ГАЗ-66 - 33 года без выходных

2 ноября 2003 года исполнится сорок лет с того момента, как были собраны первые вездеходы «ГАЗ-66». Они же первыми из отечественных автомобилей получили государственный Знак качества и имели централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. «Шестьдесят шестой» просуществовал на конвейере 33 года и«умер» в возрасте Христа.

Через несколько лет после начала выпуска «ГАЗ-63» довольно явственно проявились его недостатки: машина неуверенно чувствовала себя на подъемах и резких поворотах, плохо разгонялась, а ее максимальная скорость - 60 км/ч по шоссе - была явно недостаточной. Поэтому в середине 50-х на Горьковском автозаводе приступили к проектированию еще одного автомобиля-вездехода, призванного заполнить пробел между машинами «ГАЗ-63» и «ГАЗ-69». Новый грузовик получил индекс «ГАЗ-62», который уже имелся на вездеходе, созданном в Горьком еще в 1940 году на базе знаменитой полуторки «ГАЗ-ММ». Испытания опытных моделей «ГАЗ-62» проводились очень тщательно, и они показали, что с грузом в 2 т машина разгоняется на дороге с твердым покрытием до 85 км/час, преодолевает овраги, заполненные водой, и уверенно движется по снежной целине глубиной 600 мм. Однако начало войны оборвало все доводочные работы по, в общем-то, перспективному вездеходу, а конструкторские силы, накопившие опыт в разработке автомобилей высокой проходимости, были сосредоточены на создании командирского «джипа» «ГАЗ-64», позднее превратившегося в «ГАЗ-67».

Послевоенный «ГАЗ-62», впервые появившийся в 1966 году, оказался компромиссным вариантом между «козлом» («ГАЗ-69») и американским Dodge 3/4 («три четверти»).

При колесной базе 2850 мм второй «ГАЗ-62» мог перевозить 12 человек на откидных скамейках или 1,2 т груза. Его максимальная скорость достигала 85 км/ч, а в качестве движущей силы использовали все тот же 6-цилиндровый 76-сильный мотор, что и на ранних образцах 1940 года. Разработанный с учетом требования армии новый «ГАЗ-62» отличался прогрессивными техническими решениями: герметизированными барабанными колесными тормозами, применением резиновых подушек в креплении рессор переменной жесткости, обеспечивавших высокую плавность хода. Кузов имел мощный отопитель, а ветровое стекло - обдув теплым воздухом для предотвращения запотевания и замерзания. Всего построили около 10 опытных образцов «второго издания» «ГАЗ-62». Кроме стандартного, имелся опытный образец с расширенной платформой и горизонтальным расположением «запаски", построенный в 1958 году, а также был построен опытный образец 4-осного вездехода «ГАЗ-62» на основе ходовой части бронетранспортера, который мог передвигаться по воде, используя в качестве движителя колеса. Все опытные образцы 2-го поколения «ГАЗ-62» успешно прошли заводские испытания и получили положительные заключения, но этого оказалось недостаточно, чтобы они пошли в производство. Поэтому вместо них на «ГАЗе» был разработан очередной, третий вариант «ГАЗ-62», но уже с кабиной, установленной над двигателем.

Третий вариант бескапотного полноприводного грузового автомобиля тоже в первую очередь был нацелен на использование в армии. Его создали в рекордно короткие сроки. Он также был рассчитан на перевозку 12 человек, двое из которых размещались в кабине. Откидывающаяся вперед для обеспечения доступа к двигателю кабина имела мягкий складной верх, пристегивающиеся боковые шторки и откидывающееся вперед ветровое стекло для удобства маскировки и погрузки в транспортный самолет или вертолет. Последний вариант «ГАЗ-62» получил бензиновый двигатель с форкамерно-факельным зажиганием, созданный горьковскими конструкторами. Правда, снова это стало лишь развитием довоенной конструкции, от которой теперь удалось добиться мощности 85 л.с. Максимальная скорость 3-го варианта «ГАЗ-62» составляла 85 км/ч, а расходовал он 16 л топлива на 100 км пути. Предполагалось, что «ГАЗ-62» будет тягачом для прицепа общей массой 1200 кг, а на части машины устанавливалась лебедка («ГАЗ-62А»). Машина сумела добраться до конвейера и даже начала поступать в автомобильные войска. Но вскоре основной заказчик - армия - отказался от небольшого и ладно скроенного вездехода: его грузоподъемности 1100 кг оказалось недостаточно.

Именно этот последний, третий вариант «ГАЗ-62» и стал отправной базовой точкой для следующего горьковского вездехода «ГАЗ-66», главным конструктором которого был назначен А.Д. Просвирин. Производство «66-го» продолжалось более 30 лет, и, несмотря на это, машина долгое время соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Она имела самую высокую удельную энерговооруженность среди советских грузовых автомобилей повышенной проходимости - 33 л.с. на тонну полного веса - и демонстрировала прекрасные ходовые качества практически в любых условиях движения. На сухом твердом грунте «ГАЗ-66» преодолевал подъемы крутизной до 37°, а на сыпучем песчанике - до 22°. Напомним, что предшественник «ГАЗ-63» имел эти показатели соответственно 28 и 4°. Высокая проходимость обеспечивалась самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, а также оптимальным распределением нагрузок по осям. «ГАЗ-66» еще отличался максимально низким центром тяжести, позволявшим ему уверенно двигаться по круговой трассе со скоростью 65 км/ч без риска опрокинуться. Для «ГАЗ-63» критическая скорость в аналогичных условиях равнялась всего 40 км/ч.

Грузоподъемность «ГАЗ-66» составляла 2000 кг. Кроме того, он мог буксировать прицеп полной массой до 2 т. На машине устанавливался V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель, развивавший 115 л.с. при 3200 об/мин.

Четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах работала совместно с 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Передний мост имел отключаемый привод и шариковые шарниры равных угловых скоростей. Подвеска выполнялась на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия.

Цельнометаллическая кабина, расположенная над двигателем, оборудовалась мощным отопителем и приспособлением для обмыва ветрового стекла. В кабине имелось подвесное спальное место, а для удобства доступа к двигателю кабина откидывалась вперед. Также по заказу армии выпускались партии «ГАЗ-66 Б», имевшие кабины с мягкой задней стенкой, пристегивающимися боковинами и откидным ветровым стеклом.

Передняя выштамповка облицовки радиатора в 1967 году претерпела некоторые стилистические изменения: были убраны прорези с ее верхней части. Большинство «ГАЗ-66», поступавших в Советскую армию, имели цельнометаллические универсальные кузова с высокими решетчатыми не открывающимися бортами, откидными скамейками и откидным задним бортом. По желанию заказчика кузов мог быть оборудован дугами с тентом. Колеса «обувались» в покрышки размером 12.00-18. Вездеход весил 3640 кг в снаряженном состоянии и мог разгоняться до 95 км/ч.

Наряду со стандартной моделью, имевшей индекс «ГАЗ-66-01Ю», существовала модификация «ГАЗ-66-02», оснащенная передней лебедкой. Выпускались также автомобили «ГАЗ-66-04» с экранированным электрооборудованием и «ГАЗ-66-05» с лебедкой и экранированным электрооборудованием; до 1968 года производился «ГАЗ-66-03» с экранированным электрооборудованием, но без системы регулирования давления воздуха в шинах. А каких только специальных машин не несли на своих шасси потомки трех поколений «ГАЗ-62»! Почтовые и продуктовые фургоны обслуживали жителей деревушек, затерявшихся в болотах Полесья, они же были незаменимы и в войсковых частях. Из близлежащих совхозов и колхозов автоцистерны «АЦ-20» везли молоко в магазины городов. Полевые аэродромы обеспечивались горючим и маслами, доставленными автотопливозаправщиками и маслозаправщиками на шасси «ГАЗ-66». В отдаленные населенные пункты буксировали специальные прицепы с медикаментами, передвижные больницы, операционные и стоматологические кабинеты на шасси «ГАЗ-66». Рабочих нефте- и газопромыслов везли домой транспортные средства для вахтовых бригад.

Сломавшиеся в поле комбайны и трактора ремонтировали механики, приезжавшие на специальных передвижных автомастерских, оборудованных навесным краном-укосиной тоже на шасси «ГАЗ-66». Специальных военных фургонов, в которых размещались радиостанции, передвижных контейнеров МЧС работает еще великое множество. Кто из фронтовиков не знает, как нужна солдату обычная питьевая вода и как трудно обеспечить ею армию. В наши дни роль полевого водоснабжения возросла еще больше. Для быстрого добывания ключевой воды служат буровые установки «ПБУ» на основе «ГАЗ-66» и 2-осного прицепа. На автомобиле смонтирован буровой станок, а на прицепе погружены буровые принадлежности.

А каких только типов пожарных автомобилей не выпускала промышленность для монтажа на шасси «ГАЗ-66»: автоцистерны «АЦ-30» для тушения обычных пожаров, «АЦЛ-3» для тушения лесных возгораний, пожарные автомобили комбинированного тушения «АКТ-0,5/0;5(66)» и даже автомобили порошкового тушения итальянской фирмы Silvani; автомобили связи и освещения, фрезерные шнекороторные снегоочистители Северодвинского завода коммунального машиностроения и последние универсальные тягачи фирмы «Семар».

В 1964 году на основе «ГАЗ-66» были созданы опытные образцы 3-осного вездехода «ГАЗ-34» с колесной формулой 6х6, грузоподъемностью 3000 кг и вариант 6х4, грузоподъемностью 7000 кг. Также кабина от «ГАЗ-66» устанавливалась на шасси обычного «ГАЗ-53В», предназначенного для работы в качестве седельного тягача. Однако эти машины не пошли в производство вследствие того, что московский «ЗИЛ» освоил производство своего автомобиля высокой проходимости «ЗИЛ-131» и седельных тягачей «ЗИЛ-130В1».

29 ноября 1969 года «ГАЗ-66» стал первым изделием отечественного автопрома, которому был присвоен государственный Знак качества. Горьковский вездеход ценили не только в нашей стране: во всех армиях стран Варшавского Договора на вооружении стояли «ГАЗ-66». Множество этих вездеходов работали и воевали в Сирии, Ираке, Иране, в Афганистане. Еще сегодня в армиях многих стран и даже в войсках ООН эксплуатируются горьковские вездеходы.

В 1982 году на Горьковском автозаводе построили опытные образцы автомобиля повышенной проходимости «ГАЗ-3301», использующие модернизированное шасси «ГАЗ-66» с совершенно новой современной кабиной, однако на конвейер они снова не попали. С 1993 года «ГАЗ» начал комплектовать «66-е» 4-цилиндровым дизелем «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с., после чего машина получила индекс «ГАЗ-66-41». Чуть позже освоили выпуск турбодизеля мощностью 116 л.с. Оснащенным им грузовикам присвоили индекс «ГАЗ-66-40». Однако рационализация производственной программы на «ГАЗе» положила конец старому доброму «ГАЗ-66». В 1996 году на конвейер встал новый грузовик-вездеход «ГАЗ-33-097», получивший собственное имя «Садко», в основе которого - двигатель, мосты и трансмиссия «ГАЗ-66». На базе этой машины Горьковский автозавод успешно осваивает модификации «Егерь», «Вепрь» и «Водник».

Александр Новиков

Читайте также:

Автосалон-2003, или поможет ли клизма сердечнику

Московский автосалон, как всегда, начинается с бардака на подъездах к Экспоцентру: парковщики,

Сборочное производство грузовиков ТATA на Урале
Сборочное производство грузовиков ТATA на Урале

ЗАО Автомобили и моторы Урала (АМУР) в мае текущего года планирует начать сборку и продажу

Грузовики Mercedes-Benz Actros награждены за инновации в сфере безопасности.
Грузовики Mercedes-Benz Actros награждены за инновации в сфере безопасности.

Грузовые автомобили Mercedes-Benz Actros Safety Truck с системой экстренного торможения Active Brake Assist получили престижную