О мигрантах за рулем, правах и категориях

Как изменения в законах и самой российской жизни повлияют на сложившуюся систему подготовки водителей-профессионалов, и как аналогичные вопросы решаются  в странах Евросоюза, беседуем с директором ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Вячеславом Максимычевым.

 

Новые категории и подкатегории в водительских удостоверениях, обязательное наличие последних российского образца у водителей-иностранцев, занятых в сфере автоперевозок, утверждены законодательно – все это на практике ложится дополнительной нагрузкой на автошколы. Обсуждение поправок в Федеральный закон РФ №92-ФЗ «О безопасности дорожного движения» продолжается: нововведения в профессиональном сообществе восприняты неоднозначно. Обо всем этом мы и поговорим с экспертом.

 

- Как известно, любые преобразования, в том числе и законодательные, вызывают у российской общественности, по меньшей мере, недоверие, а иногда даже становятся источником банальной неразберихи. Примером может служить «событие» в Екатеринбурге, где почему-то решили, что новые правила замены водительских удостоверений для иностранцев начинают действовать с 5 ноября сего года, и в городе чуть было не случился коллапс в сфере пассажироперевозок. Причина подобной накладки понятна: по неофициальным данным, в России почти 40% пассажирских и грузовых перевозок приходится на долю водителей-иностранцев. И стоит какой-то части из них не приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей -  в пассажирских и грузовых перевозках могут начаться сбои.  В то же время наведение порядка в водительской профессиональной среде необходимо – слишком много нареканий в адрес водителей-мигрантов: кто-то считает, что они, в силу своей низкой подготовки, априори являются виновниками всех дорожных инцидентов, а кто-то представляет их основными конкурентами для квалифицированных и поэтому более требовательных к оплате труда водителей-россиян…


- Что ж, некоторые категорические суждения о водителях-иностранцах небезосновательны. Но для объективности стоит рассмотреть ситуацию, которая в настоящее время сложилась в отрасли. Например, в Московской области доля иностранцев, сидящих за рулем коммерческого транспорта, составляет более 25 тысяч человек. Порядка 9 тысяч приходится на пассажирский транспорт, остальные задействованы в коммунальном хозяйстве и на большегрузной технике.

 

Понятно, что это всего лишь цифры, в действительности же мы имеем дело с водителями, квалификация которых у нас никак не подтверждена. Если взять европейскую практику, то работать по найму может  только имеющий водительское удостоверение любой страны Евросоюза и сертификат профессиональной компетентности, который выдается в соответствии со специальной директивой ЕС.

 

В соответствии с выстроенной у нас системой, водитель-иностранец, имеющий национальное водительское удостоверение, приносит в ГАИ нотариально подтвержденный перевод документа и сдает экзамен только по правилам дорожного движения. А вот о чем свидетельствуют данные российского отделения Интерпола: проведенные проверки показали, что с начала 2013 года выявлено более 200 поддельных водительских удостоверений, а также установлены многочисленные факты использования поддельных прав гражданами республик бывшего СССР.

 

То есть сегодня, сделав на компьютере красивое пластиковое удостоверение, и заверив у нотариуса официальный его перевод, водитель из соседней республики получает право сдать экстерном упомянутые выше правила дорожного движения. Получается что этим же законом (№92-ФЗ)  экстернат в России ликвидирован, а для водителей-иностранцев он открылся. И если даже допустить, что удостоверение у водителя-иностранца не поддельное, хотя проверить его порой почему-то бывает затруднительно, вряд ли обещанные МИДом запросы будут способствовать улучшению ситуации.

 

К этому добавляется еще одна проблема – неизвестно какую подготовку проходили водители из той же Средней Азии, и насколько она (если имеется) соответствует требованиям, установленным в России. И здесь опять имеет смысл обратиться к практике, принятой в странах ЕС. Иностранец, желающий работать в Евросоюзе, но не имеющий водительского удостоверения одной из его стран, обязан пройти подготовку в автошколе. Причем полгода прожить рядом с этой автошколой, и сдавать экзамены в том госоргане, к которому эта школа прикреплена. В таком подходе нет элементов сегрегации: правила должны быть едиными для всех, а неукоснительное следование им обеспечивает безопасность на дорогах. Тем, кто желает убедиться в действенности существующего порядка, рекомендую обратиться к статистике ДТП за последние несколько лет, например, в Германии.

 

У нас же перевозчики зачастую предпочитают нанимать мигрантов, существенно экономя при этом на оплате их труда: вопросы безопасности дорожного движения наших работодателей (не всех, конечно) беспокоят в последнюю очередь. К этому добавляется еще один негативный момент, – который тоже не сразу осознается, – из отрасли идет отток своих квалифицированных водителей-профессионалов. И на каком-то этапе этот процесс может стать необратимым.

 

Кстати, это вовсе не означает, что среди мигрантов нет хороших водителей, просто, уровень подготовки и отбора кадров должен быть единым для всех. Впрочем, при существующей ситуации, введение аналогичного европейскому коду-95 (наличие цифр «95» в водительском удостоверении подтверждает наличие сертификата профкомпетентности) для водителей-профессионалов у нас, увы, пока еще представляется недосягаемой мечтой.

 

Хотя, замечу, предпринимать в этом направлении все же что-то придется, потому что наши водители-профессионалы, учитывая возрастающий уровень сотрудничества России с ЕС, просто обязаны будут соответствовать принятым в Европе стандартам вождения.  

 

 

- Вячеслав, вернемся к нашей действительности: все ли, на Ваш взгляд, учтено в предлагаемой системе переподготовки (если таковая потребуется) и сдачи экзаменов на российские права водителями-иностранцами, или есть что-то не до конца продуманное и проработанное?


- Организационная сторона данного мероприятия, безусловно, вызывает некоторые вопросы. Так транспортная компания, в которой работают иностранные водители, направляет список с данными о них в Госавтоинспекцию. Причем список этот должен быть официально подтвержден и в ГИБДД, и в ФМС. И, после соответствующих согласований, определяются сроки для сдачи экзамена. Но не совсем понятно, как соотносятся подтверждение ФМС, ГИБДД и заявление работодателя с наличием (или отсутствием такового) должного профессионального уровня у мигранта.

 

Нельзя сбрасывать со счетов и языковую проблему, а она при сдаче экзамена так или иначе будет возникать. Но у нас, похоже, это никого не волнует. А в той же Европе в этом отношении правила жесткие: экзамены на профессиональные водительские права сдаются на языке той страны, в которой водитель собирается работать по найму.

 

Есть еще одна очень серьезная проблема: не секрет, что водители, в основном, выходцы из азиатских стран, занятые, кстати, и в пассажироперевозках, употребляют так называемые легкие наркотики – «насвай» (Вид жевательного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии. В России как оптовая, так и розничная торговля насваем запрещена. – Примечание редакции) и т.п. А вещь эта далеко не безобидная, поэтому и здесь необходимо усиление контроля.

 

В целом же, введение экзамена для иностранных водителей-профессионалов вполне обосновано: любое государство обязано защищать своих граждан, их безопасность на дорогах, так что наша страна поступает здесь в соответствии со всеми принятыми международными нормами и стандартами.

 

 

- Кстати, говоря о непродуманности некоторых решений, стоит отметить, что эта «тема» больше относится к другому блоку поправок, касающихся введения новых категорий в водительские права. Как выяснилось, профессиональное сообщество, в частности, представители автошкол, высказали определенные претензии в связи с тем, что с их мнением не очень то и посчитались при разработке и согласовании нормативно-правовых документов…


- Сегодня в этом блоке вопросов изменения уже есть, их определенно можно отнести к разряду положительных. Минобрнауки, наконец, создало рабочую группу, и состоит она, что обнадеживает, из квалифицированных специалистов. И если в основу разработок будет заложена концепция построения программ подготовки водителей-профессионалов как в Европе, то, пожалуй, такой подход будет наиболее оптимальным и явно уменьшит количество недовольных. Другое дело, что для реализации этих программ потребуются хорошо подготовленные педагогические кадры, взвешенная и проработанная во всех деталях система приема экзаменов.

 

То, что подобные нововведения будут внедряться в России – решение правильное и обоснованное. Но, еще раз подчеркну, для успешного продвижения принятых программ необходимо наличие специалистов высокого уровня. Например, в условной европейской автошколе, у преподавателя-инструктора, готовящего водителей-профессионалов, обязательно должны быть водительские права следующих категорий: А, В, С, СЕ. Такое «подспорье» позволяет ему наиболее доходчиво донести до обучаемого возможные варианты маневров того или иного вида транспорта в самых различных дорожных ситуациях.

 

 

- Да, маневрам на наших дорогах явно не помешало бы обучать по специальной программе. И, пожалуй, последнее: как Вам, предложенный МВД двухэтапный вариант сдачи экзаменов. Специалисты считают его «надуманным», усложняющим процесс подготовки водителей…


- Правила подготовки, «разработанные» нашими полицейскими, когда вначале водитель сдает теорию, потом осваивает практику вождения на площадке,  и, как «довесок», демонстрирует свое умение управлять машиной в городе, а после этого сдает экзамен, неправомерно усложнены и затянуты.

 

Здесь, вряд ли буду оригинален, но полностью согласен с теми, кто считает, что теорию и практику водитель должен проходить одновременно. И опять сошлюсь на европейский опыт – там преподаватель дает теорию, и он же отрабатывает с обучаемым навыки вождения. То есть, все учтено в своей простоте – теория подкрепляется практикой. Так что чиновники МВД  зря тратили время, изобретая велосипед – правила подготовки и сдачи экзаменов давно уже отработаны, их эффективность проверена  временем, остается только взять на вооружение.

 

 

P.S. И… небольшая информация для размышления. Программы подготовки водителей-профессионалов, существующие в Германии с 1999 года, сегодня используются (с начала 2013года) практически во всех странах Европы.

 

 

Беседовал Андрей Заболотский.

 


Читайте также:

Автобусные перспективы и олимпийский триумф
Автобусные перспективы и олимпийский триумф

На российском автобусном рынке сегодня наблюдается спад. Отечественным производителям приходится прилагать максимум усилий

Арендуем автокран
Арендуем автокран

Большинство современных фирм, которые занимаются предоставлением услуг по аренде тяжелой строительной технике, предлагают арендовать автокран

ГМТ: наверстать упущенное…
ГМТ: наверстать упущенное…

Принятие поправок в закон об энергосбережении, запуск федеральной программы и региональных программ, создание