Люксовый строитель

Новый Volvo FMX появился внезапно, как черт из табакерки. И надо отдать шведам должное: его дебюта никто не ждал – интригу  удалось сохранить буквально до последнего момента. Между тем, мировая премьера тяжелого грузовика для строительной индустрии прошла одновременно в Мюнхене и Москве, в дни работы выставок Bauma и KomTrans. В отличие от конкурентов, которые перед выводом на рынок нового продукта во все трубы трубят, Volvo Trucks выдержала паузу. И не зря: интерес к машине вырос как на дрожжах. И хотя продажи в странах ЕС начнутся только осенью, уже сейчас автомобиль попал в листы ожидания строительных организаций, намеренных обновить и пополнить парк подвижного состава.

 

Александр ТРОХАЧЕВ. Фото автора

 

Шведская пыточная

В середине года Volvo Trucks организовала масштабный тест-драйв модели FMX на его родине, в Швеции. И это не тот случай, когда дома и стены помогают. Соревноваться новичку вроде бы не с кем, а что может подойти для демонстрации возможностей лучше, чем специальный полигон?! Так я оказался в Халлереде – крупнейшем испытательном комплексе для проверки строительных машин в Северной Европе.

Место это находится в нескольких километрах от Гетеборга и чем-то похоже на курорт: всюду сосны и свежий воздух. И если бы не изрезанный карьерной выработкой ландшафт и холодная погода, можно было бы и впрямь вообразить, что находишься где-то на юге. Но это не так: здесь расположена специальная база для тестирования автомобильной техники. По периметру протяженностью 12 км «курорт» опоясан забором, через который ни один дикий зверь сюда не забредет. Конечно, ограда не в состоянии защитить тестируемые образцы от длиннофокусных объективов иностранных папарацци, зато предотвращает визиты непрошеных гостей и праздных зевак. Охраны вроде не видно, но она есть, и службу свою знает.

 

С верхней точки полигон выглядит как обычный карьер. Вот и сочлененные самосвалы по нему шуруют туда-сюда. Размашисто машут загребущими стальными лапами экскаваторы, сноровисто орудуют огромными скребками фронтальные погрузчики. Ну, чем не строительный объект?! Разница в том, что здесь нет прораба в его классическом понимании, хотя происходит все по-настоящему, а не понарошку. Опоясавшие разные уровни разреза светлые ленты грунтовых дорог то круто взбираются в гору, то стремительно падают вниз. И единственное, чего здесь нет, так это прямых участков дорог: все они извилистые, словно длинный язык любимой тещи. В этих условиях Volvo FMX проходил целый комплекс разнообразных испытаний, по окончании которых совершенствовался и в конце концов получил аттестат зрелости или, говоря языком профессионалов, сертификат ОТТС.

 

Полигон Халлеред и не молод, и не стар. Окруженный девственными лесами Западной Швеции, этот участок земли площадью 700 га открыли для испытаний грузовой техники почти четыре десятилетия назад, в 1972 году. С тех пор время от времени специалисты его расширяют, подстраивая под разнообразные задачи меняющегося производства. Всего в Халлереде 15 испытательных трасс разной длины и профиля. Самая внушительная из них раза в полтора больше, чем гоночное кольцо Формулы-1 – общей протяженностью более 6 км. По сути это есть ничто иное как высокоскоростной овал. Предсерийные образцы машин кружат по нему круглосуточно, и днем, и ночью, и для FMX исключений не делали. Автомобиль гоняли, что называется, по полной программе. Нагрузки были в разы выше, чем в реальных условиях эксплуатации, а по-другому нельзя.

 

Аттестат зрелости с перчинкой

Ни много ни мало – 7,5 месяцев подряд «шведа» пришпоривали по 24 часа в сутки, совершая плановые остановки только для смены экипажа и дозаправки. Команда драйверов состояла из трех профессиональных испытателей, которые садились за руль поочередно, сменяя друг друга через равные промежутки времени. Интенсивность таких испытаний соответствует 15 годам эксплуатации. Только подобный подход позволяет за короткий срок выявить конструктивные ошибки и недостатки, которые были выявлены и устранены. По крайней мере, руководитель проекта Volvo Trucks, ответственный за испытания модели FMX Патрик Лессмарк, уверяет, что все упущения были учтены и машина доведена до серийного производства как готовый коммерческий продукт.

 

Как выяснилось, более чем полугодовой кросс-марафон представлял собой только один вид испытаний – на долговечность. А была еще проверка на надежность узлов, агрегатов и всей конструкции в целом. При сдаче данного экзамена автомобили загрузили 26 тоннами щебня и привели в безостановочное движение на протяжении шести недель. По сути, и двигатель не глушили – как в зимний период в Сибири или на Крайнем Севере, за Полярным кругом.

 

Затем проводили испытания, соответствующие полному циклу круглогодичной эксплуатации в обычной транспортной компании. По уверению технических сотрудников Volvo Trucks, специально для FMX была разработана расширенная программа тестов. При ее выполнении будущего суперстроителя держали в ежовых рукавицах: нещадно подвергали воздействию перепадов температур, яркого солнечного света и воды, мелкой и грубой пыли, гравия и липкой грязи. Техника порой не выдерживала, и эксперты этому радовались: хорошо, что проблема «вылезла» у них, а не у перевозчика. По крайней мере, пресловутую работу над ошибками удалось провести до стадии серийного производства.

В принципе, FMX муштровали подобно другим грузовикам Volvo, но эта модель, по признанию шведов, должна была стать особенной. Исходя из этого, и подход к ее доводке был строже обычного: в кризис нельзя ошибиться и выйти на рынок с сырым товаром. Тут не только текущую прибыль потеряешь, но и перспективную выгоду упустишь, как пить дать. Лично я не присутствовал на заводских испытаниях, но по видеоматериалам могу судить о том, что шведы сильно старались угодить транспортникам, и не только европейским. Доказывая тщательность подхода при создании и доводке Volvo FMX, специалисты открыто делились тонкостями профессионального ремесла.

 

Например, они не скрывали критерии подхода. Скажем, пытаясь определить, как на работе грузовика сказывается общий износ, FMX оценивали по 32 параметрам. Для удобства и объективности выводов их объединили в пять категорий: качество, безопасность, экологический уровень, топливная экономичность, производительность грузоперевозок. Анализируя данные, полученные в ходе каждого вида испытаний, каждый параметр оценивал отдельный специалист (всего их 32). Такой процесс называется loop process или «замкнутый круг». Когда хотя бы один из параметров выходил за установленные нормы, инженеры должны были оперативно обсудить сложившуюся ситуацию и в кратчайший срок найти эффективное по мерам и с точки зрения финансовых затрат техническое решение проблемы. Понятно, что оно не оставалось исключительно бумажным (бюрократические отчеты для галочки никому не нужны), а проверялось в ходе повторных и дальнейших испытаний, если в них возникала потребность.

 

Сегодня, оглядываясь на проделанную работу, специалисты Volvo Trucks могут вздохнуть с облегчением. Брутальный FMX готов к работе в строительном секторе как самой Швеции и других стран ЕС, так и далеко за пределами зоны евро. Впрочем, я бы не торопился раздавать авансы новому продукту, ведь неизвестно, как он поведет себя в российских климатических условиях. Настораживает то, что все автомобили новой серии комплектуются двигателями Евро-5, работающими с реагентом AdBlue. А, как известно, мочевина замерзает при –11?С, и какой смысл в той же Якутии возить в баке бесполезный кисель вместо специального раствора. Подогрева кузова на тестовых самосвалах я не обнаружил, а это для российских условий эксплуатации неприемлемо. Есть по шведскому продукту и другие замечания, но о них, так сказать, – по ходу пьесы.

Конек-горбунок

Опробовать объезженного коня было предложено на тест-драйве в рамках акции «Experience the X Factor». Специально для этого устроители мероприятия подготовили два десятка машин в разной комплектации с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х4 и 8х6. Первая из них относится исключительно к седельному тягачу для работы в составе автопоезда полной массой 41 т, а три другие – к самосвалам с кузовами различного объема от нескольких ведущих производителей специальных надстроек.

Программа была составлена таким образом, что я получил возможность поочередно проехать на всех типах машин с двигателями мощностью 410, 450, 460 и 500 л.с. и коробками передач Volvo I-Shift и Powertronic. Как и положено, техника оказалась груженой до полной массы, что приблизило пробную поездку к реальным условиям использования на строительных объектах. Но прежде чем делиться впечатлениями от управления европейским «гастарбайтером» (Volvo FMX предстоит работать, в том числе и далеко за пределами Европы), поговорим о нем самом.

Внешне автомобиль выглядит довольно зрелым и поджарым как молодой человек после службы в армии. Он мускулист, у него нет ничего лишнего. И, в то же время, все при нем. Например, передняя светотехника прожекторного типа имеет маленькие линзы, не укрытые общим рассеивателем или защитным прозрачным стеклом. Это увеличивает их живучесть на грунтовках и дорогах местного значения, которые особой чистотой не отличаются. Да что говорить: в зимнюю пору, когда на проезжей части полно мелких камней, шанс разбить кругляшок скромного диаметра меньше, чем риск получить трещину в той же блок-фаре. К тому же заводом предусмотрена пластмассовое забрало, укрывающее дорогую оптику от расстрела шальными камнями.

 

А вот по «противотуманкам» есть вопросы. Не пойму, почему на металлических углах бампера выступающие кратеры дополнительных фар сделали из пластика. То ли вес хотели сэкономить, то ли удешевить производство, то ли погнались за двумя зайцами сразу. А в итоге получили еще один «расходник», поскольку при столкновении с препятствием такие «очки» не спасут – не та степень ударостойкости. Отдельной защиты для них не предусмотрено и за доплату: металлическую решетку устанавливают только на блок головного света. Может, и пустячок, но это как прикажете посмотреть…

 

 

На презентации шведы хвалили нижнее стремя – подножку на шарнирах. Я присмотрелся к ней и удивился: а чем тут гордиться?! Да, решение удачное, но далеко не самое прогрессивное. Если автомобиль движется в продольном направлении, то подножка складывается и после проезда препятствия распрямляется обратно. Но при совершении маневра вперед или назад и встрече с твердым грунтом или предметом шарнир выкрутит или вообще оборвет – это совершенно очевидно. Не лучше ли было сделать ступеньку на резиновых растяжках. Да, они не так эстетичны и, может быть, проигрывают в долговечности, зато не боятся «угловых атак». По крайней мере, некоторые конкуренты Volvo Trucks, исходя из горького опыта, уже отказались от использования резино-металлических шарниров на своих строительных грузовиках в пользу чисто резиновых.

 

Еще одно существенное замечание касается удобства пользования наружной лесенкой со стороны водителя. По внешнему виду и механической прочности претензий к ней нет: смотрится неплохо, и в случае необходимости любого взрослого человека выдержит. И упасть с нее нужно умудриться, ведь сверху по краю кабины сделан специальный поручень. Проблема в другом: перешагивать из кабины на лестницу не очень удобно. Конечно, водителю не приходится садиться в шпагат, но определенная сноровка требуется обязательно. В ненастную погоду (дождь, снег) на забрызганных грязью ступеньках, да еще в теплой одежде выполнять растяжку не очень-то приятно. Куда разумнее было бы соорудить дополнительную ступеньку сбоку, в нише над колесной аркой. Но вот незадача: в этом месте уже находится отпираемый изнутри бокс. Нужен ли он настолько, насколько необходима ступенька? На мой взгляд, нет. Скорее всего, конструкторы сознательно пошли на поводу у дизайнеров, отдав эту позицию в угоду внешней эстетике.

Видимо, у авторов проекта своя логика. Ведь Бенгт Йоханессон, специалист Volvo Trucks по эксплуатации грузовой техники, считает Volvo FMX идеальным строителем. Он рассуждает так: при создании нового продукта важно было добиться положительного результата, а заводская команда с поставленной задачей справилась. Дескать, чего ж вы еще хотите.

 

Мировой парень!

Во время акции «Experience the X Factor» мне почему-то вдруг вспомнился фильм «Мировой парень» 1971 г. о соревнованиях грузовиков. В той ленте главный герой в лице Николая Олялина на МАЗе 500-го семейства гонял по горам и верблюжьим тропам, обставляя конкурентов на иномарках. И хотя с той поры минуло четыре десятка лет, я живо представил, как бы выглядели подобные заезды с участием Volvo FMX и его одноклассников.

 

В ту пору даже на новейших западных грузовиках не было датчика дождя, а на современном Volvo он есть. Тогда никто и предположить не мог, что появится система помощи трогания в гору Hillstart, а на FMX она присутствует. Реальностью стала мечта об автоматической трансмиссии. Даже датчик загрузки и система против опрокидывания – действительность, а не выдумка. И как бы в 70-е годы пригодился ретардер, берегущий рабочие тормоза грузовика от перегрева! Это я не к тому, чтобы сравнивать нынешние достижения с «показателями 1913 года», как это было принято в Союзе. А к тому, сколько технических инноваций вобрал в себя обыкновенный автомобиль для работы на стройке.

 

Президент и генеральный директор Volvo Trucks Стафан Юфорс с гордостью подчеркивает: «Достаточно одного взгляда на этот грузовик и его раму, чтобы увидеть тесную связь между Volvo Trucks и Volvo Construction Equipment, одного из мировых лидеров в производстве самосвалов, экскаваторов и колесных погрузчиков». Но не будем себя обманывать: FMX хотя и позиционируется как абсолютно новый продукт, создавался не с чистого листа. В конструкции шведского строителя заложена добротная база проверенной временем и стройплощадками модели Volvo FM. Просто инженеры существенно улучшили востребованный рынком продукт и вывели его на новый уровень.

 

В эпоху глобализации Volvo FMX не мог стать товаром для узкого круга потребителей. Автомобиль ориентирован на различные рынки, и в этом смысле он – мировой парень. Даже в его экстерьере легко читается желание дизайнеров угодить максимально возможному числу потребителей из разных уголков земного шара. Налицо и желание унифицировать новичка с другими представителями продуктовой линейки. Пластмассовая облицовка радиатора перекочевала на FMX с новейшей серии FH.

Двери взаимозаменяемы и с FM, и с FH. Бампер из трехмиллиметровой стали разделен на три части и подходит к прежнему поколению шведских строителей. Об элементах силовой конструкции и разговора нет: там практически все один в один пригодно к рокировке.

К индивидуальным чертам FMX можно отнести выступающую защитную «губу» в центре бампера, мощную нижнюю переднюю секцию, глазницы фар и нарочито выпяченную металлическую защиту моторного отсека. Последние штрихи к портрету поверх старого изображения нанесены с помощью гребня с фарами на крыше.

Есть и не столь броские отличия вроде  нового буксировочного устройства для тяговых и маневровых работ, рассчитанное на нагрузку до 25 т. У FMX новый датчик нагрузки, связанный с модернизированной трансмиссией I-Shift. Он передает сведения о весе насыпаемой в кузов породы или стройматериалов, и в случае превышения допустимых значений водитель может часть груза ссыпать обратно. С учетом текущей нагрузки роботизированная КПП I-Shift оптимизирует переключение передач и обеспечивает плавный старт как на ровном участке дороги, так и на подъемах и спусках.

Для увеличения дорожного просвета топливные баки FMX в сравнении с FM расположены выше. Однако им явно недостает стального поддона для защиты от механических повреждений. Зато решение по высокому расположению воздухозаборника на дневной кабине явно удачное, жаль только, что это не серийное оснащение, а опция. Дополнительным оборудованием является и светотехника, устанавливаемая на крышу – от мощных фар до оранжевых «мигалок». В этом смысле шведский грузовик – большой универсал: выбор опций весьма внушителен.

 

По стройплощадке – во фраке

Для своего любимчика создатели предусмотрели возможность установки одного из двух базовых дизельных двигателей различной мощности. Первый – это 11-литровый Volvo D11B с «табуном» в 330-450 л.с., а второй – 13-литровый Volvo D13C с потенциалом в 380-500 л.с. Любой из них может иметь исполнение Евро-5 или отвечать более высокому добровольному экологическому стандарту EEV за счет системы нейтрализации отработавших газов SCR. Моторы характеризуются умеренным уровнем шума, сниженной вибрацией и малым потреблением топлива.

 

Сильной стороной Volvo FMX является автоматическая коробка передач. Независимо от того, установлена модель Powershift или I-Shift, управлять самосвалом с любой из них – одно удовольствие. Коробка I-Shift с оптимизированным программным управлением позволяет использовать режим движения в раскачку, а это дорогого стоит. Меньше лишних движений и меньше переживаний со стороны водителя – вот вам и сниженная утомляемость, и повышенная работоспособность одновременно. Истина вроде прописная, но как тут ее не вспомнить. Наличие уже упомянутой системы помощи трогания в гору Hillstart и моторного тормоза Volvo Engine Brake с мощностью замедления 375 кВт при 2300 об/мин вообще делает управление машиной, независимо от колесной формулы и степени загрузки, простым и понятным, а поведение – предсказуемым на любой скорости, адекватной дорожным условиям.

Не последнее место в списке достоинств «шведа» занимает ездовой комфорт.

В кабине Globetrotterвроде все по-прежнему, как на версии FM. Однако новизну FMX выдают детали. Например, нельзя не заметить компактный и в то же время весьма практичный столик с подставками для кружек с напитками. При внимательном изучении интерьера обращает на себя внимание держатель для бумаг в водонепроницаемом кармане. Есть и удобное отделение для хранения небольших, но нужных в дороге предметов. Дизайнеры придумали для FMX три варианта оформления внутреннего пространства по цветовому решению и используемым материалам. В итоге перевозчик может выбирать сиденья и дверные панели с виниловым покрытием, тканевую обивку кресел и виниловые боковые панели или те же элементы, обшитые велюром. В списке опций значится и кожаная отделка, только на строительном грузовике это, пожалуй, занадто…

Об эргономике рабочего места водителя можно не распространяться: она безупречна. А вообще забота о водителе просматривается даже в мелочах. Так, резиновые коврики с твердыми бортами препятствуют распространению грязи и мусора по всей кабине. Часто выходить на улицу для протирки фар от грязи не нужно, т.к. они оснащены омывателями высокого давления.

Лестница и поручень на дневной кабине позволяют быстро осмотреть груз из открытой двери, не спускаясь на землю. Используемые материалы не засаливаются, их легко мыть и чистить своими силами, применяя для этого обычную автокосметику.

В итоге поездка в Скандинавию убедила меня в том, что Volvo Trucks в очередной раз сотворила маленькое чудо, выпустив на рынок продукт под названием «строительная серия FMX». Не за горами осень, начало продаж шведского бестселлера и внутренний голос говорит мне о том, что у этого произведения технического искусства есть все шансы стать «Грузовиком года-2011». И если победу возьмет не он, то кто же?!

 

Технические характеристики некоторых моделей Volvo FMX 

 

Параметры моделей

FMX 460 4x4T

FMX 410 6x4R 

FMX 500 8x4R 

FMX 460 8x6R 

Тип автомобиля

Тягач

Самосвал

Самосвал

Самосвал

Вид надстройки

Кузов с 3-стор. разгрузкой

Кран-манипул. HIAB

Кузов с 3-стор. разгрузкой

Колесная база, мм

3700

3700

3700

4600

Марка и модель двигателя

Volvo D13C

Volvo D11C

Volvo D13C

Volvo D13C

Мощность двигателя, л.с.

460

410

500

460

Макс. крутящий момент, Нм

2300

1950

2500

2300

Экологические нормы при SCR

Евро-5, EEV

Евро-5, EEV

Евро-5, EEV

Евро-5

Коробка передач

Powertronic PT2606

I-Shift

AT 2612 D

I-Shift

AT 2612 D

Powertronic PT2606

Передняя подвеска

Рессорная

Рессорная

Рессорная

Рессорная

Задняя подвеска (число баллонов для пневмоподвески)

Рессорная

Пневмо, 8

Пневмо, 12

Рессорная

Ведущий мост

RS 1365 HV

RTS 2370 A

RTS 2370 A

RT 3210 HV

Передаточное число главной пары

3.61

3.09

3.09

3.61

Высота шасси, мм

1050-1150

1050-1150

1050-1150

1050-1150

Тип тормозной системы

Z-cam

EBS-Medium

EBS-Medium

Z-cam

Тормозные механизмы

Барабанные

Дисковые

Дисковые

Барабанные

Вспомогательный тормоз

Ретардер

Ретардер

Ретардер

Моторный тормоз

VEB+

VEB

VEB+

Тип кабины

Globetrotter (L2H2)

Day Cab (L1EH1)

Sleeper Cab (L2H1)

Day Cab (L1EH1)

Кресло водителя

Comfort, с подогревом

Comfort, с подогревом

Comfort, с подогревом

Comfort, с подогревом

Кресло пассажира

Comfort, с подогревом

Comfort, с подогревом

Comfort, с подогревом

Comfort, с подогревом

Обивка кресел

Кожа

Ткань

Винил

Винил

Другое оборудование

Датчик дождя, противотум. фары, Hillstart

Датчик дождя, противотум. фары, Hillstart

Датчик дождя, противотум. фары, Hillstart

Датчик дождя

 

Читайте также:

Легкая кавалерия осени-2010
Легкая кавалерия осени-2010

Фургоны и малотоннажники на выставке 63.IAAПо данным организаторов 63-й выставки коммерческого транспорта в Ганновере 63.IAA

Рынок - на подъёме
Рынок - на подъёме

Комитет производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса огласил результаты продаж новых грузовиков и

Прокат машин: кого интересует данный вид услуг?
Прокат машин: кого интересует данный вид услуг?

Бесспорно, одним из незаменимых благ современной цивилизации является транспорт. С его помощью удается решать ряд