ТЕПЕРЬ PROFI 4X4

Год назад компания SOLLERS показала журналистам предсерийные образцы полноприводных FIAT Ducato. Теперь дело дошло до серийных автомобилей.

Новые версии популярных легких коммерческих автомобилей стали поступать в шоу-румы дилеров в ноябре прошлого года. Полноприводные модификации фургонов и автобусов получили название Ducato Profi 4x4.

Система полного привода для FIAT Ducato создана по заказу SOLLERS французской компанией Dangel. Особенности полного привода российского Ducato заключаются в равном распределении крутящего момента двигателя по осям (в соотношении 50/50).

Компания Dangel специализируется на разработке и производстве автомобилей 4х4, переделывая их из версий 4х2. История компании началась в 1980 г., когда бывший автогонщик Генри Дангэль создал компанию, которая занялась переоборудованием Peugeot 504 в Dangel 4x4. Переоборудование моделей с одной ведущей осью в полноприводную модификацию позволяет создавать комфортабельные автомобили с очень хорошей проходимостью, простые в эксплуатации.

Для преобразования в версию 4х4 к главной передаче переднеприводного автомобиля добавляют коробку отбора мощности с угловым редуктором. Она карданным валом соединяется с вискомуфтой (Viskodrive). Это устройство было запатентовано в 1917 году американским изобретателем Мелвином Северном. Такая муфта представляет собой многодисковый фрикцион, диски которого установлены с зазором (0,15—0,2 мм). Половина дисков соединена с входным валом, а вторая — с выходным. Герметичный корпус вискомуфты на 75-90% заполнен особой силиконовой жидкостью. Силиконовая жидкость (силоксан или кремнийорганический полимер) имеет уникальные свойства: при нагреве она увеличивает свою кинематическую вязкость и не имеет каких-либо смазывающих свойств.

Силоксан, находящийся между дисками, обеспечивает их кинематическое сцепление. Чем больше разница в скорости вращения дисков, тем сильнее жидкость нагревается, и тем выше будет передаваемый муфтой крутящий момент. Таким образом, Viskodrive обеспечивает «мягкое» включение и плавное изменение передаваемой мощности.

Вискомуфта состыковывается трубой с картером редуктора задней оси. Внутри нее проходит приводной вал. Такая конструкция позволяет отказаться от реактивной штанги и дополнительного усиления кузова в месте крепления редуктора.

Система полного привода, реализованная в Ducato Profi 4x4, компактна и может устанавливаться как опция на любой автомобиль этой модели. Визуально модификации с полным приводом можно отличить повышенным клиренсом. Для автомобиля повышенной проходимости это несомненный плюс. В зависимости от типа кузова дорожный просвет под передней осью возрос до 18-21 см, а под задней до 26-27,7 см. У стандартного FIAT Ducato клиренс составляет 155 мм.

Для Ducato Profi 4x4 предлагается три варианта опции 4х4:
– «Легкий» – подключаемый привод задней оси. Удорожание автомобиля на 239 тыс. руб.;
– «Средний» – подключаемый привод и блокировка дифференциала задней оси. Удорожание автомобиля на 264 тыс. руб.;
– «Продвинутый» отличается от других вариантов наличием понижающей передачи. Эта опция увеличивает стоимость Ducato на 340 тыс. руб.

Управление включением задней оси и блокировкой дифференциала осуществляется кнопками. Понижающая передача включается рычагом.

Легкие коммерческие автомобили с колесной формулой 4х4 предлагают Volkswagen, Ford, Mercedes и российский ГАЗ. Из автомобилей этих производителей только Газель имеет постоянный полный привод. Все остальные производители оснащают свои модели автоматическим подключением полного привода.

Только для Ducato Profi 4x4 и ГАЗели предлагается установка понижающего ряда в трансмиссии. Если говорить об увеличении клиренса, то такую опцию предлагает также ГАЗ и Mercedes. Daimler на модель Sprinter устанавливает электронную систему распределения тягового усилия 4ETS – современное решение, заимствованное у дорогих легковых автомобилей. Слово «дорого» здесь определяющее. На Ducato, Transporter и ГАЗель предлагается блокировка дифференциала задней оси.

Розничные цены на Ducato Profi 4x4 – самые низкие среди иностранных аналогов, представленных на российском рынке. По словам генерального директора SOLLERS-Елабуга Виктора Зорникова, в 2011 году завод планирует выпустить до 1000 полноприводных автомобилей.

Не стоит считать полноприводную ГАЗель конкурентом Ducato Profi 4x4. Дело в том, что Ducato, как и его полноприводная версия, являются классическими развозными фургонами, созданными таким образом, чтобы дать коммерческому транспортному средству качества легкового автомобиля. Обычная ГАЗель и так больше походит на небольшой грузовик. Если добавление второй ведущей оси к Ducato не оказало заметного влияния на первоначальные ходовые качества автомобиля, то полный привод ГАЗели значительно их ухудшил. В моей практике был случай, когда владелец полноприводной ГАЗели через суд добивался обмена автомобиля на обычный, мотивируя свое желание неустойчивостью автомобиля на дороге при скорости выше 40 км/ч. Автомобиль действительно «не стоял» на дороге при 60 км/ч.

Тест-драйв, организованный SOLLERS, позволил оценить ходовые качества Ducato Profi 4x4. Автопроизводитель предоставил пять грузовых и грузопассажирских фургонов. Предстояло проехать из Москвы по Симферопольскому шоссе в район Шараповой Охоты, а затем свернуть на заснеженные сельские дороги. Маршрут тест-драйва был изложен в дорожной книге. Одометр Ducato – электронный, жидкокристаллический. Чтобы дорожной книгой было удобно пользоваться его лучше установить в режим trip. В этом режиме счетчик суточного пробега показывает десятые доли километра – пройденные сотни метров.

Ехать довелось на самом большом Ducato Profi 4x4 (колесная база 3700) – полуостекленном Комби 6+1. Автомобили с длинной колесной базой отличаются большим передаточным отношением главной передачи – 5,231:1 (68/13) вместо 4,933:1 (74/15). Но зато он имел колеса размером R16. Такие колеса ставятся на модели также со средней базой. Устанавливать колеса R16 на Ducato с большой базой необходимо из-за применения тормозных механизмов увеличенного диаметра: передние дисковые вентилируемые – 300 мм вместо 280 и задние барабанные -– 280 мм вместо 254 мм.

Фургон легко разгонялся до 130 км/ч по трассе (заявленная максимальная скорость 143 км/ч). На пятую передачу можно было переключаться при скорости около 80 км/ч. При этом стрелка тахометра опускалась с отметки 3000 об/мин до 2000 об/мин. Главное – чтобы стрелка тахометра не опускалась ниже 1800 об/мин. В движении хорошо заметен большой «разрыв» между четвертой и пятой передачей. Из-за этого приходилось «крутить» двигатель на четвертой передаче больше чем хотелось.

Следует отметить, что двигатель Ducato – турбированный дизель 2.3 JTD 16V рабочим объемом 2286 куб. см. Развивает максимальный крутящий момент 270 Нм при 1800 об/мин, а максимальную мощность 81 кВт (110 л.с.) при 3600 об/мин. На всех автомобилях Ducato устанавливают пятиступенчатые коробки передач. Силовые агрегаты, располагающиеся поперечно, обычно имеют двухвальную коробку передач. Именно такая стоит на FIAT Ducato. Она не имеет прямой передачи. Четвертая и пятая, высшая передача, являются повышающими – их передаточное отношение меньше единицы.

По заснеженному проселку уверенно двигался со скоростью около 70 км/ч на четвертой передаче. При прохождении особо сложных поворотов для создания «запаса прочности» включалась третья передача, однако реальной необходимости в этом не было, так Ducato надежно «стоял» на дороге. Как и на шоссе, на заснеженной грунтовой дороге автомобиль демонстрировал хорошую плавность хода. Следует отметить, что перед тест-драйвом команда, ответственная за трассу, настояла на том, чтобы участвующие в мероприятии автомобили «обули» в зимнюю «резину».

Система отопления и вентиляции автомобиля со своими обязанностями справлялась хорошо. За водительским сиденьем установлен жидкостный обогреватель, включенный в штатную систему охлаждения двигателя. Он быстро прогрел пассажирский салон. Манипуляции с регулировками вентиляции кабины показали, что «слабым» местом являются передние форточки, склонные к запотеванию.

Боковая сдвижная дверь и двухстворчатая задняя обычно доставляют массу неприятностей владельцам панельных фургонов. Ducato Profi 4x4, на котором пришлось ехать, проблем с дверями не имел – они легко и плотно закрывались.

Точкой сбора экипажей было сельское поселение Липицы. Здесь предстояла разгрузка фургонов. В детский садик поселка был доставлен подарок от SOLLERS – 25 комплектов детской мебели. К прибытию автомобилей в детском садике был организован детский праздник.

Затем караван Ducato Profi 4x4 проследовал полевыми дорогами на берег Оки. При движении по равнинному ландшафту автомобиль не терял подвижности даже на переднем приводе. При движении по снежным заносам включение полного привода становилось необходимостью. Как и всегда в подобных условиях движения главное – не терять скорости. Если автомобиль остановить, то начать движение без буксования сцепления проблематично: двигатель может заглохнуть или запахнет горелым феродо. В таких ситуациях должен выручать пониженный ряд в трансмиссии. Его наличие – осознанный выбор при заказе Ducato Profi 4x4.

Пониженный ряд в трансмиссии Ducato Profi 4x4 выполнен в виде интегрированного блока, присоединенного к торцу коробки передач. В нем размещены две муфты включения и шестерни, соединяющие первичный и вторичный валы коробки передач. Применять пониженную передачу целесообразно не только на плохих дорогах с высоким коэффициентом сопротивления движению, но и при маневрировании на ограниченных или наклонных площадках. Это в значительной мере продлит жизнь сцеплению.

Андрей КАРАСЕВ

Читайте также:

НИ ДАТЬ, НИ ВЗЯТЬ За отказ от взятки, гаишников стали хорошо премировать

Проблема коррупции – одна из острейших проблем нашей страны. Причем мздоимством пронизаны абсолютно все слои

«Группа ГАЗ» представляет перспективные автомобили «Урал» на Международной выставке вооружения
«Группа ГАЗ» представляет перспективные автомобили «Урал» на Международной выставке вооружения

В рамках VIII Международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил

Большегрузный самосвал 27-тонник на шасси Hyundai HD370
Большегрузный самосвал 27-тонник на шасси Hyundai HD370

В октябре 2008 компания «Хендэ КомТранс Рус» совместно с Мценским заводом «Коммаш» выпустила новый большегрузный