Но вскоре основной заказчик - армия - отказался от небольшого и ладно скроенного вездехода: его грузоподъемности 1100 кг оказалось недостаточно.

Именно этот последний, третий вариант «ГАЗ-62» и стал отправной базовой точкой для следующего горьковского вездехода «ГАЗ-66», главным конструктором которого был назначен А.Д. Просвирин. Производство «66-го» продолжалось более 30 лет, и, несмотря на это, машина долгое время соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Она имела самую высокую удельную энерговооруженность среди советских грузовых автомобилей повышенной проходимости - 33 л.с. на тонну полного веса - и демонстрировала прекрасные ходовые качества практически в любых условиях движения. На сухом твердом грунте «ГАЗ-66» преодолевал подъемы крутизной до 37°, а на сыпучем песчанике - до 22°. Напомним, что предшественник «ГАЗ-63» имел эти показатели соответственно 28 и 4°. Высокая проходимость обеспечивалась самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, а также оптимальным распределением нагрузок по осям. «ГАЗ-66» еще отличался максимально низким центром тяжести, позволявшим ему уверенно двигаться по круговой трассе со скоростью 65 км/ч без риска опрокинуться. Для «ГАЗ-63» критическая скорость в аналогичных условиях равнялась всего 40 км/ч.

Грузоподъемность «ГАЗ-66» составляла 2000 кг. Кроме того, он мог буксировать прицеп полной массой до 2 т. На машине устанавливался V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель, развивавший 115 л.с. при 3200 об/мин.

Четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах работала совместно с 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Передний мост имел отключаемый привод и шариковые шарниры равных угловых скоростей. Подвеска выполнялась на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия.

Цельнометаллическая кабина, расположенная над двигателем, оборудовалась мощным отопителем и приспособлением для обмыва ветрового стекла. В кабине имелось подвесное спальное место, а для удобства доступа к двигателю кабина откидывалась вперед. Также по заказу армии выпускались партии «ГАЗ-66 Б», имевшие кабины с мягкой задней стенкой, пристегивающимися боковинами и откидным ветровым стеклом.

Передняя выштамповка облицовки радиатора в 1967 году претерпела некоторые стилистические изменения: были убраны прорези с ее верхней части. Большинство «ГАЗ-66», поступавших в Советскую армию, имели цельнометаллические универсальные кузова с высокими решетчатыми не открывающимися бортами, откидными скамейками и откидным задним бортом. По желанию заказчика кузов мог быть оборудован дугами с тентом. Колеса «обувались» в покрышки размером 12.00-18. Вездеход весил 3640 кг в снаряженном состоянии и мог разгоняться до 95 км/ч.

Наряду со стандартной моделью, имевшей индекс «ГАЗ-66-01Ю», существовала модификация «ГАЗ-66-02», оснащенная передней лебедкой. Выпускались также автомобили «ГАЗ-66-04» с экранированным электрооборудованием и «ГАЗ-66-05» с лебедкой и экранированным электрооборудованием; до 1968 года производился «ГАЗ-66-03» с экранированным электрооборудованием, но без системы регулирования давления воздуха в шинах. А каких только специальных машин не несли на своих шасси потомки трех поколений «ГАЗ-62»! Почтовые и продуктовые фургоны обслуживали жителей деревушек, затерявшихся в болотах Полесья, они же были незаменимы и в войсковых частях. Из близлежащих совхозов и колхозов автоцистерны «АЦ-20» везли молоко в магазины городов. Полевые аэродромы обеспечивались горючим и маслами, доставленными автотопливозаправщиками и маслозаправщиками на шасси «ГАЗ-66». В отдаленные населенные пункты буксировали специальные прицепы с медикаментами, передвижные больницы, операционные и стоматологические кабинеты на шасси «ГАЗ-66». Рабочих нефте- и газопромыслов везли домой транспортные средства для вахтовых бригад.

Сломавшиеся в поле комбайны и трактора ремонтировали механики, приезжавшие на специальных передвижных автомастерских, оборудованных навесным краном-укосиной тоже на шасси «ГАЗ-66». Специальных военных фургонов, в которых размещались радиостанции, передвижных контейнеров МЧС работает еще великое множество. Кто из фронтовиков не знает, как нужна солдату обычная питьевая вода и как трудно обеспечить ею армию. В наши дни роль полевого водоснабжения возросла еще больше. Для быстрого добывания ключевой воды служат буровые установки «ПБУ» на основе «ГАЗ-66» и 2-осного прицепа. На автомобиле смонтирован буровой станок, а на прицепе погружены буровые принадлежности.

А каких только типов пожарных автомобилей не выпускала промышленность для монтажа на шасси «ГАЗ-66»: автоцистерны «АЦ-30» для тушения обычных пожаров, «АЦЛ-3» для тушения лесных возгораний, пожарные автомобили комбинированного тушения «АКТ-0,5/0;5(66)» и даже автомобили порошкового тушения итальянской фирмы Silvani; автомобили связи и освещения, фрезерные шнекороторные снегоочистители Северодвинского завода коммунального машиностроения и последние универсальные тягачи фирмы «Семар».

В 1964 году на основе «ГАЗ-66» были созданы опытные образцы 3-осного вездехода «ГАЗ-34» с колесной формулой 6х6, грузоподъемностью 3000 кг и вариант 6х4, грузоподъемностью 7000 кг. Также кабина от «ГАЗ-66» устанавливалась на шасси обычного «ГАЗ-53В», предназначенного для работы в качестве седельного тягача. Однако эти машины не пошли в производство вследствие того, что московский «ЗИЛ» освоил производство своего автомобиля высокой проходимости «ЗИЛ-131» и седельных тягачей «ЗИЛ-130В1».

29 ноября 1969 года «ГАЗ-66» стал первым изделием отечественного автопрома, которому был присвоен государственный Знак качества. Горьковский вездеход ценили не только в нашей стране: во всех армиях стран Варшавского Договора на вооружении стояли «ГАЗ-66». Множество этих вездеходов работали и воевали в Сирии, Ираке, Иране, в Афганистане. Еще сегодня в армиях многих стран и даже в войсках ООН эксплуатируются горьковские вездеходы.

В 1982 году на Горьковском автозаводе построили опытные образцы автомобиля повышенной проходимости «ГАЗ-3301», использующие модернизированное шасси «ГАЗ-66» с совершенно новой современной кабиной, однако на конвейер они снова не попали. С 1993 года «ГАЗ» начал комплектовать «66-е» 4-цилиндровым дизелем «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с., после чего машина получила индекс «ГАЗ-66-41». Чуть позже освоили выпуск турбодизеля мощностью 116 л.с. Оснащенным им грузовикам присвоили индекс «ГАЗ-66-40». Однако рационализация производственной программы на «ГАЗе» положила конец старому доброму «ГАЗ-66». В 1996 году на конвейер встал новый грузовик-вездеход «ГАЗ-33-097», получивший собственное имя «Садко», в основе которого - двигатель, мосты и трансмиссия «ГАЗ-66». На базе этой машины Горьковский автозавод успешно осваивает модификации «Егерь», «Вепрь» и «Водник».

Александр Новиков

Читайте также:

Грузовики "Валдай" (ГАЗ-3310): от автофургона до седельного тягача со спальным местом
Грузовики "Валдай" (ГАЗ-3310): от автофургона до седельного тягача со спальным местом

На выставке «Мотор-шоу-2005» в Экспоцентре на Красной Пресне представлено целое семейство грузовиков ГАЗ «Валдай» (ГАЗ-3310)

Белорусские автоперевозчики не исключают возможности объявления моратория на закупку техники отечественного производства
Белорусские автоперевозчики не исключают возможности объявления моратория на закупку техники отечественного производства

По данным специалистов, приостановить закупку грузовых автомобилей белорусские перевозчики намерены из-за того, что "министерство промышленности

Беспилотная фура
Беспилотная фура

Через 10 лет компания Mercedes-Benz начнет серийный выпуск самоуправляемых грузовиков.