Анализ грузового рынка России. Итоги и перспективы.

Аналитическим агентством «АВТОСТАТ» в марте - апреле текущего года было проведено исследование рынка грузовых и коммерческих автомобилей в России. На основании этой работы был подготовлен маркетинговый отчет. В нем содержится характеристика производства грузовых автомобилей и анализ рынка коммерческого автотранспорта по трем сегментам – легкие коммерческие автомобили, а также средние и тяжелые грузовики. Данные представленные в отчете охватывают период с 2002 года по настоящее время. Кроме того, в отчете содержатся данные по парку грузовых автомобилей в России на начало 2008 года.

РЫНОК

Рынок грузовых автомобилей в России в настоящий момент переживает не только период бурного роста, но и этап серьезной реструктуризации. Многочисленный парк тяжелых и среднетоннажных грузовиков, оставшийся в наследство от Советского Союза, неотвратимо устаревает, а новая экономика предъявляет к грузовым автомобилям совершенно новые требования. На растущий рынок приходят ведущие игроки мирового рынка и используют все имеющиеся в их арсенале инструменты, отработанные на высококонкурентных рынках, чтобы основательно на нем закрепиться.

Всего в России, по оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», в прошедшем году было продано 398 тысяч грузовых автомобилей, что выше объемов продаж предыдущего года на 20,4%. Ранее темпы роста были существенно ниже: в 2005 году, например, положительная динамика составила всего 5,2%.

Наиболее объемен, как и прежде, сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV): в прошедшем году в России по нашим подсчетам было продано почти 224 тысячи таких автомобилей, что составило 56% от общего объема рынка коммерческих машин. Продажи среднетоннажных грузовых автомобилей выросли по отношению к 2006 году на 17,5%, но доля рынка этих машин все равно несколько сузилась – до 11,2%. Причиной тому стала ситуация, сложившаяся на рынке перевозок: развивавшийся более быстрыми рынками частный сектор перевозчиков и малый бизнес, использующий в первую очередь легкие автомобили.

Наиболее высокими темпами продолжает расти в России сегмент тяжелых грузовых автомобилей. Прирост здесь составил 32,5%, а доля рынка увеличилась до 32%. Следует при этом отметить, что еще более высокими темпами по сравнению с российскими, росли продажи новых иностранных автомобилей в этом сегменте, они выросли почти в два раза. Рост импорта подержанных иностранных автомобилей, напротив, приостановился.

Таким образом, российские производители грузовых автомобилей в прошедшем году сумели отстоять уже лишь 65% рынка. Иностранным компаниям, соответственно, досталось немногим более 34%. Преимущество довольно солидное, однако стоит помнить, что еще пять лет назад иностранцам принадлежало всего лишь 13% рынка. При этом ежегодный прирост продаж автомобилей иностранного производства происходит гораздо более высокими темпами, чем российских. Более того, как и в секторе легковых автомобилей, ведущие иностранные компании заявляют о скором запуске в России собственных сборочных предприятий. Причем предприятия эти ориентированы на выпуск в первую очередь как раз тяжелой техники, как наиболее востребованного, но и более технологичного и дорогого сегмента грузовых автомобилей.

ПРОИЗВОДСТВО

Стабильный экономический рост объемов строительства и грузооборота в стране требуют увеличения грузового парка практически во всех сегментах – от легких коммерческих до тяжелых грузовых машин. Удовлетворить растущий спрос не успевают не только отечественные производители, но компании-импортеры.

В прошедшем году в России было произведено 287,9 тысяч грузовых автомобилей, что превышает результаты 2006 года на 15,8%. Производство коммерческой техники в стране растет уже пятый год подряд, а наиболее высокие темпы роста (почти 20%) были показаны как раз в 2006 году. Однако даже при таких высоких показателях роста производства в отдельных сегментах неудовлетворенный спрос опережает предложение и отчасти компенсируется поставкой импортных автомобилей.

Основной объем выпуска грузовых автомобилей по итогам прошлого года приходился на машины грузоподъемностью до 2 тонн (более 61%). Среднетоннажная техника выпускается в значительно меньших количествах: автомобилей грузоподъемностью от 2 до 8 тонн предприятиями страны было произведено немногим менее 18%. Сектор большегрузных грузовиков, отметившийся по итогам года наиболее значительным ростом производства, занимает пока только 21% от суммарных объемов выпуска. Продемонстрированный рост стал возможен во многом благодаря Камскому предприятию: занимая лидирующую позицию в секторе и обладая и так очень объемной программой производства, автозавод продолжает наращивать темпы сборки.

Как и прежде, производство грузовых автомобилей в стране достаточно высоко консолидировано и более 80% машин выпускается на трех ведущих предприятиях страны, а более половины от общего количества – на Горьковском автомобильном заводе. По итогам 12 месяцев нижегородское предприятие увеличило темпы сборки грузовой техники почти на 11%, достигнув отметки в 159,6 тысяч автомобилей. КАМАЗ в прошлом также увеличил объемы производства – до 52,8 тысяч машин в год. Замыкает тройку лидирующих предприятий Ульяновский автозавод. Итогом года стали 24,6 тысяч выпущенных автомобилей и рост на 22%.

С отрицательными показателями динамики производства грузовой техники в России закончили год небольшие предприятия, специализирующиеся на выпуске автомобилей нижнего сегмента легкого коммерческого транспорта: «ИжАвто» и «ВАЗИнтерСервис» (-40% и -17% соответственно). Такие итоги года были довольно неожиданны – последние несколько лет годовая программа выпуска на предприятиях оставалась довольно стабильной.

ПАРК

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на начало 2008 года, парк грузовых автомобилей в России насчитывал 5,17 миллионов единиц техники. Прирост за год составил около 4%. Быстрее всего росли парки «ГАЗелей» и «Соболей», а в целом автомобили нижегородской марки «ГАЗ» занимают почти треть (31,4%) от общероссийского парка грузовых автомобилей. Второе место в грузовом парке России с долей 11,5% занимает «КАМАЗ» - всего насчитывается более 595 тысяч таких машин.

За истекшие 12 месяцев снизилось количество зарегистрированных в России автомобилей марок «ЗИЛ», «Иж» и «Урал»: отрицательная динамика разная и колеблется в пределах 0,5%. Число грузовых автомобилей иностранных марок за год выросло на 12,9% и достигло отметки в 862 тысячи единиц.

После проведенного анализа региональной структуры российского парка грузовиков были выделены несколько его ярких характерных особенностей. Так, географический фактор при формировании парка в России по-прежнему играет значимую роль: чем ближе к региону источник поставки зарубежной техники, тем выше концентрация последней в регионе. Так, например, парк иностранных грузовых автомобилей в Приморском крае в два раза превышает число зарегистрированной в субъекте федерации отечественной коммерческой техники (52405 против 26873 штук). Сходные тенденции, с вариациями количественных характеристик, наблюдаются и в ряде других областей, таких как Камчатская и Амурская, а также в Хабаровском крае и некоторых регионах Дальнего Востока. Объясняется такая ситуация, прежде всего, близостью к Японии, Китаю и другим азиатским странам, откуда возятся в страну подержанные автомобили.

Абсолютно противоположная ситуация наблюдается в ряде других областей: там отечественная техника занимает очень сильные позиции. В целом ряде субъектов Федерации содержание грузовых автомобилей, выпущенных за рубежом, в парке невелико и не превышает 5%. Наиболее показательны в этом отношении парки Мордовии, республик Башкортостан, Тыва, Дагестан и Ульяновской области.

Возрастной состав российского парка грузовых автомобилей по-прежнему довольно разношерстен и подвержен географическому фактору. Средний возраст остается очень высоким: 62,7% всех грузовых автомобилей в России были выпущены до 1997 года. Наиболее высокая концентрация старой техники регистрируется в Дальневосточном и Южном федеральных округах. Самый молодой парк в центральных и уральских регионах России.

Источник: http://www.gruzovoy.ru/

Читайте также:

Эвакуатор со сдвижной платформой

ПО «Чайка-Сервис» выпустило первый эвакуатор со сдвижной платформой собственного производства на базе ГАЗ-33104 «Валдай»...

КНР и все, все, все...

Что такое MIMS для нас, автомобильных журналистов? Это и праздник, и работа. Это возможность познакомиться

Премьера автобуса MAN Lion’s Intercity
Премьера автобуса MAN Lion’s Intercity

В Турции, в Анкаре состоялась премьера автобуса MAN Lion’s Intercity. Место проведения премьеры выбрано неслучайно,