ГАИ отвечает на письма читателей

1. «Какие документы имеют право спрашивать сотрудники ГАИ у водителей как груженых, так и пустых грузовых автомобилей и какие санкции имеют право применять при их отсутствии или не правильном оформлении»

В соответствии с пунктами 2.1.1. и 2.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для про верки:
- водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;
- регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
- документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп;
в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
- при перевозке грузов - путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (форма путевого листа и обязанность по его применению закреплены в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июня 2000 г. № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» и постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»; товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом, либо акт замера или акт взвешивания предусмотрены пунктом 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12, а если водитель работает по найму у индивидуального предпринимателя на принадлежащем ему автомобиле, то и копию трудового договора (контракта), что предусмотрено письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 января 1996 г. № АЛ-2/37 «О контроле деятельности индивидуальных предпринимателей»;
- при перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если перевозка осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) водителю необходимо иметь лицензионную карточку, так как в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление указанной деятельности необходимо получение лицензии;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом

При осуществлении перевозок грузов иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Кроме того, водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении.

Также в соответствии с разделом 6 и подпунктом «в» пункта 8.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г. и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 г. № 1146) водители при перевозке крупногабаритных грузов обязаны предъявлять по требованию сотрудников Российской транспортной инспекции и Госавтоинспекции МВД России разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов и пропусков, лицензии на грузовые перевозки автомобильным транспортом (у иностранных водителей - разрешения).

Водители, осуществляющие перевозку опасного груза, в соответствии с пунктами 3.2.2, 5.1.7, 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 73 от 8 августа 1995 г. «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 г. № 997), должны иметь при себе следующие транспортные документы:
- лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;
- путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» номера опасного груза по списку ООН;
- свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов с отметкой о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля;
- аварийную карточку системы информации об опасности;
- информационную карточку системы информации об опасности;
- товарно-транспортную накладную;
- адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

При управлении пустым грузовым автомобилем водитель обязан иметь документы, установленные пунктом 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, никаких транспортных документов на ранее перевезенный или планируемый перевезти груз не требуется. Транспортные документы необходимы только в том случае, когда автомобиль, участвующий в дорожном движении, перевозит груз.

За управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, когда владельцем транспортного средства не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, наступает административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

А за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, наступает административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Дела об указанных административных правонарушениях, за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки, имеют право рассматривать начальники ГИБДД, их заместители, командиры полка (батальона, роты) ДПС, их заместители, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания, старшие участковые инспектора и участковые инспектора (статья 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Дела об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки, имеют право рассматривать должностные лица Российской транспортной инспекции (статья 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие документов на право управления транспортным средством, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, доверенности), в соответствии со статьей 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Отстранять от управления транспортным средством водителей имеют право только должностные лица Госавтоинспекции МВД России.

В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида указываются дата, время, место, основания отстранения от управления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о водителе, в отношении которого примене на данная мера. Протокол об отстранении от управления транспортным средством подписывается должностным лицом, его составившим, и водителем, в
отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа водителя, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

К тому же в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 13 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (утверждены постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации») в случае управления транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (часть 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и при невозможности устранения причины задержания (отсутствия указанных документов) на месте выявления правонарушения транспортное средство может быть помещено на ближайшую штрафную стоянку.

В заключение следует отметить, что в соответствии с пунктом 6.1.18. Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.04.1999 N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») сотрудники Госавтоинспекции обязаны контролировать наличие у водителей только тех документов, которые предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации. Наличие или отсутствие каких либо иных документов не предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, сотрудники ГИБДД контролировать не вправе. Требование сотрудников о предоставлении таких документов, как, в частности лицензии на право торговли, таможенную декларацию на перевозимый груз, сертификата соответствия и так далее, незаконно.

2. «Порядок определения постановки грузового автомобиля на штраф стоянку и в каких случаях применяется эта мера.»

Порядок постановки на штраф стоянку грузовых автомобилей регламентируется статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правилами задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 759 от 18 декабря 2003 г.) и приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 марта 2004 г. № 187 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759»

Задержание грузового автомобиля осуществляется только в следующих случаях:
- при управлении грузовым автомобилем водителем, не имеющем при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (часть 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- при управлении грузовым автомобилем с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (часть 2 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- при управлении грузовым автомобилем водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), или управлении грузовым автомобилем водителем, лишенным права управления транспортным средством (части 1 и 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- при управлении грузовым автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения (часть 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- при нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (часть 4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- при невыполнении законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Ни за какие иные административные правонарушения транспортное средство не задерживается, кроме ДТП с погибшими. Но в этом случае решение о задержании транспортного средства принимает следователь органов внутренних дел, выезжавший на место ДТП. При совершении выше перечисленных административных правонарушений решение о задержании грузового автомобиля принимается сотрудниками ГИБДД. Отсутствие товарно-транспортных документов не является основанием для задержания транспортного средства сотрудниками Госавтоинспекции или Российской транспортной инспекции. Само задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Сотрудник Госавтоинспекции, уполномоченный составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя от управления автомобилем и направлению транспортного средства на специализированную стоянку.


Здесь необходимо отметить то, что на основании пункта 14 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации задержанное транспортное средство вывозится на штрафную стоянку только при помощи другого транспортного средства, т.е. водитель не обязан самостоятельно ставить автомобиль на штраф - стоянку. Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного грузового автомобиля, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство.

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества. Копия протокола вручается водителю, а при помещении транспортного средства на штраф стоянку - также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке. Водителю обязательно сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства при вручении протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства. Срок задержания транспортного средства исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении.

Срок хранения транспортного средства на штрафной стоянке исчисляется в часах с момента его помещения на стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на стоянке. Первые три часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате. Плата за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Доступ водителя, владельца либо представителя владельца к находящемуся на штраф - стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение. Сотрудник ГИБДД, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает в письменной форме разрешение на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании транспортного средства.

Выдача задержанного транспортного средства водителю, владельцу либо представителю владельца производится на основании письменного разрешения сотрудника Госавтоинспекции после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на штраф - стоянку и его хранением. О задержании грузового автомобиля в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть территориального органа внутренних дел. Оперативный дежурный органа внутренних дел информирует владельца (представителя владельца) о задержании автомобиля, принимая в случае необходимости меры для установления владельца (представителя владельца) наземного транспортного средства.

 

Читайте также:

Обновлённый магистральный тягач КАМАЗ-5460 «Стайер» - на московском автосалоне - 2006.
Обновлённый магистральный тягач КАМАЗ-5460 «Стайер» - на московском автосалоне - 2006.

Хорошо известная модель грузовика КАМАЗ-5460 подверглась серьёзной модернизации. Автозавод КАМАЗ всерьёз намерен закрепить позиции лидера

Всем пристегнуть ремни!
Всем пристегнуть ремни!

Борьба за порядок на дорогах вступила в новую фазу. Не успели автолюбители прийти в себя

Низкая смертность для платных дорог
Низкая смертность для платных дорог

В два раза снизить количество смертельных аварий планируется госкомпанией «Автодор» на платных дорогах к 2020