ISUZU – ДЕВЯТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ПРОГРЕССА

В японской компании Isuzu считают, что автомобили нужно создавать, опираясь на отклики потребителей. Сегодня бренд «Isuzu» знают в любом месте планеты, где люди или предметы передвигаются.

АНГЛИЙСКИЕ КОРНИ
Предшественницей японской автомобилестроительной компании Isuzu была созданная в 1916 г. судостроительная верфь «Токио Исикавадзима Шипбилдинг энд Инджиниринг Компани». В 1918 г. в ее цехах началась сборка легковых и грузовых автомобилей из частей, закупавшихся в Англии у компании «Уолсли». Этим почти японским автомобилям была присвоена марка «Сумида». Кроме того, легковая машина получила еще индекс «А-9» и с 1922 г. стала серийной продукцией. Она стоила 10 тыс. йен – астрономическую сумму в эпоху, когда высококвалифицированный автомобильный механик зарабатывал меньше 100 йен в месяц. Поэтому купить первый легковой «А-9» могли только очень богатые и зажиточные люди. В это же время был построен первый 1,5-тонный грузовик модели «CP», в котором явно просматривались конструктивные элементы все тех же английских «Уолсли». Но главным было то, что он стал первым грузовиком, построенным не только в Японии, но и в Азии. С 1925 г. к производственной программе прибавились 15-местные автобусы «CG». Через 2 года, после модернизации, автобус получил собственное имя «Сумида-Бас». К 1927 г. гордые японцы отказались от услуг англичан.

ХОЧЕШЬ ВЫЖИТЬ – РАБОТАЙ НА АРМИЮ
В 1933 г. автомобильное отделение «Исикавадзима» вместе с другой автомобильной фирмой «ДАТ» образовывает новую фирму «Отомотив Индастри Лимитед». Милитаристская политика тогдашнего японского правительства приводит к переориентации экономики страны на производство военной продукции. Компания начинает выпуск ряда военных грузовиков, им присваивается марка «Isuzu».

Это были трехосные армейские машины К-93, уже тогда имевшие перспективную односкатную ошиновку, улучшающую проходимость по бездорожью. Основой для них послужил американский штабной «Хадсон» Супер-Сикс, партия которых была закуплена в США в 1932 г. для военных операций в Маньчжурии. С 1933 г. начинается серийный выпуск 7-местного открытого штабного автомобиля «Тип-93» или М2593. На следующий год начинается производство 1,5-тонного капотного грузовика «TU10» или «Тип-94» с колесной базой 3900 мм. Его предлагали в сорока различных вариантах и в бескапотном исполнении с колесной формулой 4х4. Машины оснащали 6-цилиндровым бензиновым двигателем 70 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач, главной передачей червячного типа, тормозами с механическим приводом. Хороших автомобильных дорог тогда в Японии было очень немного, поэтому все грузовики Isuzu имели оборудование для передвижения по железнодорожным рельсам.

Параллельно под марками «Сумида» и «Чийода» эти автомобили строила компания «Мицубиси». Впоследствии на модели Isuzu «Тип-98» устанавливали 80-сильный двигатель. В 1937 г. на шасси К-93 начался выпуск двухосного штабного автомобиля «KGA», с колесной формулой 4х4, получившего 55-сильный мотор. С 1933 г. Isuzu поставляла для японской армии 2,5-тонный капотный грузовик «TH40» с 70-сильным двигателем.

А ВМЕСТО СЕРДЦА – ДИЗЕЛЬНЫЙ МОТОР
В середине 30-х японское правительство создало специальный департамент, в обязанности которого входила координация машиностроительных предприятий по конструированию и постройке дизельных двигателей, ведь запасы нефти в Японии ограничены, да и во всем мировом автомобилестроении стремились перейти на экономичные двигатели. Компания покупает у немецких фирм «МАН» и «Дойтц» лицензии на их дизельные моторы. В 1936 г. Isuzu, на основе изучения немецкого опыта, первой в Японии строит и успешно испытывает 5,3-литровый дизель с воздушным охлаждением, установив затем его на специально сконструированное грузовое шасси «TH». Таким образом, компания стала первым в Азии продуцентом автомобилей с дизелями, заняв лидирующую позицию по производству таких моторов, которую, кстати, удерживает и сегодня. Тогда же Isuzu разрабатывает очень оригинальный автобус – дизельный седельный тягач с пассажирским полуприцепом.

В 1937 г. выпуск автомобилей Isuzu переходит к компании «Токио Отомоутив Индастри Лимитед», появившуюся в результате объединения компании «Киодо Кокусан Дзидося» с автомобильным отделением группы «Токио Гэс энд Электрик Компани», которая стала выпускать автомобили «Сумида» под маркой «Isuzu». Новая фирма устанавливает дизели на 3-тонные армейские грузовики «Тип-1» и 7-тонные «Тип-2», а кроме того, и на полугусеничные артиллерийские тягачи, получившие обозначение «Тип-98». В 1943 г. компания создает 20-тонный карьерный самосвал «TH10» с колесной формулой 6Х4 для строительства военных портов. Они также комплектуются 5,1–8, 55-литровыми 85–120-сильными дизелями собственного производства.

В 1941 г. компания снова изменяет свое название на «Дизель Мотор Индастри», а через год от нее отпочковывается отделение «Хино». С октября 1945 г. эта компания возобновляет выпуск довоенного 3-осного грузовика с индексом «TU80», но уже через год оказывается на грани банкротства. В 1949 г. фирма снова проходит реорганизацию и получает название «Исудзу Моторс Лимитед». Своим возрождением эта новая компания Isuzu, в первую очередь, обязана крупным заказам на военные грузовики, финансировавшимся из государственного бюджета США.

Оккупационным войскам требовались транспортные средства, и в начале 50-х Японии разрешили производить военные грузовые автомобили, базировавшиеся на американских конструкциях II мировой войны с агрегатами японского производства. Поэтому в 1953 г. начинают сходить с конвейера машины «TW340» 6Х6, внешне очень схожие с американскими GMC. С 1957 г. начинается их серийный выпуск, правда, двигатель на них собственный – 6-цилиндровый 120-сильный. Механические тормоза уступают место гидравлическим, двигатель комплектуется японской 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной – тоже японского производства.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПОДЪЕМ
Первый серьезный шаг, ставший базисом для создания обширнейшей гаммы грузовых автомобилей, был сделан в 1959 г., когда компания выпустила первые бескапотные 2-тонные грузовички Elf с 1,5-литровым карбюраторным двигателем мощностью 60 л.с. или дизелем рабочим объемом 2,2 л и мощностью 52 л.с. На его основе строились микроавтобусы: «TL» – для маршрутного такси, «BL» – туристическая модификация и передвижной домик на колесах – кэмпер. Через несколько лет вариант TLD-30 получил новый 2,2-литровый 4-цилиндровый дизель, после чего эти машины стали основой легкой гаммы «N». Но еще долгое время Isuzu выпускала разработанные еще в военное время и хорошо зарекомендовавшие себя простые 2-осные 5-тонные капотные грузовики TD и TI. На их основе в 1961 г. началось серийное производство бензинового варианта TX, а позднее – дизельного TDX.

Технические и финансовые проблемы долгое время не позволяли Isuzu стать одним из ведущих японских автомобилестроителей. С начала 60-х компания большую часть сил и средств тратила на конструирование и производство легковых автомобилей, пикапов и легких фургонов на их базе. Но конкуренция на рынке легковых автомобилей в Японии к концу десятилетия обострилась настолько, что руководители компании решили отдать предпочтение грузовикам – от пикапов и до тяжелых магистральных тягачей.

Предприятие продолжало совершенствовать конструкцию и увеличивать производство дизелей. Если первый двигатель, выпускавшийся по лицензии «МАН», развивал 30 л.с., то к 1955 г. мощность дизеля Isuzu DN-100 достигла 150 л.с. Дизели Isuzu стояли также на снегоболотоходах, эксплуатировавшихся в 60-х годах на полярной базе «Шова» в Антарктике при t -60о С. Производство дизелей компания постоянно увеличивала: если в 1976 г. она их построила 209 тыс., то к 1980 г. производство выросло до 406 тыс. Значительная часть этих моторов предназначалась для экспорта.

АЛЬЯНС С «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС»
Улучшить положение компании Isuzu помог заокеанский партнер – крупнейший автомобильный концерн «Дженерал Моторс». 16 июля 1971 г. между двумя автомобилестроителями был заключен контракт, по которому американская сторона получила 34% акций Isuzu. Тогда же Isuzu Motors вошла в состав крупнейшего японского промышленного объединения «Хитачи». Инвестиции не только упрочили положение фирмы, но и открыли выход на рынки Западной Европы, Австралии и Америки. Теперь Isuzu продавала свои 1-тонные пикапы QB под маркой «Chevrolet LUB». За океаном началась и сборка легковых автомобилей, а головной завод в городе Кавасаки в пригороде Токио полностью перешел на выпуск дизелей и других автомобильных агрегатов.

В 1973 г. начинается производство бескапотной серии дизельных автомобилей полной массой от 9 до 25 т с очень красивой кабиной. Эта гамма впервые получила название Forward и стала основой будущей серии «F». Ранние простые по конструкции и спартанские по внешнему виду капотные машины послужили основой для моделей «TD» и «TM» полной массой от 16 до 24 т. Они имели под капотом 6-цилиндровые дизели с непосредственным впрыском и 5–6-ступенчатые коробки передач. Параллельно строились их полноприводные варианты HTS (4Х4) и NTW (6Х6) для работы в составе автопоездов общей массой до 50 т.

К НОВЫМ ВЫСОТАМ
В 70-х годах производство дизелей Isuzu перевалило за 100-тысячную отметку, грузовых автомобилей – достигло 40 500. Следующее десятилетие становится решающим для компании. Во-первых, её инженеры создают одну из крупнейших в мире линеек грузовых автомобилей, начинающуюся от пикапов и кончающуюся сверхтяжелыми шасси. Тогда же появляются первые внедорожники Trooper и новый грузовик WFR, представляющий собой 1-тонный рамный фургон с бензиновыми двигателями 1,8–2,4 л и передней независимой подвеской. В 1984 г. сборку этих фургонов, названных «Миди», налаживают на английских заводах «Бэдфорд» – филиале «Дженерал Моторс». На основе Trooper начинается сборка серии 1-тонных пикапов TF, предлагавшихся в 21 варианте с 4 типами бензиновых и дизельных двигателей, с короткой 3-местной, удлиненной или двойной кабиной на 5–6 мест. Сборку этих пикапов начинают в США.

1984 г. приносит обновленный Elf, который начинают выпускать на турецком филиале «Анадолу Исудзу». В 1985-м начинается производство нового семейства грузовиков среднего класса серии «F» с кабиной над двигателем, состоящей из нескольких базовых моделей полной массой от 6 до 15 т в 56 модификациях с 6-цилиндровыми дизелями мощностью от 136 до 200 л.с. Ряд моделей на рынках США продают под марками Chevrolet и GMC. В это же время формируется новая тяжелая серия грузовых автомобилей CVR, сначала состоявшая из 2 базовых моделей в 58 вариантах исполнения - от 15 до 28 т.

Для этих машин используется 3 базовых силовых агрегата: 6-цилиндровый 175-сильный, V-8 мощностью 272 л.с. и V-10 в 354 л.с. На основе этой гаммы производятся 2- и 3-осные магистральные седельные тягачи для автопоездов полной массой 38–55 т с моторами от 354 до 381 л.с. Одновременно Isuzu производит различные автобусы, самосвалы, специальные шасси. Усилия компании не проходят даром: к 1989 г. по производству грузовиков полной массой свыше 6 т «Исудзу» занимает 1 место в мире. А в 1988 г. со сборочного конвейера сходит 2-миллионный дизель.

Последнее десятилетие века началось введением новой серии Trooper и компактного тормоза-замедлителя для тяжёлых грузовиков. В 1993-м пошло в производство новое поколение грузовых автомобилей «N» или Elf, отличавшихся обтекаемой 3-местной кабиной с подчеркнуто восточным оформлением для внутреннего японского рынка. Позднее компания отпраздновала выпуск 3-миллионного «Эльфа». Эти автомобили для Японии, Западной Европы, США и стран третьего мира значительно разнятся между собой.

Так, в Японии Elf с колесной формулой 4Х2 или 4Х4 имеет грузоподъемность 1–3 т, полную массу 2,8–6 т и предлагается с четырьмя 4-цилиндровыми дизелями рабочим объемом от 2,7 до 4,6 л и мощностью от 85 до 133 л.с., механической 5- или 6-ступенчатой коробкой, либо «автоматом», дисковыми тормозами с АБС и подушками безопасности. Для Европы базовыми являются модели «NPR-69», «NPR-65/66» и «NQR-70» полной массой 3,5–7 т с приводом только на задние колеса. В отличие от японских, на них устанавливают экономичные 4-цилиндровые турбонаддувные дизели мощностью от 121 до 146 л.с. Для азиатских и африканских рынков предлагаются более тяжелые варианты NQR-71, NQR-72 и NQR-73 полной массой от 4,5 до 8 т и дизелями мощностью до 210 л.с. В ряде стран грузовики серии «N» продаются под марками «Бедфорд », «Шевроле» и «Опель».

В 1995 г. увидела свет новая серия грузовых автомобилей «F» или «Форвард», имеющих грузоподъемность от 3,5 до 8,7 т и полную массу от 8 до 15 т. В 1998 г. началось серийное производство развозного «Форвард-Макс» с двигателем в 205 л.с. и грузоподъемностью 3,6 т, оснащенный пневматической подвеской на 4 баллонах.

В 1995 г. прошли модернизацию тяжелые серии «C» и «I», получившие в Японии название «Тига». Это многочисленные варианты бортовых автомобилей, фургонов и седельных тягачей. Основными базовыми являются модели «CVR», низкорамные машины – CXM, CYM и CYG с задними и средними управляемыми мостами. Также выпускаются серии CXZ (6Х4) и CYN (8Х4) грузоподъёмностью 8,6–15 т и полной массой 15,5–25 т. На их базе строятся седельные тягачи IXR в 2-осном исполнении и IXZ – в 3-осном, для работы в составе автопоездов общим весом до 70 т. Их аналоги IXD и IXY имеют пневматичекую подвеску с регулировкой жесткости и уровня положения рамы, а кроме того, более комфортабельную и безопасную кабину, рядные шестицилиндровые дизели с турбонаддувом и интеркулером. Рабочий объем моторов 12 068 и 15 681 см3, мощность 330–450 л.с.

Интересен также седельный тягач Isuzu IXZ-7512 с V-образным 10-цилиндровым дизелем с турбонаддувом и интеркулером. При рабочем объеме 30 л мотор имел мощность 600 л.с. С 1998 г. к многочисленной производственной гамме грузовых автомобилей, выпускаемых Isuzu, прибавилась серия «Гигамакс», в которую вошли 3-осные и 4-осные модели с двигателями мощностью до 360 л.с. и полностью пневматической подвеской.

Компания Isuzu начала поставлять грузовые автомобили в Советский Союз в 1969 г., когда была заказана партия 8-тонных капотных самосвалов TVR. Исходя из этого, ее можно назвать старейшим поставщиком на рынок СССР среди японских производителей. Сегодня в Елабуге налажена крупносерийная сборка легких коммерческих грузовиков Isuzu NQR-71 с высокоэффективным и экономичным дизелем мощностью 121 л.с. На шасси этого грузовика ставят различные кузова – от фургонов и самосвалов до мусоровозов.

Александр НОВИКОВ
Иллюстрации из архива автора

Читайте также:

Сверхмощная машина для сноса зданий Rusch RS4500
Сверхмощная машина для сноса зданий Rusch RS4500

На днях журналистская общественность смогла ознакомиться с демонстрационным роликом фирмы Rusch, который будет продемонстрирован на

Бизон проведет поединки мощных тракторов
Бизон проведет поединки мощных тракторов

23 июля 2010 года компания «Бизон» впервые проведет соревнования мощных тракторов.В поединках примет участие техника

FIAT Ducato и FIAT Doblo Cargo на «Интеравто 2007»
FIAT Ducato и FIAT Doblo Cargo на «Интеравто 2007»

Компания «Северсталь-авто» представляет на выставке «Интеравто 2007» две новинки российского рынка – легкие коммерческие автомобили