ПОБЛИЖЕ К СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Мы уже привыкли, что каждую весну МЗ «Тонар» представляет новую технику. Теперь же не прошло и месяца, а «Тонар» провел вторую презентацию. Как сказал технический директор завода Ю.П. Ванштейн: «За время кризиса мы сделали больше разработок, чем за все время существования предприятия.»

Есть старая солдатская мудрость: «подальше от начальства, поближе к кухне». Применительно к машиностроению это можно перефразировать, как «поближе к сельскому хозяйству». И теперь, в конце марта «Тонар» представил две полностью новых модели для сельскохозяйственных перевозок: Тонар-95235 с донным транспортером и Тонар-9826 – трехуровневый, для перевозки некрупного скота. Первый – собственная разработка, выполненная с оглядкой на зарубежные аналоги и в тесном содружестве с транспортниками. С этого полуприцепа и начну.

МЗ «Тонар» позиционирует его как «полуприцеп-самосвал». С одной стороны, сам разгружается, значит – «самосвал». С другой стороны, у него ничего не поднимается, нет жестких ограничений по ровности разгрузочной площадки и высоте помещения. И в этом смысле такой «самосвал» – совсем даже не самосвал в привычном нашем понимании. История его появления сама по себе заслуживает внимания.

Хотя обыватель и пребывает в убеждении, что сельского хозяйства в России нет, некоторое количество вполне успешных агропромышленных компаний в стране есть. А «Программа продовольственной безопасности» – одна из немногих реально работающих правительственных программ. Да и статистика говорит, что таких успешных компаний не так уж и мало. И наиболее успешные из них работают по европейским или американским технологиям. Американские производительнее, да и лучше «ложатся» на российские просторы. С другой стороны, техника-то нужна под них тоже европейская или американская! И если с обслуживанием первой еще где-то как-то, то у второй по части сервиса и запчастей сплошь и рядом совсем грустно.

Идею полуприцепа с донным транспортером подал директор компании «Докагенные технологии», ориентированной на европейские методы, Виктор Петрович Коньков. Позднее многое подсказал директор агрокомпании «Светлана» Андрей Павлович Синицин. Так, с его подачи сплошную резиновую ленту заменили цепным транспортером, снабженным резиновыми пластинами. Привод обеспечил гидромотор, что логично: гидромагистраль есть практически на любой сельскохозяйственной тянущей технике. Если, конечно, она достаточно велика.

Полуприцеп весьма универсален. Предназначенный для перевозки корнеплодов, он прекрасно справляется и с транспортировкой щебня, керамзита… Вообще любого достаточно «крупнокускового» навалочного груза. Проблем, как водится, две: не допустить перегруза и не увлекаться универсальностью. Мокрый песок или влажную глину донный транспортер едва ли вытянет… Зато можно разгружаться под крышей, не заботясь о высоте потолков.

Сегодня «Светлана» ориентируется на американскую технику. Но зачем же тащить из-за океана, если можно и тут сделать? Да и с обслугой как-то проще… Опять же, не одна же она такая.

Вторая новинка – демонстрация диаметрально противоположного подхода. Понимая, насколько сложна перевозка домашних животных, «Тонар» не стал заниматься самостоятельными поисками американского континента. Завод занялся поисками европейского партнера. Тем более, что нормы Евросоюза в этой области более, чем жесткие. Им стала германская фирма Stehman. Тонар-9826 – трехуровневый полуприцеп для перевозки некрупного скота, рождался непросто. Зато результат превзошел все ожидания. Этакий трехуровневый «свинский» «люкс» (данная версия адаптирована к перевозке свиней) с освещением, поилками, душем и электровентиляцией. Полы-уровни поднимаются цепными подъемниками.

Для обеспечения работы всей этой роскоши полуприцеп снабжен парой аккумуляторных батарей внушительной емкости. То есть погрузку-разгрузку, а также обслуживание между ними можно выполнить и при отсутствии тягача. Полуприцеп на собственном шасси полностью собрали на «Тонаре». Надстройки первых пяти экземпляров будут собирать из германских комплектов, далее подмосковный прицепостроитель начнет использовать отечественные профили, продолжая закупать у Stehman только высокотехнологичные компоненты.

Как прозвучало на пресс-конференции, сотрудничество наладить было не легко. Stehman традиционно пользовалась германскими шасси, а с российскими компаниями дел не имела. В компании вообще не представляли себе, что такое российский рынок. Но недоверие и настороженность были преодолены. А в ходе совместной работы по адаптации надстройки на шасси «Тонар» все сомнения и вовсе рассеялись. В результате обоюдный выигрыш.

При личном знакомстве трехуровневый полуприцеп для перевозки свиней оставляет сильное впечатление. Особенно на фоне воспоминаний о том, как «на уборке» вывозил поросят «на дачу» на автомобиле ГАЗ-53. Нагнали друг на дружку… Чуть не в три слоя. А потом: «Ах-ох! Жопа выскочила!!!» А тут можно вполне цивильно. Кстати, Тонар-9826 полностью отвечает всем европейским требованиям по охране животных при перевозке.

Разумеется, МЗ «Тонар» не упустил возможности продемонстрировать и другую, уже известную технику для сельскохозяйственных перевозок и работы в пищевой промышленности. Здесь были Тонар-97461 со сдвижными полами для перевозки как насыпью, так и на паллетах; Тонар-9746 для перевозки туш в подвешенном состоянии. Крыша выдерживает 20 т; Тонар-9746 двухъярусный изотермический; Тонар-9523 самосвал с надставными бортами (без бортов 35 м3, с бортами 45 м3) и разгрузочным лючком в заднем откидном борту; Тонар-95234 – полуприцеп с тремя самосвальными кузовами увеличенного объема с двускатной ошиновкой 17,5``; Тонар-ПТ-1 – тракторный бункер-перегрузчик для зерновых культур; Тонар-ПТ-2 – тракторный самосвальный прицеп с задней разгрузкой.

В целом получилось впечатляюще. Помнится, в преддверии распада Союза у нас вышла книга Ли Якокки, озаглавленная в переводном варианте «Карьера менеджера». И там был такой пассаж: «…как бы ни были плохи дела, каждому человеку требуется пища». Далее американский родственник знаменитого управленца рекомендовал заниматься ресторанным бизнесом. Но «Тонар» смотрит на вопрос шире. Он занимается сельским хозяйством.

Алексей ВИНОГРАДОВ

Читайте также:

Профсоюз водителей. Мысли вслух

Межрегиональный профессиональный союз водителей-профессионалов - организация общественная, независимая. Создали его водители и

NP300 ПОШЕЛ В НАРОД

В России пикапы еще только начинают входить в моду. Сегодня на рынке представлено несколько марок,

"Урал-63685" в бюджетном исполнении
"Урал-63685" в бюджетном исполнении

Автомобильный завод «Урал» изготовил первую партию дорожных грузовиков в бюджетном исполнении. С конейера сошла первая