«Кубок ЗИЛа»: премьера состоялась

Осенью летопись отечественного грузового кросса пополнилась новой страницей. В Бронницах состоялся первый «Гран-при» «Кубок ЗИЛа-2000». Как можно понять из названия, организатором его стал завод имени Лихачева, пригласивший на гонку пилотов 70 спортивных организаций. Побороться было за что: ЗИЛ всегда выставляет на свои состязания щедрые призы в виде автомобильных узлов и агрегатов, а также домашних холодильников. И естественно, главный приз – огромную гжельскую вазу. На ней хватило места, чтобы нанести порядковый номер кросса, год проведения и команду-победительницу. В том, что таких гравировок будет много, сомнений нет. ЗИЛ собирается Кубок имени себя проводить ежегодно, осенью, и полагает, что новый трофей станет не менее престижным, чем знаменитый зимний приз Лихачева.

Первый Кубок ЗИЛа родился, как и полагается, в муках. Трудно сказать, стала ли тому виной погода, с ее постоянными сентябрьскими дождями, или автогигант плохо взаимодействовал с хозяевами трассы – Бронницким НИИИ АТ, только за три дня до соревнований спортсмены плохо себе представляли, по какой дистанции им предстоит ехать. Военные в итоге привычную конфигурацию «Бронницкого кольца» изменили. Трасса сократилась почти на 400 м, зато поворотов и участков с разным рельефом и грунтом стало больше. Возможно, так они попытались лишить зиловских профессионалов преимущества в мощности двигателя, хорошо видного на прямых участках. Правда, наивно думать, что такой ас, как Сергей Сафонов, не умеет быстро проходить повороты и уступает в этом кому-то из соперников. А может, дело было в другом. Впрочем, хуже трасса не стала. Она потребовала от пилотов даже лучшей физической готовности, а многочисленные ямы, трамплины и «гребенки» так убивали по ходу заездов автомобиль, что до финиша могла доехать лишь действительно хорошо подготовленная машина.

Состав участников чуть-чуть разочаровал. Категория сильнейших могла бы выглядеть попредставительнее. А так Москву и Истру географически дополнили трое уральцев и шестерка пилотов из Рязани. Не одного гонщика ни из Сибири, ни из Самары.

Более того, выяснилось, что в кроссе не принимает участия бронницкая команда. С последней сложилась трагикомическая ситуация. Незадолго до гонки спортсмены-военнослужащие Жохов, Малахов и Молодцов были отправлены начальством в наряды и освободились так поздно, что попросту не успели подготовить «боевые» машины к соревнованиям.

Поначалу на трассе появились спортсмены так называемой второй группы («любители»). Их гонка – неотъемлемая часть кроссов, проводимых под эгидой ЗИЛа. Составляют эту группу гонщики заводских подразделений и филиалов. По уровню и водительского мастерства, и подготовки спортивной техники они весьма разношерстны. Например, Сергей Ивакин выступал на очень приличной машине, да и по квалификационному времени он занял бы... шестое место среди сильнейших спортсменов. Остальные слабее – и по пилотажу, и по автомобилям. Однако их заезды увлекательны тем, что никогда не скажешь, кто из этих ребят «выстрелит» именно сейчас.

Откатав квалификацию, спортсмены-любители уступили место профессиональным пилотам для четвертьфинальных заездов, которые понервировали ставшим уже традиционным выяснением отношений между партнерами по первой команде АМО ЗИЛ Юрием Кулябиным и Иваном Скибой. Скиба три круга доминировал в заезде, преследуемый Кулябиным по пятам, но был вынужден пропустить Рэмбо вперед из-за поломки коробки передач. Интересно, что Кулябин, перевернувшийся на тренировке, даже в безобидной «четвертушке» после чересчур размашистого входа в поворот-спуск снова едва не повредил автомобиль. Ехавший в последнем четвертьфинале Сергей Сафонов легко выиграл заезд, не особо напрягаясь, откатав положенное количество кругов.

Еще в субботу группа профессионалов понесла две серьезные потери. После тренировки снялся с соревнований Вячеслав Терехин из Рязани. А во время заезда не выдержал мотор у истринца Игоря Атаева. Остальные претенденты на командный пьедестал – пилоты «Мосгазспорта», вторая команда АМО ЗИЛ, состоявшая из Федора Шилова, Геннадия Григорова и Андрея Пузырева, а также уральские спортсмены – благополучно миновали сито четвертьфинала.

На следующий день первыми на трассе снова появились любители. Удивительно, но в отличие от многих профессионалов, спортсмены зиловских филиалов и структурных подразделений заботились, прежде всего, о командных интересах, и в соответствии с ними пытались строить стратегию заездов. В полуфинале, увы, не заладилось у Ивакина, захватившего было со старта лидерство, но потом из-за технических проблем едва не сошедшего с дистанции. Вперед быстро ушел Михаил Мамонтов из АТК, который в итоге и выиграл заезд. Остальные претенденты на выход в финал, напряженно наблюдая друг за другом на первых секундах заезда, вдруг с удивлением увидели уходящего вперед новичка Бориса Сахарова из УКЭР-2. Чуть более опытные пилоты АТК, УЖ, УКЭР-1 и автоагрегатного завода потом все же достали «выскочку», но затем так увлеклись борьбой между собой, что пропустили вперед не только его, но и ни на что вроде не претендовавшего спортсмена из Мценска Юрия Дыхалкина.

Куда спокойнее проходил второй «любительский» полуфинал. Если не считать небольшой толкотни на старте, то в целом заезд протекал спокойно, под предводительством пилотов из АСК Ларионова и Исаева. Неудача постигла Дмитрия Быкова (УКЭР), как и зимой, выступавшего на «Бычке».

Из-за поломки блокировки заднего моста Быков выбыл из борьбы, уступив дорогу в финал представителю Сердобска Дмитрию Туманову. В утешительном финале «Б» выступавшие за УКЭР-1 два Сергея – Ивакин и Колпакчи – четко разыграли заезд и получили две последние путевки в главный финал.

У профессионалов все протекало в полуфиналах менее напряженно. Сергей Сафонов снова продемонстрировал свои магические способности в управлении грузовиком. Ни Василий Яковлев и Михаил Смирнов из «Моcгаза», ни кто-либо еще так и не смогли что-либо противопоставить четырехкратному чемпиону России. Кулябин и Скиба, снова немного поупиравшись друг в друга, окончание своего заезда провели спокойно (если не считать потерянных Скибой колес).

Бросилось в глаза, как все увереннее и увереннее идет по дистанции «стотридцатка» с «бычковской» кабиной, пилотируемая Андреем Пузыревым. Его более тяжелый автомобиль в чем-то уступал резким, стремительным машинам соперников, но водительский опыт Пузырева компенсировал это. Кого-то опытный пилот обходил сразу, что называется, без разведки. Соперников посильнее Пузырев брал классом, находя ошибки в пилотировании и используя их при обгоне. К слову, так у него получится потом, в финале, где, как Андрей говорил после гонки, он рассчитывал на пятое место.

Ход соревнований и неумолимое время, отмечавшееся судьей-хронометристом, говорило о том, что у Сафонова вновь не окажется достойных соперников. В каждом заезде он «привозил» спортсмену, финишировавшему вторым, по 20 секунд. Тем не менее, остальные боролись, как могли. Особенно усердствовал зиловец Иван Скиба. Немудрено, ведь Кубок ЗИЛа должен был стать последней гонкой любимца кроссовой торсиды. Тяжелая травма позвоночника, полученная Иваном несколько лет назад, заставила его отказаться от активной карьеры гонщика, хотя его возраст – всего-то 36 лет.

Кросс «Кубок ЗИЛа-2000» еще раз подтвердил, что завод Лихачева при всех достоинствах подготовки автомобилей для профессионалов остановился в своем спортивном развитии. Нет уже ни одной солидной команды, которая не понимала бы, что и как нужно сделать, чтобы повысить скорость машины. И зиловские профессионалы, за исключением Сафонова, с большим трудом сопротивляются своим соперникам. Финал «профи» стал истинным украшением первого Кубка ЗИЛа.

Сразу уйдя в отрыв, Сергей Сафонов уже со второго круга сбавил скорость и стал наблюдать за тем, что творилось сзади. А там друг за другом мчались Скиба и Кулябин, которые мало-помалу приближались к прочно оккупировавшему вторую позицию мосгазовцу Яковлеву. Возможно, трое зиловских «профи» и «сожрали» бы в итоге своего соперника, если бы... не Андрей Пузырев. На последних кругах тот гроссмейстерски, ювелирно объехал сначала Кулябина, потом Скибу и вплотную приблизился к Яковлеву. Зрители заходились от восторга, когда четыре автомобиля, в миллиметрах друг от друга облизывали последние повороты. Яковлеву все же удалось ускользнуть от зиловцев. Что же касается третьего места, то в финишный створ Скиба и Пузырев рванулись одновременно. Но у Андрея Пузырева была более удобная траектория. На пути же Скибы оказался давно стоявший на трассе автомобиль рязанца Дениса Голубева. Ивану ничего не оставалось, как поднять ногу с педали газа и отдать Пузыреву вполне заслуженное третье место.

У любителей же состоялся своеобразный реванш. Роман Ларионов из АСК опередил победителя зимнего лихачевского кросса и выиграл гонку. Третьим в личном зачете финишировал Михаил Мамонтов из АТК.

С. Колпакчи, фото автора
«Основные Средства» №12/2000
Источник: www.os1.ru

Читайте также:

Мобильный бетонный завод приобъектно – необходимость или роскошь?

Продолжает набирать обороты дорожно-строительная отрасль, ведется строительство на площадках федерального значения и достройка уже существующих

Российская Швеция: легенда и действительность

О плачевном состоянии автобусного парка российских городов написано и сказано немало. И пока отечественные автобусостроители

Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

Ситуация на рынке запасных частей остается достаточно стабильной. В сентябре-октябре отмечено некоторое оживление продаж, связанное