Что год истекший нам готовит?

Александр Трохачёв



На финише минувшего года многие уже не ждали результатов продаж…



И так ясно, что они будут ниже прошлогодних. Упал сбыт и импорт новых и подержанных грузовиков и автобусов, снизилось производство. В таких условиях важно сориентироваться, чтобы понять: чего ждать от года 2014-го?

 



Производство: за подъемом – спад



Для основной массы российских заводов по выпуску коммерческого автотранспорта предыдущий год в целом был обнадеживающим: подавляющее большинство закончило его в хоть и небольшом, но все-таки плюсе. По данным ОАО «АСМ-холдинг», было выпущено на 2562 новых транспортных средства больше, чем год назад. Конечно, динамика в 1,3% малоубедительная, но она вселяла оптимизм. Трудовые коллективы поверили в то, что главные трудности теперь позади, и приготовились брать новые высоты.



Год действительно начинался на мажорной ноте, и казалось: так будет до его финиша. Но уже после первого квартала показатели производства коммерческого подвижного состава пошли вниз. По данным Росстата, в первом полугодии 2013 г. выпуск грузовых автомобилей сократился на 4,8% (до 95,1 тыс. ед.), а автобусов – на 2,9% (до 24,6 тыс. ед.). В июне положение по грузовикам чуть выправилось (+1,1%), но по автобусам только ухудшилось (–4,7%).



В установлении тенденций итог трех кварталов стал определяющим. С января по сентябрь 2013 г. включительно в России было изготовлено 145 тыс. новых грузовиков, что на 5,5% меньше показателей годичной давности. В сентябре сегмент вырос на 19 тыс. ед. (+3%), но общей картины в корне этот всплеск не изменил.


О том, в каком положении находится отрасль, наглядно говорит пример ее лидера – ОАО «КАМАЗ». Его коснулись те же проблемы, что и других участников бизнес-процесса. Например, по итогам 8 месяцев 2013 г. по отношению к данным за аналогичный период 2012 г. реализация грузовых автомобилей составила 23,5 тыс. ед. (минус 12,1%). При этом весь российский рынок грузовиков полной массой 14-40 т упал до 52 тыс. ед., что на 35% меньше прошлогодних значений. Но КАМАЗ выигрышно смотрится на фоне конкурентов и остается для них недосягаемым: его доля на рынке по итогам 8 месяцев составляла 45,0% (годом ранее – 33,3%).


Выпуск пассажирского транспорта тоже снизился. За 9 месяцев автобусов изготовлено всего 39,3 тыс. ед., что ниже контрольных показателей предыдущего года на 2,5%. Сентябрь только усугубил спад производства: из ворот заводов вышло 5,1 тыс. пассажирских машин, а это на 7,2% ниже цифр 9 месяцев 2012 г.



Кстати, в сентябре 2013-го по отношению к сентябрю 2012-го динамика производства легковых и легких коммерческих автомобилей тоже отрицательная: изготовлено 200 тыс. ед., то есть минус 7,2%. Всего с января по сентябрь 2013 г. выпуск достиг 1,4 млн. машин, что ниже показателей годичной давности на 2,5%. И это при том, что население поголовно обросло потребительскими кредитами!


Взяв во внимание изменившийся вектор производственной активности отечественных предприятий, представители экспертного сообщества скорректировали прогноз выпуска коммерческой техники на 2013 год. Аналитики сходятся во мнении, что суммарный объем изготовленных грузовиков в России за 12 месяцев 2013 г. составит 202 236 ед. В этом количестве доминанта по-прежнему останется за машинами отечественных марок: за ними закреплено прогнозное значение в 171 247 ед. Оставшиеся 30989 ед. должны составить иномарки российской сборки. Парк автобусов может пополниться 57 247 ед. новых пассажирских машин всех сегментов, от «маршруток» до городских сочлененных автобусов особо большого класса. Российская прослойка должна составить внушительные 46488 ед., а «поголовье» иномарок – 10759 ед.



Таким образом, прогнозные оценки производства грузовых автомобилей в 2013 году могут оказаться ниже лучших значений докризисного 2008 года на 20,3%, а по выпуску автобусов – на 14,6%.

 

 


Сбыт на фоне ВТО и утилизационного сбора


Французская поговорка гласит: «Вовсе не нужно быть курицей, чтобы понять, как она чувствует себя в кастрюле». После вступления России в ВТО и введения утилизационного сбора все ждали снижения продаж, так оно и случилось.



Продажи лихорадило весь год, и финиш третьего квартала не стал исключением: рынок грузовиков рухнул на 32%. Даже у более-менее стабильного лидера отрасли продажи просели на 14%, что уж говорить об остальных участниках. Цифры неутешительные, как ни смотри. Например, в сегменте тяжелых грузовиков (где КАМАЗу принадлежит доля в 39%) он продал в РФ только 23 тыс. ед., что меньше прошлогодних значений на 6 тыс. ед. И прогноз на финиш года не обнадеживает: производитель планировал изготовить в четвертом квартале 30-32 тыс. грузовых автомобилей, а это на 13-15 тыс. ед. ниже принятого ранее бизнес-плана.



Но плохо не только отечественным брендам. Утилизационный сбор практически наглухо перекрыл кислород украинскому КрАЗу, для которого российский рынок был стратегическим. И даже неплохо чувствовавший себя белорусский МАЗ стал стремительно сдавать позиции. Достаточно сказать, что по итогам трех кварталов сбыт белорусских грузовиков обвалился на 53%. Более того, в сентябре реализация новой техники упала в 2 раза и составила только 570 ед.


Среди европейских брендов лидером по сбыту оставался MAN, но в затылок ему плотно дышали Volvo Trucks и Scania. Серьезный подъем сделал Mercedes-Benz, и в этом огромная заслуга завода в Набережных Челнах. В абсолютных величинах рейтинг по сбыту новых тяжелых грузовиков выглядит так: лидер – КАМАЗ, далее следуют МАЗ, MAN, Volvo Trucks. Из наиболее успешных китайских брендов – шедший на пятом месте Shaanxi, которого подпирала Scania. Но по итогам 12 месяцев картина точно будет иная.



Сплошные минусы в отчетной статистике и по легковым автомобилям, что непременно отразится на спросе на большегрузы (автовозы для доставки в автосалоны, цистерны для подвоза ГСМ, фуры для транспортировки запчастей, комплектующих, аксессуаров). В сентябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей составили 246,9 тыс. ед., что соответствует снижению на 5%. По уточненному прогнозу, в четвертом квартале 2013 г. будет реализовано 740 тыс. ед. сегмента легковых и LCV, что все равно ниже на 1% показателей годичной давности. В целом прогноз реализации вышеназванной техники составляет 2,79 млн. ед. или минус 5,1% к 2012 г.


Есть, правда, в общей картине и светлые краски. Например, начались продажи новых иномарок японского, южнокорейского, китайского производства. Да и среди европейцев есть позитив, скажем, за 9 месяцев Scania подняла продажи грузовиков до 3,3 тыс. ед. (+10,5%). Но в свете того, что происходит это на фоне общего спада деловой активности и понижения рейтинга роста ВВП, ждать подъема не приходится.



Под занавес года эксперты предрекают сегменту тяжелых грузовиков ,полной массой более 16 т, падение продаж новой техники на 20%, что должно соответствовать суммарному сбыту на уровне около 82,5 тыс. ед. Реализация новых автобусов может составить 16 тыс. ед., что на 10% хуже значений 2012 г. Просадка в сбыте легкого коммерческого транспорта ожидается на уровне 9-10% от значений годичной давности. Таким образом, как ни крути, всюду минус.

 

Импорт поставлен на паузу



Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы заметить, как похудели издания, размещающие объявления о продаже коммерческого транспорта с пробегом. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего года, и наступление интернета здесь почти ни при чем: там тоже объявлений стало меньше. «Спасибо» утилизационному сбору, который напрочь лишил коммерческой привлекательности ввоз подержанных иномарок.



По итогам первого полугодия импорт автотранспорта снизился практически вдвое – ввезено всего 11,6 тыс. грузовиков и автобусов. Вырос только ввоз легких «коммерсантов», причем более чем на четверть (+27%). Лидером по импорту новых среднетоннажников (полной массой 6-16 т) в России остается Hyundai (на 1 января 2013 г. его доля составляла 36,5%). В тройке преследователей – Mitsubishi Fuso, Hino и Foton. Как видите, ни одного «европейца».



Лучше всяких слов за себя говорят цифры, а они следующие: в январе-июне текущего года импорт подержанных грузовиков в Россию по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. сократился в 2,4 раза. Доля большегрузного транспорта с пробегом сузилась более чем вдвое и в середине года достигла отметки 2,9%. С учетом новой техники суммарный ввоз иностранных грузовиков за полугодие снизился на 19,2%, до 44,6 тыс. ед. Львиную долю импорта по-прежнему составили иностранные бренды – ввезено 43,6 тыс. ед., а из государств СНГ – всего 1,04 тыс. ед.



Просадка в импорте отмечена и по автобусам. Ввоз иностранных пассажирских лайнеров составил всего 0,1 тыс. ед. или 0,5% от общего объема, хотя новых ввезено 3,5 тыс. (12,8%). Только вдумайтесь в эти цифры: импорт подержанных автобусов сократился в 18 раз (!), ввезено всего 127 ед., а рыночная доля упала с 6,6% до 0,5%... По ввозу новых автобусов тоже констатируется падение: их поставили в Россию в 1,9 раза меньше (всего 3,5 тыс. ед.), а рыночный сегмент сузился на 7,7 пункта и занял промежуточный рубеж в 12,8%.



Заметное снижение импорта объясняется целым набором факторов, и не в последнюю очередь изменением рыночного фона. Например, в 2013 г. в России резко уменьшилось количество малых и средних предприятий. Снизилась покупательная способность отдельных слоев населения. Налицо насыщение рынка, вызванное массовым ввозом техники накануне введения утилизационного сбора в сентябре 2012-го. Сказывается рост цен на автомобильное топливо. И все эти постулаты подкреплены реальными цифрами.



Например, по данным Росстата, снижение потребительского спроса за первые 6 месяцев 2013 года составило 5%, а за июнь – уже 10%. Такое положение аналитики объясняют тем, что в течение двух предыдущих лет восстановительный рост рынка был чересчур динамичным, и сейчас произошло его насыщение. Впрочем, посыпать голову пеплом рано: нужно дождаться окончательных итогов 2013 г., и уже потом строить прогнозы на 2014-й. Хотя, если честно, все находятся в состоянии тревожного ожидания. Как говорится, дай бог, чтобы не стало хуже…

Читайте также:

МАЗ 6430А9
МАЗ 6430А9

Но новым мотором будут оснащаться не только двухосные тягачи МАЗ. В 2008 году на московской

Украли груз?..
Украли груз?..

Противоправные действия третьих лиц не освобождают перевозчика от ответственности

Новая жизнь топливных карт
Новая жизнь топливных карт

Традиционно топливная карта была лишь карманным аналогом ведомости по выдаче топлива. Эта ситуация сохранялась десятилетиями,