НОВЫЙ БЕЛОРУССКИЙ АВТОПОЕЗД

Минский автомобильный завод стал одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей и автопоездов для междугородных и международных перевозок. Находясь в числе лидеров автопрома СНГ, МАЗ стал первым из отечественных автозаводов, начав в 2004 г. серийно выпускать двухосный седельный тягач МАЗ 544069 с двигателем MAN D2866LF25 мощностью 410 л.с., отвечающим требованиям Euro-3. Через два года, в 2006 г., на базе этого автомобиля появился седельный тягач МАЗ 544019, оснащённый мотором DaimlerChrysler OM501 LA.IV/4 мощностью 435 л.с. (Euro-4). В настоящее время Минский автозавод серийно производит эти машины, а в следующем году собирается выпустить грузовик с двигателем Euro-5.

Чтобы грузовой автомобиль мог беспрепятственно колесить по всей Евразии, ему необходимо мощное, надежное и экологически чистое «сердце». Не открою тайну, если скажу, что на моторах отечественного производства можно работать, но только в пределах бывшего СССР. Поэтому для создания более-менее конкурентного тягача (пока получается только по цене) минчане вынуждены применять импортные силовые агрегаты и трансмиссии.

Но время не стоит на месте, и вот не так давно новые владельцы «Группы ГАЗ» приобрели лицензию на производство дизелей DCi 11 у французской фирмы Renault для входящего в этот холдинг ярославского предприятия ОАО «Автодизель». Переименованный в ЯМЗ-650.10 двигатель соответствует экологическим требованиям Euro-3, имеет рабочий объем 11,12 л, оснащен топливной системой Common Rail и электронным блоком управления Bosch EDC-7. Мощность мотора составляет 303 кВт (412 л.с.), а его максимальный крутящий момент – 1900 Нм.

Этот силовой агрегат дополнит существующий сегодня модельный ряд двигателей ЯМЗ и будет выпускаться одновременно с «доморощенным» V-8 ЯМЗ-6581.10 мощностью 400 л.с., который также соответствует нормам Euro-3. Кстати, если провести навскидку их сравнительный анализ, то получается, что двигатель ЯМЗ-650.10, имея немного большую цену, в то же время обладает более высокой (на 37,7%) литровой мощностью, большим на 5,5% крутящим моментом, меньшей на 280 кг массой и чуть меньшим удельным расходом топлива.

Таким образом, с появлением «француза» у Минского автозавода появилась возможность создавать автотехнику, соответствующую экологическому уровню Euro-3 и, а в перспективе и Euro-4, но с более привлекательной ценой.

Первой ласточкой в этом семействе стал двухосный седельный тягач МАЗ-5440А9 (4x2) с двигателем ЯМЗ-650.10 и 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S151.

Седельный тягач МАЗ-5440А9 по техническим и экологическим параметрам соответствует требованиям международного стандарта Euro-3, но кроме этого он обладает целым рядом отличий от своих предшественников. В частности, автомобиль выполнен в комплектации с пониженной до 1050 мм от уровня дороги высотой седельно-сцепного устройства (от G. Ficsher), что позволяет эксплуатировать его с полуприцепами увеличенного до 94 м3 объема. Именно такой кубатурой обладает полуприцеп МАЗ-975830-3032. Он, кстати, является новинкой 2007 г. Его оси имеют дисковые тормоза с электронным управлением (EBS) и автоматический кран управления пневмоподвеской. Полуприцеп со сдвижным тентом значительно сокращает время погрузочно-разгрузочных работ, улучшается безопасность при подготовке полуприцепа к загрузке сверху, так как при этом исключается разборка и установка элементов крыши тента. Автоматический кран управления пневмоподвеской обеспечивает перевод полуприцепа в транспортное положение без участия водителя после проведения погрузочно-разгрузочных работ. Еще надо отметить, что для достижения увеличенного полезного объема и тягач, и полуприцеп «обуты» в шины уменьшенного диаметра (295/60 R22.5 и 385/55 R22.5 соответственно).

Как сказали конструкторы на презентации автомобиля МАЗ-5440А9, машина также будет выпускаться в комплектациях со стандартной высотой седла 1150 и 1250 мм и с пневмоподвеской заднего моста, а также с высотой седла 1250 или 1320 мм и задней рессорной подвеской. Такой набор комплектаций для нового седельного тягача позволяет потребителям выбрать оптимальный вариант в зависимости от условий эксплуатации.

Кроме серьезных технических нововведений, минские конструкторы модернизировали экстерьер и интерьер кабины. Тут надо отметить новый составной бампер, блок-фары, удлинители дверей и подножки входа в кабину, измененную облицовку крыльев, закрылков, боковых обтекателей, новую приборную доску и рулевое колесо.

Как сказал заместитель главного конструктора Рыков Л.А.: «Основной целью изменений стала не только идея создания более современного внешнего вида кабины, но в первую очередь решение эксплуатационных и технологических задач. Так, применение пластика на фронтальных панелях вместе с использованием оцинкованного стального листа на дверях, основании и боковинах позволит довести ресурс по коррозионной стойкости всей кабины до 15 лет. Одновременно с этим уменьшается количество крупных и дорогостоящих штампов более чем на 10 единиц».

Переходя к внутреннему пространству кабины, я хотел бы отметить цветовое решение деталей интерьера. Так, панели приборов и полки над ветровым стеклом выполнены из пластика серого цвета. В будущем «серый стиль» дойдет и до панели приборов. Новый щиток приборов имеет единую информационную зону для отображения состояния систем и агрегатов автомобиля. В него встроен многофункциональный монитор, позволяющий при соответствующем программном обеспечении и наличии необходимых датчиков отображать важную информацию в цифровом виде.

Для выполнения требований Правил 51-02 ЕЭК ООН по уровню проникновения внешнего шума внутрь кабины (не более 80 ДБ(А)) на автомобиль были установлены шумопоглощающие экраны. Значительно усовершенствованы на новом тягаче электрооборудование и электронные системы. Основные отличия – новый блок коммутирования аппаратуры БКА-4 с более надежными предохранителями «ножевого» типа и электрическими разъемами типа Power Timer, что должно обеспечить удобство обслуживания и надежность в эксплуатации. Для соединения кабелей светотехники, датчиков и электроклапанов на шасси использованы герметичные байонетные разъемы.

Блок-фара, отличающаяся современным дизайном, имеет повышенную степень защиты от внешнего воздействия и выполнена в монокорпусе. Она объединяет в себе дальний, ближний свет, габаритный, передние указатели поворота. В них встроен корректор ближнего света фар. Электрическое подключение к ней выполнено через герметичный байонетный разъем по DIN 72580.

Кроме этого новый тягач оснащается современным комплексом новых электронных систем, включая бортовую систему контроля и диагностики (БСКД-«компьютер») с функциями контроля расхода топлива, нагрузки на ведущую ось, тахографом МТСО 1324, системой АБС/ПБС фирмы Wabco версии «Е» с электронным регулятором тормозных сил, системой управления климатической установкой со встроенным кондиционером, электростеклоподъемниками и т.д. За дополнительные деньги автопоезд может быть оборудован электронной системой стабилизации движения (ESP).

Передняя подвеска грузовика на малолистовых рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости, а подвеска заднего ведущего моста пневматическая, 4-баллонная. Пневмоподвеска оснащена электронной системой нового поколения Wabco ЕС AS. Для снижения шума и обеспечения хорошей топливной экономичности с учетом установки импортных шин с уменьшенным радиусом и трением качения, ведущий мост с косозубой колесной передачей и «низким» передаточным числом 3,11. В ближайшей перспективе планируется установка гипоидных мостов и коробок с прямой высшей передачей, что позволит обеспечить расход топлива машин МАЗ нового семейства на уровне лучших зарубежных аналогов.

На тягаче МАЗ-5440А9 установлены обычные барабанные тормоза, которые являются наиболее оптимальными для работы на дорогах СНГ, но при желании заказчик может получить автопоезд, полностью оборудованный дисковыми тормозами.

Максимальная скорость сцепки МАЗ-5440А9 с полуприцепом МАЗ-975830-3032 составляет 100 км/ч, а допустимая грузоподъемность автопоезда – 25 500 кг. Таким образом, новый автопоезд Минского автозавода по исполнению, уровню комфорта, безопасности, экологии, технико-эксплуатационным параметрам вобрал в себя лучшие достижения современного автомобилестроения. При этом если сравнивать его с лучшими импортными аналогами, то по основным параметрам (уровень цены и эксплуатационные затраты) белорусская новинка в целом будет конкурентоспособнее зарубежных образцов.

В заключение отмечу, что Минский автозавод, исходя из принятого принципа «постоянная работа на потребителя», при создании и выпуске новых модификаций грузовых автомобилей и прицепной техники остается приверженцем идеи «оправданного консерватизма». То есть если потребитель хочет получить машину недорогую и простую в эксплуатации, то завод предложит ему именно такую, но непременно эффективную и отвечающую современным требованиям по безопасности и экологии. Но если покупателю понадобится автомобиль с последними техническими новшествами, то МАЗ и здесь удовлетворит его.

Владимир ЧЕХУТА
Фото автора

Читайте также:

Контракт с «Тандер» на поставку более 1700 единиц тяжелых грузовиков MAN конструктивного ряда TGS

Подписан рамочный контракт с компанией «Тандер» на поставку более 1700 единиц тяжелых грузовиков конструктивного ряда

Профессиональное техническое обслуживание автомобилей МАЗ
Профессиональное техническое обслуживание автомобилей МАЗ

Эксплуатация МАЗ, как и любого другого автотранспорта, предполагает прох...

Нарушать стали меньше
Нарушать стали меньше

За первую половину текущего года число нарушений ПДД снизилось на 29,4%.