ТРУДЯГИ

Я ехал и думал: ну зачем мне нужно писать про это-то? Честно говоря, я не вполне понимаю, зачем его вообще необходимо проводить, ведь черное масло и истершиеся тормозные колодки никак не влияют на способность машины к самостоятельному передвижению и, следовательно, на ее способность выехать на линию. Вот, «кулак дружбы», или погнутая рама, – совсем другое дело! «Ну, извини! Редко такая ерунда с «американцами» случается, – встретил меня начальник сервиса «Трудяга» Сергей, – но все равно проходи в ремзону, тебя ждет немало интересного».

Робинзон Андрей
Первым на канаве я увидел тягач «Фрейтлайнер 1200», стоящий без бампера, фар и радиаторной решетки, в общем, как и положено во время ремонта. Окликаю мужиков, возящихся с ним.

– Эй! Вы эти, как вас там? «Трудяги?»
– «Трудяги» – вот они, а я бедолага, – отзывается один из них.

Водитель из Краснодара Андрей живет в спальнике «фреда» уже второй месяц. Началось все с аварии, в которую груженый автопоезд попал на трассе Москва – Санкт-Петербург. За полуприцепом пришел другой «седельник», а Андрей остался караулить обездвиженную машину. Дальше все было как в песне: «пришел тягач, и там был трос, и там был врач». Так взятый в лизинг «фред» оказался на сервисе, где вместо того, чтобы зарабатывать деньги, благополучно стоит уже второй месяц. Медленно делают? Отнюдь. Вся фишка в том, что лизинговая компания, на которой, собственно, и «висит» тягач, не очень хочет раскошеливаться на его ремонт. Вот, платежи собирать – другое дело. Но деньги все-таки потихоньку поступают, что позволило приступить к работам.

Совсем недавно Сергей получил гарантийное письмо на оставшуюся часть суммы. Так что когда вы будете читать эти строки, «фред» снова окажется в рейсе. Но данный случай заставляет призадуматься: а может, ну его куда подальше, этот лизинг с его безупречной кредитной историей, успешной и эффективной работой в течение последних 200 лет, бизнес-планами, надежными деловыми партнерами, страховками и прочей ерундой? Не лучше ли, не связываясь с писаниной, взять за свои деньги «бэушный» «КАМАЗ» и возить навоз дачникам?

Что же касается ремонта, то замена крышки капота, бампера, светотехники, ремонт радиаторов системы охлаждения и кондиционера, замена пневматической муфты и крыльчатки вентилятора, а также проведение технического обслуживания, срок которого все равно приближался, потянуло на 13 тыс. евро.

Как и в легковых машинах, самая весомая статья расходов при ремонте «американцев» – это «жестянка», а если точнее, ремонт алюминиевых и пластмассовых деталей. И если новое сварочное оборудование, установленное на сервисе, позволяет устранять практически любые повреждения алюминиевых деталей, то пластик иногда приходится покупать.

«ТО» везде «ТО»
Поскольку мы заговорили о покупке деталей, надо отметить, что именно в этом заключается одна из основных особенностей работы с американскими тягачами. Все они изготовляются на заказ, имеют разную комплектацию, поэтому приобретать запчасти надо строго по каталогу, руководствуясь VIN. Такой фокус, как «дайте мне на «фред» выжимной подшипник», здесь уже не катит. Все это не так страшно, как кажется, если подходить к делу аккуратно и внимательно, но иногда заказанные в магазине детали приходится ждать очень долго. Поэтому для проведения технического обслуживания водители предпочитают приезжать на сервис. Ведь, как правило, ходовые запчасти там уже есть, да и связи с поставщиками налажены.

Мы с Сергеем подсчитали сумму всех «расходников», необходимых для ТО-2 «фреда» (с заменой масла, фильтров, наклепкой колодок, но без расточки барабанов). Вышло чуть более 15 тыс. руб., и это без телеги. Если помимо тормозных накладок менять и сами колодки, придется добавить еще по тысяче за каждую. За такие деньги можно «402» мотор «Газели» перебрать!

Сразу за покалеченным «фредом» на канаве стоял автопоезд из тягача «Фрейтлайнер Коламбия» и трехосного полуприцепа-рефрижератора с непроизносимым и труднопечатаемым названием (Scheweriner), приехавший на ТО-2. «Трудяги» в количестве 2 человек занимались знакомым делом: заменой тормозных колодок. Расточенные барабаны лежали рядом.

– Все так просто? – обращаюсь к одному из слесарей, Александру.
– Не совсем, – отвечает подошедший Сергей. – Например, на некоторых полуприцепах ставятся дисковые тормоза, да и по ходу обслуживания обычно всплывают непредвиденные дефекты, но и это не главное. Главное – сроки. Вот, например, этот автопоезд должен к вечеру уйти. В принципе мы укладывались с большим запасом, но при осмотре тормозных механизмов полуприцепа через отсутствующие пыльники обнаружилось, что в одном из барабанов колодки накиданы просто так. Наверное, те, кто это сделал, надеялись, что со временем они станут на свои места, но мечты не сбылись. Поэтому сейчас идем строго по графику. Весь запас времени ушел на устранение чужих грехов. Кстати, по тягачу у нас запланирована диагностика двигателя. Хочешь поучаствовать?
– Конечно.

Наш разговор прерывает прибежавший водитель автопоезда. Оказывается, хозяин запланировал его под погрузку через 3 часа. Разумеется, диагностика отменяется, все силы теперь брошены на доделку полуприцепа.

– Уложитесь? – спрашиваю слесаря Александра, устанавливающего пыльники.
– Уложимся, я раньше на железной дороге работал. Там тоже приходилось опаздывающие поезда в график вводить.
– А кем ты был?
– Помощником машиниста.

Вот это профессия! Кто только не получается из ее представителей: автослесарь, водитель туристического автобуса и мелкий чиновник. Но не стоит путаться под ногами у занятых работой людей, поэтому мы с Сергеем отправляемся осматривать…

Детали машин
– Помнишь, я рассказывал тебе про дисковые тормоза полуприцепа?
– Помню.
– Тогда посмотри на суппорт.

Да! Глядя на огромную круглую железку, лежавшую на полу склада, я бы ни за что не догадался о ее назначении, настолько непривычны ее размеры. Но придется привыкать. Все больше и больше машин идут с дисковыми тормозами.

- А еще что-нибудь интересное есть?
- Конечно, сцепление, например.

К тому, что вместо славных пружин и лапок в корзине окажутся дурацкие лепестки, я был готов. Но ведомые диски превзошли все мои ожидания. Вы только посмотрите на их форму! Понятно, все ресурсы Америки сейчас пущены на войну в Ираке, феррадо и металла просто не хватает. В остальном конструкция сцепления оказалась традиционной: два ведомых диска, смотрящих длинной частью ступиц на коробку и мотор, между ними промежуточный. Конечно, сцепление «американцев» тоже изнашивается и заменяется, но в этом деле есть свои особенности.

Например, несмотря на свою малую площадь, изнашиваются накладки очень медленно, зато заклепки начинают бороздить поверхность ведущего диска задолго до полного износа накладок. Почему так получается, сказать трудно, но в снятом с машины сцеплении, которое я осматривал, наблюдалось следующее явление: заклепки сидят вроде еще довольно глубоко, а на ведущем диске - борозды. Для замены сцепления у «американцев», даже у бескапотной серии 9800, приходится пользоваться канавой, что само по себе неудобно, но это еще цветочки. Самая «любимая» машина ремонтников - сделанный за океаном «Вольво». На нем из-за особенностей крепления коробки для ее демонтажа приходится приподнимать двигатель. Правда, здорово?

Много еще интересного обнаружилось в американских тягачах при детальном знакомстве с ними. Низкая, к тому же расположенная прямо перед передним мостом выштамповка поддона двигателя под маслозаборник и сливную пробку, хлипкая и тоненькая трубочка смазки выжимного подшипника сцепления, подходящая строго снизу, «ручник», действующий только на среднюю ось тягача, переключение передач джойстиком, расположенным под рулевым колесом. А еще, пока я знакомился с процессом ремонта, по электронной почте Сергею пришла фотография тягача, пострадавшего от взрыва колеса. Машину здесь отремонтируют, но его владелец, похоже, «попал на деньги».

В общем, при близком знакомстве «американцы» мне не очень понравились. На мой взгляд это длинные, неповоротливые машины с массой ненужных наворотов типа алюминиевой кабины, пластикового передка, комбинированной подвески и «автоматического» переключения передач. Многие их узлы и агрегаты расположены в уязвимых местах, коробку передач тельфером не снимешь, а с заказом запчастей – премудрости. «МАЗы» ремонтировать явно удобнее. Другое дело, что «американец» реже бывает на сервисе.

Когда верстался номер, стало известно, что Андрей на своем, а точнее, принадлежащем лизинговой компании «фрейтлайнере» уже давно работает, зарабатывая на выплаты, а очередной «бедолага», у которого взорвалось колесо, действительно попал на деньги. Стоимость ремонта уже перевалила за 150 тыс. руб.: заклеить искореженный капот не удалось, пришлось покупать новый, да и остальные детали облицовки здорово пострадали.

Алексей МОШКОВ
Редакция благодарит сервис «Трудяга» за помощь в подготовке материала

Читайте также:

3000-й грузовик от компании «Иларавто» - мегаметалловоз БЦМ-198 (завод «Бецема»)

Официальный дилер MAN в России компания «Иларавто» продала свой 3000-й автомобиль этой марки. Им

Официальный дилер John Deere ГК «Трактородеталь» продолжает наращивать объемы продаж
Официальный дилер John Deere ГК «Трактородеталь» продолжает наращивать объемы продаж

Группа компаний “Трактородеталь”, официальный дилер американского производителя дорожно-строительной и лесозаготовительной техники John Deere в Архангельской

Парковки под контролем Мосгордумы
Парковки под контролем Мосгордумы

Муниципальным депутатам отказали в полномочиях по согласованию зон платных стоянок в своих районах.