Комментарий к одному письму

К нам в журнал часто обращаются наши читатели со своими проблемами и просьбами о помощи. В основном проблемы, конечно, касаются взаимоотношений с представителями власти, в частности сотрудниками ГИБДД.

В этой статье на примере одного письма, пришедшего к нам в редакцию с просьбой о помощи, мы постараемся доходчиво разъяснить всем нашим читателям, заинтересованным в том, как можно в установленном законом порядке отстаивать свои права и привлекать к ответственности, начиная от дисциплинарной и заканчивая уголовной, нерадивых чиновников и сотрудников правоохранительных органов.

Итак, вкратце описываю ситуацию, о которой нам сообщил наш читатель.

12 апреля 2001 г. водитель по имени Владимир на КАМАЗе выполнял рейс из Усть-Джегуты в Москву. В «рефе» были помидоры, кузов был опломбирован. На КПМ «Харьковский» КАМАЗ был остановлен сотрудниками ДПС. Сотрудники ДПС потребовали от водителя вскрытия пломбы для проведения досмотра. На просьбу водителя провести досмотр в соответствии с требованиями закона, ему было заявлено: «Я сейчас загоню тебя в РОВД и оформлю на 15 суток». После чего сотрудники ДПС предложили Владимиру поймать легковушку и ехать в Усть-Джегуту за грузоотправителями.

Несмотря на требование водителя составить протокол задержания, реакции не последовало. После чего КАМАЗ был препровожден РОВД Кочубеевского района. Протокол об административном правонарушении так и не был составлен, вместо этого был составлен протокол задержания т/с, где указано, что т/с задержано на основании ст. 254 КоАП РСФСР без указания конкретной причины задержания. Требование Владимира предоставить адвоката сотрудниками ГИБДД и РОВД было проигнорировано. Протокол задержания т/с был оформлен в 15-10. В 18-30 был начат осмотр т/с и в 20-30 он был закончен. По окончании досмотра Владимиру предложили следовать дальше. Груз опломбирован не был. После того как КАМАЗ выехал за территорию РОВД, он был вновь остановлен тем же нарядом ДПС. Гибэдэдэшники из рефрижератора забрали два ящика помидор и перегрузили их в кузов «Жигулей». По прибытии в место разгрузки в связи с отсутствием пломбы груз перевешивался по 100 кг. Разгрузка заняла 1,5 суток вместо трех часов.

Все эти факты были изложены Виктором в жалобе на неправомерные действия должностных лиц и направлены в прокуратуру Кочубеевского района Ставропольского края и начальнику Кочубеевского РОВД заказными письмами с уведомлением.

Ответы он так и не получил.

В своем письме Виктор ставит перед редакцией нашего журнала следующие вопросы:
1. Суточные нормы пробега для перевозки скоропортящихся грузов;
2. Ответственность контролеров на дорогах за неправомерное задержание в пути;
3. Куда обращаться по взысканию убытков от неправомерных задержаний.

В соответствии с «Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденными Минавтотрансом РСФСР аж в 1971 г. и согласованными с Госпланом и Госарбитражем, разделом 13 «Правил перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в международном сообщении» и статьей 20 указанных «Правил» установлено, что скоропортящиеся грузы должны доставляться перевозчиком в сроки, исчисляемые по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу 600 км. Сроки доставки грузов исчисляются с момента окончания погрузки и оформления документов до момента прибытия автомобилей к грузополучателю. Однако, мне кажется, здесь есть одно «но». Учитывая, что у нас в России Кодексом законов о труде (КЗоТ) установлен 8-часовой рабочий день, получается, что в случае, если идешь без напарника (второго водителя), надо всю дорогу ехать со средней скоростью не менее 75 км/ч чтобы пройти суточные 600 км. А это значит, что стрелка спидометра не должна опускаться ниже отметки 110 км/ч. Явное нарушение ПДД. Кроме того, грузоотправитель обязан указать в ТТН (раздел «Данные о грузе») предельную продолжительность транспортировки (транспортабельность) скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке. Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если грузоотправителем не указана в перевозочных документах предельная продолжительность транспортировки, а также если предельная продолжительность транспортировки будет меньше срока доставки, определенного исходя из среднесуточного пробега 600 км.

По поводу ответственности. Грузоперевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента приема груза к перевозке от грузоотправителя до сдачи его грузополучателю.

Ответственность предусматривает:
а) за утрату иди недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза;
б) за порчу или повреждение груза - в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость;
в) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже его действительной стоимости.

Грузоперевозчик, кроме того, наряду с возмещением установленного ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или повреждением перевозимого груза, возвращают плату, полученную за перевозку груза.

Однако противоправные действия третьих лиц подпадают под определение форс-мажорных обстоятельств, и весь ущерб в данном случае, учитывая, что третьи лица являются государственными служащими, должен быть погашен федеральным бюджетом при наличии решения суда.

Теперь попробуем разобраться, как добиться получения того самого решения суда.

Ст. 40 Федерального закона «О милиции» предусматривает, что:
за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Ст. 1069 части второй Гражданского кодекса РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов... подлежит возмещению. Вред возмещается, как мы уже указывали, за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Итак, остается только доказать что должностное лицо государственного органа (в данном случае правоохранительного) действовало незаконно. Доказательством, что действия должностного лица являлись неправомерными, служит:

1. Вступивший в законную силу приговор суда (в случае если данные действия являлись уголовно наказуемым деянием);
2. Вступившее в законную силу Постановление по делу об административном правонарушении (в случае если ответственность за данное деяние предусмотрена Административным кодексом);
3. Вступившее в силу решение суда о признании действий должностного лица неправомерным либо аналогичное решение, принятое вышестоящим должностным лицом (органом), в подчинении у которого находится должностное лицо, чьи действия были обжалованы.

На основании вышеуказанных документов исковое заявление о возмещении нанесенного ущерба подается в суд по месту нахождения государственного органа либо по месту совершения неправомерных (противоправных) действий.

В случае если вопрос противоправных действий решается в процессе уголовного производства, то гражданский иск о возмещении ущерба (причиненного вреда) подается в процессе рассмотрения уголовного дела.

Давайте на примере приведенного в начале статьи письма рассмотрим, как надо было действовать Владимиру.

Для начала хочу сообщить вот что: юридически грамотно составленная жалоба - это процентов 80 успеха. Поэтому есть смысл обратиться за помощью к юристу. Но если нет такой возможности, составляйте жалобу сами, следуя некоторым правилам. Жалоба должна быть оформлена следующим образом.

Сначала идет описательная часть с указанием по возможности места, времени, имен, фамилий, должностей, а также изложение произошедшего. В этом случае необходимо постараться избежать общих фраз типа «розовых соплей» и морально-этических сторон вопроса. Например, в жалобе Владимира есть такие строки: «Я обращался к старшему поста» (когда требовал в установленном законом порядке составить протокол об административном задержании). «Он мне ответил: «Если тебе не нравится, как здесь «дрючат», езжай другой дорогой». То, что сотрудник ГИБДД ответил именно так, по большому счету значения не имеет и фактически недоказуемо. Так что, заострять на этом не надо. Хватит одного короткого предложения: «В требовании составить протокол, мне было отказано» (ну и можно указать, что в грубой форме), например. Не забывайте, краткость - сестра таланта. Особо надо отмечать не слова, а именно действия сотрудников, которые вы считаете неправомерными и подтверждение которых вы имеете. В случае с Владимиром это, например, отсутствие протокола об административном правонарушении с указанием причин отстранения от управления т/с и задержания транспортного средства и само задержание транспортного средства без достаточных на то законных оснований на срок более пяти часов.

В данном случае более всего интересно, что законом, в частности ст. 254 КоАП, на которую ссылаются в протоколе сотрудники ГИБДД, предусмотрено отстранение водителя от управления транспортным средством, а уже после отстранения от управления транспортное средство, как следствие, должно быть куда-нибудь помещено, в частности на стоянку (действительно, не бросать же его посреди дороги, где сотрудник палкой махнул), а неодушевленные предметы задержанию не подлежат. Право, нельзя же задержать автомобиль отдельно от водителя за проезд на красный свет или бумажник за хранение поддельной валюты.

В связи с чем первое и грубое нарушение в данном случае — именно отсутствие протокола от отстранения водителя от управления транспортным средством. Имеется только протокол о задержании самого транспортного средства.

После описательной части желательно указать, какие именно нормы закона были нарушены сотрудниками ГИБДД. Хотя законом не предусмотрено, чтобы гражданин знал нормы закона с указанием, например, названий, номеров статей и т.д. Из практики могу сказать, что если эти ссылки привести, отношение к поданной жалобе будет намного серьезнее.

После этого заключительная часть, в которой указано, что вы просите и желательно на основании какой нормы закона.

В случае с Виктором по поводу неправомерного задержания и досмотра необходимо ссылаться на ст. 1—6 Федерального закона «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Жалоба подается либо в суд по месту нахождения ответчика (в нашем случае это сотрудники ДПС), либо по месту жительства заявителя, либо в вышестоящий государственный орган. Срок подачи - три месяца с момента совершения противоправных действий, либо в течение месяца с момента получения отказа вышестоящего органа в удовлетворении поданной жалобы.

По поводу двух ящиков помидоров, которые сотрудники ДПС забрали из «рефа», то по данному факту необходимо требовать возбуждения уголовного дела по ст. 161 УК РФ грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

Сроки для подачи заявления о совершении преступления не установлены, но чем быстрее, тем лучше. Заявление с требованием провести проверку указанных фактов в порядке ст. 109 УПК. Жалобу лучше подавать в прокуратуру.

В случае отсутствия реакции на любые поданные жалобы смело направляйте жалобу в вышестоящий орган. Так что Виктору можно посоветовать направить жалобу на возбуждение уголовного дела по ст. 161 УК РФ в областную прокуратуру с указанием, что на ранее поданную жалобу в прокуратуру Кочубеевского района ответа не получено. Также направить жалобу на неправомерные действия должностных лиц в ГИБДД Ставрополького края.

Запомните, прокуратура не занимается признанием действий неправомерными, а суд не занимается возбуждением уголовных дел.

Ну, думаю, на первый раз информации хватит. Нужна будет помощь, пишите, постараемся помочь.

А. Кочетов

Читайте также:

Как-то с получки «газон» я купил…

Ну не с одной, а с двух-трех. Единственной причиной такого приобретения стал

ПОЛНЫЙ АУТ

Именно так можно оценить нынешний московский автосалон. Кто-то возьмется спорить: никакой это был не салон.

Новые бланки ОСАГО
Новые бланки ОСАГО

Полный переход на новые бланки ОСАГО будет осуществлен 1 октября.