ЗВЕЗДНЫЕ МНОГОНОЖКИ

В 1958 г. в Германии вступили в силу новые ограничения по массе и размерам грузовиков. В соответствие этим требованиям был спроектирован 16-тонный трехосный грузовик LP 333. Колеса двух передних его мостов были управляемыми. Это, а также компоновка автомобиля с размещением кабины над двигателем позволили получить максимальную загрузку. Необычная компоновочная схема автомобиля создавалась для использования лазеек в законодательстве.

Требования к грузовым автомобилям были обусловлены состоянием дорог страны. В 1958 г., когда LP 333 появился на свет, в Германии было только 2260 км автострад. Колесная формула нового трехосного автомобиля позволяла ему очень хорошо двигаться по плохим дорогам. К тому же подвески двух передних мостов с большими ходами очень хорошо поглощали воздействие дорожных выбоин на водителя. На больших скоростях автомобиль прекрасно держал дорогу.

В кабине этого необычного грузовика много места занимал туннель двигателя. Передние оси не позволили конструкторам низко опустить силовой агрегат. Поэтому капот двигателя в кабине по высоте почти достигал приборной панели. Он был прикрыт стеганым чехлом со звукоизоляционным материалом, который, к сожалению, недостаточно эффективно поглощал звук работы двухсотсильного предкамерного дизеля. Шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 11 л даже на холостом ходу издавал грубый для человеческого уха звук, который с увеличением оборотов коленчатого вала переходил в рев. Автомобиль был рассчитан на полную массу автопоезда в 32 т. Мощности его двигателя хватало, чтобы соответствовать минимальным требованиям – 6 л.с. на одну тонну веса.

Бескапотные грузовики появились на дорогах в начале пятидесятых годов прошлого века. Во второй половине этого десятилетия они испытывали настоящий бум. Такой успех пришел к ним из-за ограничения длины автопоезда. Первые грузовики Mercedes-Benz такой компоновки имели кабины, изготовленные компаниями Wackenhut или Kаssbohrer. Первая серийная послевоенная модель грузовика Mercedes-Benz с кабиной над двигателем, LP 315, производство которой началось в 1955 г., имела кабину Wackenhut.

В целом модель LP 333 была современным и высокотехнологичным автомобилем того периода, и не только в силу исчезнувшего «носа» – стандартного решения по нынешним временам. Для включения его однодискового сцепления требовалось удивительно небольшое усилие на педали. Так же легко поворачивался почти горизонтальный четырехспицевый руль цвета слоновой кости. Тот же цвет использовался для ручек рычажков на панели приборов. Для манипуляции ими их нужно было или вытянуть, или утопить.

Приборная панель LP 333 отличалась большим количеством контрольных лампочек. Некоторые из них были весьма оригинальны. Так, контрольная лампочка включения сигналов поворота располагалась в рукоятке подрулевого рычага переключателя. Красный свет сигнализировал водителю о включенном поворотнике. Желтая контрольная лампа, располагающаяся на приборной панели слева, сигнализировала о снижении давления в шинах. Сегодня, спустя 50 лет, снова встает вопрос оборудования датчиками давления в шинах грузовиков, имеющих односкатную ошиновку. Разумеется, полвека назад немецкие инженеры обходились без сложной электроники, хватало опыта в механике.

Автомобиль был оборудован центральным стояночным тормозом. Для затормаживания грузовика требовалось несколько раз потянуть рукоятку рычага ручного тормоза, размещающуюся между сиденьем водителя и капотом двигателя. Эти манипуляции сопровождались характерным звуком работающего храповичного механизма. Современные тормозные механизмы с аккумуляторами энергии, а попросту говоря, с пружинами, еще не применялись. Зато снять автомобиль со стояночного тормоза было намного проще. Для этого было достаточно большим пальцем нажать на кнопку.

Грузовики модели LP 333 стали оснащаться моторным тормозом в качестве стандартного оборудования. Его действие основывалось на активации откидной створки, перекрывающей выпускной канал. Сама рабочая тормозная система была одноконтурной и моторный тормоз, таким образом, был важным подспорьем для повышения безопасности движения. Однако такой тормоз действует только через колеса одной, ведущей оси автомобиля. Это в конечном счете приводило к ускоренному износу шин, установленных на задних колесах. К тому же не затормаживались колеса прицепа. Для устранения этого недостатка производитель как опцию предлагал регулирующий клапан, который до известной степени активировал работу тормозных механизмов прицепа, когда водитель пользовался моторным тормозом.

Карьера «многоножки», как был прозван трехосный LP 333, была недолгой. Уже в 1960 г. введенные ранее ограничения на размеры и массу грузовых автомобилей были отменены. Было выпущено только 1833 автомобиля LP 333. До настоящего времени сохранилось не больше дюжины этих грузовиков.

Автомобиль предназначался для внутреннего рынка Германии, поэтому на экспорт было поставлено только 82 грузовика, то есть экспортная доля LP 333 не дотягивала до 5%. К их числу не относится автомобиль, представленный на фотографиях. Он был приобретен нынешними греческими хозяевами подержанным и долго на них работал. Это сегодня грузовик выглядит как в 1960 г., когда был изготовлен. Возрождение автомобиля свершилось благодаря усилиям коллекционера Йоханнеса Готтингера (Johannes Gottinger).

Андрей КАРАСЕВ

Читайте также:

3,5-тонный грузовик ePower XT320E с электроприводом от ePower Trucks

Расположенная в Великобритании фирма ePower Trucks запустила в производство новый 3 5-тонный грузовой автомобиль

Новые грузовики Volvo Trucks на выставке IAA-2006 в Ганновере
Новые грузовики Volvo Trucks на выставке IAA-2006 в Ганновере

Международная выставка грузовых автомобилей в Ганновере, IAA-2006, проходящая с 21 по 28 сентября, станет площадкой

Кому нужны автомобили?
Кому нужны автомобили?

Авторынок страны в прошлом месяце упал на 49%.