Производство строительных машин в 2002 г. (по материалам Госкомстата РФ)

Представленная Госкомстатом Российской Федерации информация об итогах производства строительной техники в 2002 г. позволяет сделать вывод, что остановить замедление экономического роста, достигшего своего пика в 1999 – 2000 гг., не удалось. Причина этого связана со сложившейся моделью экономического развития России. Экспорт сырьевых ресурсов не смог обеспечить необходимого мультиплицирующего воздействия на другие отрасли. Хотя стоимостной объем промышленного производства в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и вырос (в целом по промышленности индекс промышленного производства составил 103,7%, а по отрасли «Машиностроение и металлообработка» – 102,0%), в натуральном измерении наблюдается некоторое падение производства.

Спрос на продукцию строительно-дорожной индустрии продолжает оставаться достаточно высоким, но удовлетворяется он в значительной мере за счет зарубежных поставок. Одно из объяснений спада в производстве российской строительной техники заключается в том, что возможности наверстывать упущенное за счет увеличения использования мощностей, включая лучшее использование рабочей силы, уже исчерпаны. Кроме того, многие отечественные заводы до сих пор работают с перебоями, и не в состоянии наладить выпуск качественной техники – за незначительным исключением, наблюдается отставание технического уровня продукции российского машиностроения от западной и дальневосточной. В первую очередь это относится к надежности и топливной экономичности машин, а также эргономике рабочего места их оператора.

По всем основным строительно-дорожным машинам отечественное производство (в натуральном измерении) в 2002 г. сократилось по сравнению с 2001 г.

Остановимся подробнее на объеме и структуре производства этих видов строительно-дорожных машин за истекший 2002 г.

Краны на автомобильном ходу в прошлом году производили 19 предприятий. Основной объем производства (более 87,5%) приходился на пять заводов.

Краны на гусеничном ходу производились только на четырех заводах, в основном в Челябинской обл.

Экскаваторы производились на 19 предприятиях (в 2001 г. на 17). Около 40% совокупного производства приходится на ОАО «Тверской экскаватор», а на три крупнейших производителя приходится почти 3/4 изготовленных машин.

Несомненным лидером по выпуску бульдозеров является АО «Уралтрак» (Челябинская обл.) – на его долю приходится более 80% от общего производства.

Из отражаемой в отчетности Госкомстата РФ восьми предприятиях-изготовителях, формально производство в 2002 г. было зафиксировано на шести заводах, но фактически все автогрейдеры были произведены на трех предприятиях-изготовителях.

Строительные погрузчики изготавливались на девяти из десяти зарегистрированных предприятиях-производителях. Причем основной объем производства приходится на четыре завода.

Количество предприятий, на которых выпускались дробилки, уменьшилось с девяти в 2001 г. до семи в 2002 г., причем больше 90% всего производства в 2002 г. было сосредоточено только на трех.

Мельницы в прошлом году производились на шести заводах (в 2001 г. на семи). Максимальное количество мельниц было изготовлено на Режском механическом заводе (Свердловская обл.).
Около 40% от всех изготовленных в 2002 г. тракторов пришлось на Волгоградский тракторный завод, а доля трех крупнейших производителей составила более 76%.

А. Рикошинский
«Основные Средства» №2/2003
Источник: www.os1.ru

Читайте также:

Российские железные дороги на пути реформ

На современном этапе развития главной проблемой во многих странах мира становится не столько уровень развития

Большие перспективы малогабаритного бункеровоза

Минский автомобильный завод (МАЗ) выпускает около тридцати моделей автомобилей-самосвалов. Автомобиля со съемной платформой и задней

Ремонту дорог – новые технологии

«...За рубежом проблема ямочного ремонта уже многие годы решается с помощью малогабаритной техники...»Дороги – артерии