БОРЬБА С ПЛОСКОСТОПИЕМ Тест аварийного шинного комплекта Neoplan

Компания Neoplan первой отказалась от запасного колеса на автобусах дальнего следования. Вместо «запаски» ее модели City- и Starliner получили аварийный комплект. Как он работает? Это нужно проверить!

Шум отдается болью в ушах: резина буквально кричит от боли, когда колесо Starliner медленно прокатывается по острым стальным колючкам. Препятствие (8 мм) без труда проникает в тело шины Michelin 315/80 R22,5. С громким свистом из нее медленно выходит воздух, индикатор на щитке приборов бьет тревогу. На дисплее водитель может прочитать показания давления в каждой из шин: впереди слева – «шинное плоскостопие».

Теперь начинается то, чего водители не любят: замена колеса. Если учесть, что весит оно не менее центнера, а работать по закону подлости приходится на обочине дороги, в темноте и при плохой погоде, то понять их можно. А ведь внутри ждут 40 пассажиров, расписание движения сыпется в прах! Примерно через полчаса вспотевший и грязный водитель снова садится за руль. Но это в том случае, если удалось отвернуть гайки. И разумеется, если удалось благополучно встать на обочине. Около 1300 аварий и 40 погибших из-за пробитых колес в год в одной только Германии насчитывает федеральное статистическое ведомство в Умфельде. Альтернатива – аварийная служба, которая стоит и времени и денег.

Руки водителя Neoplan Starliner и Cityliner теперь остаются чистыми в случае аварии шины, и они меньше подвергаются опасности. Производитель автобусов отказывается от седьмого или девятого колеса в пользу аварийного комплекта Premium-Seal Repair (в инструментальной секции справа над передней осью).

В нем имеются навинчивающийся на сосок колеса шланг, воздушный шланг для стыковки с пневмосистемой автобуса и подсоединяемая к тому и другому пластмассовая бутыль, содержащая 1,3 л желтоватой жидкости. В ней много гликоля и микроволокон, а также смол. Точный состав не сообщается.

АВСТРАЛИЙСКАЯ НАХОДКА
И как этим пользоваться? Водителю следует найти поврежденный участок шины. Удалить инородное тело щипцами (осторожно: давление в шине может его «отстрелить»!) и затем перекатить машину так, чтобы она стояла на поврежденном участке шины – при неблагоприятной погоде это непросто. Затем бутыль, к которой уже пристыкованы шланги, вешается на колесо, а патентованный штуцер одевается на сосок. При этом открывается золотник. Нажатием на рычаг из ресивера автобуса подается сжатый воздух. Вместе с ним содержимое бутыли попадает в шину. Затем шина накачивается до давления 8 бар из бортовой пневмосистемы. (Мотор глушить, думаю, не стоит… Пока оно протечет, можно и без воздуха остаться! А тогда ни колесо не накачаешь, ни с места не сдвинешься… Пусть уж бормочет. И качает. – Ред.)

На все про все требуется 10 мин. Водитель должен, стоя рядом с автобусом, нажимать на рычаг или фиксировать его, как это происходило на испытании, с помощью веревочки. Но если рычаг будет защелкиваться подобно рычагу в бензозаправочном «пистолете», все будет проходить легче, да и надежнее. Теперь остается разобрать систему, уложить ее на место и в темпе двигаться дальше. Сжатый в шине воздух и центробежная сила, а также деформации покрышки во время движения распределят жидкость в шине так, что она найдет дорогу к каналу в месте повреждения, заполнит его и перекроет путь вытекающему воздуху.

Тестируемый Starliner поворачивает во двор, катит по улице.

Сигналы на панели приборов не протестуют: на дисплее давление в шине – постоянные 8 бар. На автобане закон разрешает не больше 80 км/ч с шиной, заштопанной подобным образом. Все же у финиша теста автобус катит со скоростью 100. Рулевое колесо лежит в руке абсолютно спокойно. Изменение ездовых качеств не зафиксировано, хотя из-за нагрева шины давление в ней поднимается до 9 бар.

Километров через 50 возвращаемся во двор. Все это время Starliner вел себя отлично. Ни заштопанная шина, ни машина не проявляют признаков неисправности. В действительности ездить можно было бы еще долго: Neoplan гарантирует «заштопанной» шине пробег не менее 1000 км. Благодаря этому подцепивший «плоскостопие» автобус в большинстве случаев без замены колеса благополучно добирается до дому.

Продолжение эксперимента: теперь автобус катит с отремонтированной кое-как шиной по стоящему вертикально, толщиной с палец, стальному шипу диаметром 12 мм. Резина стонет еще ужаснее, чем до этого. Феноменально, но факт: уже имеющаяся в шине жидкость снова запирает поврежденное место. Это притом, что изготовитель Premium-Seal гарантирует герметичность дырки диаметром не более 6 мм. Тем не менее вторично заштопанная шина держит воздух.

Далеко не каждый сразу поверит во все это, – дело слишком похоже на историю о Мюнхгаузене, который тащит себя за волосы из болота. «Первые реакции автобусных предпринимателей были смешанными», – вспоминает производственный менеджер Neoplan Хайнц Кисс. Запасное колесо со времен грюндерства служит надежной опорой и успокаивающей пилюлей. Но вспомним: в те времена улицы были полны потерянных подков и гвоздей от них.

Езда без «запаски» требует мужества – Neoplan в Starliner успокаивает нервы наличием контроля за давлением в шине. В Cityliner такая система стоит 650 евро (опция). Но, положа руку на сердце: кто будет пачкаться, если есть контроль давления воздуха?

Еще один плюс для Premium-Seal Repair: аварийный комплект весит примерно 3,5 кг, а запасное колесо больше центнера. Аварийный комплект также экономит деньги: Premium-Seal Repair у Neoplan в качестве запчасти стоит около 150 евро. За комплектное запасное колесо Neoplan требует 600–700 евро. Правда, поврежденные боковины шины в дальнейшем неремонтопригодны, так же как и большие резаные повреждения.

Все же внимание: в Starliner предусмотрено место для запасного колеса, а у нового Cityliner его нет, вместо него – дополнительный багажник. Но все же инструмент для замены шины Neoplan прикладывает к машине принципиально. Другие более жадные: у нового поколения грузовых автомобилей малой грузоподъемности Mercedes Sprinter и VW Crafter в серийной комплектации «запаски» нет. И она сама, и ее держатель устанавливаются только по заказу как дополнительное оборудование. И только с ними автомобиль получает домкрат для замены шины.

Конфетка в аварийном комплекте: средство биологически разлагается и не закрепляется в шине, в отличие от подобных средств на латексной основе. Поэтому поврежденная шина после возвращения просто промывается в мастерской водой, а затем ремонтируется специалистами по шинам. Клапан никогда не склеивается. «Значение pH жидкости соответствует тому же в косметике», – подчеркивает специалист по сбыту Premium-Seal Эдуард Хартл безобидность средства.

Хотя средство и растворяется в воде, не следует опасаться поездок в дождь или парковки на мокром грунте, как в том убедился Neoplan в многочисленных испытаниях. Потребовалось целых два года на испытания и доработку Premium-Seal Repair для люксовых лайнеров Neoplan, прежде чем они пошли в серийное производство.

Рандольф УНРИ, Lastauto & Omnibus
Перевод Маргариты АННЕНКОВОЙ

Читайте также:

Паркинг на продажу
Паркинг на продажу

Более тысячи парковочных мест на общую сумму 1,1 млрд. рублей выставлены в Москве на продажу.

Единая система для перевозчиков
Единая система для перевозчиков

Всех частные перевозчики Москвы подключат к общегородской билетной системе.

Линейка гидравлических экскаваторов REGZAM пополнилась новой моделью HD512V
Линейка гидравлических экскаваторов REGZAM пополнилась новой моделью HD512V

Линейка гидравлических экскаваторов REGZAM от компании Kato Works Co., Ltd. пополнилась новой моделью HD512V.