Квартальные колебания рынка

Развитие российского рынка запчастей и комплектующих для коммерческого транспорта весьма «специфично»: зависимость от поставок из-за рубежа до сих пор остается его определяющей компонентой.

 

Впрочем, кроме этого факта, хорошо известного всем отечественным поставщикам, есть еще целый ряд проблем внутреннего порядка. Например, независимо от экономических  неурядиц, бюрократических и законодательных препон, на продвижение и объемы продаж комплектующих существенно влияет так называемый сезонный фактор – ожидание тех или иных результатов ежеквартальных продаж, нередко расходятся с тем, что преподносит действительность.

 

Эксперты отмечают, что спрос на некоторые виды продукции вдруг неожиданно (не по сезону) возрастает, или, наоборот, вместо прогнозируемого роста наступает резкий спад.

 

 

Всегда в готовности, всегда начеку

Расшифровка данной «установки» проста: сегодняшняя ситуация в сегменте запчастей и комплектующих для коммерческого транспорта складывается таким образом, что для успешного продвижения бизнеса отечественные поставщики должны действовать быстро, гибко и разнонаправлено. Такой подход к делу, кроме обязательности корректных отношений с производителями и заказчиками, предполагает продуманную (во всех нюансах) экономическую политику, своевременное выделение приоритетов и, конечно, постоянное реагирование на процессы, происходящие в сфере ценообразования.

 

- Безусловно, – замечает заместитель директора по коммерции компании «АвтоПрицепКомплект» Виктория Даньшина, – постоянный анализ происходящего на рынке необходим. Например, даже несложное сравнение оборотов объема продаж за последние два года для нашей компании показало, что 2013-й год был успешнее предыдущего. То же самое можно сказать и о рынке – в целом был отмечен его рост. Но, по наблюдению наших специалистов, рост этот происходил в течение первых трех кварталов. В четвертом квартале ситуация уже выглядела иначе. Здесь следует подчеркнуть, что для нашей компании 3-й и 4-й кварталы всегда считаются очень результативными: продажи идут более активно, чем весной-летом. Но получилось так, что весенне-летний период, не считающийся «образцовым» для продаж, например, осушителей и фильтров, неожиданно дал хорошие результаты. Не изменились показатели и в 3-м квартале и в октябре 4-го. Однако в ноябре-декабре ситуация резко ухудшилась. Связано это было, в первую очередь, с ростом евро: в России не производятся сложные комплектующие и детали, их закупают в Европе в перерасчете валюты на рубли по курсу. А последний с 39 рублей за 1 евро в 2012 году и 40 рублей с небольшим в начале 2013 года подскочил к концу года до 45-46 рублей.

 

Кстати, в таком же положении оказались и другие отечественные компании, связанные с поставками из-за рубежа. Собственно, последовавшее вынужденное повышение цен на продукцию на внутреннем рынке и привело к определенному спаду продаж в конце года.

 

Но не все так печально, по имеющейся информации некоторые компании сумели в 2013 г. по сравнению с годом предыдущим увеличить объемы продаж на 10-15%, а то и на 20%.

 

Отмечая неплохие показатели 2013 г. – снижение началось только после первых двух кварталов, генеральный директор компании «Интеравто» Евгений Куликов, все же подчеркивает, что 2012 г. был для его компании более успешным. Если же попытаться, начиная с 2011 г., проследить общую тенденцию, то, по мнению руководителя «Интеравто», можно говорить о некотором замедлении рынка, но никак о резких  и тем более масштабных провалах.

 

Вряд ли существуют какие-то точные статистические данные, но ориентировочно ежемесячные потери объемов продаж российских продавцов комплектующих для коммерческого транспорта в 2013 г. составляли 500 млн. руб.


Об устойчивом развитии российского рынка комплектующих вообще говорить преждевременно, особенно после кризиса 2008-2009 гг. Он только-только начал восстанавливаться в 2010 г., а в 2011 г. уже были отмечены очень приличные показатели объемов продаж. Правда, в 2012-м и 13-м гг. каких-то существенных прорывов не наблюдалось, скорее было отмечено может быть и небольшое, но замедление.

 

Тем не менее, движение, которое принято называть поступательным, на рынке есть: открываются новые компании, появляются новые игроки из Турции, Китая. Специализированные интернет-каналы пестрят предложениями. Среди продукции, предлагаемой теми же турецкими или китайскими бизнесменами, есть вполне достойная, хотя убедить в этом российского потребителя удается далеко не всегда: дает себя знать нацеленность на продукт из Европы.

 

Потом сегодня как никогда очевидно, что наладить серьезный бизнес в сфере продаж запчастей и деталей можно только создавая надежные партнерские связи. Взаимовыручка – это тоже своего рода «специфика» присущая данному виду бизнеса.

 

Для «Интеравто», например, по словам Евгения Куликова, такими партнерами, с которыми установлены хорошие деловые отношения, являются компании «KNORR-BREMSE», «Транс-Авто» (официальный премьер-дистрибьютор «Knorr-Bremse»), ЗАО «БАВ-Движение» (официальный дилер BPW).

 

Вопрос ценообразования и повышения (по тем или иным причинам) цен на запчасти и комплектующие, затронутый выше, безусловно, является одним из самых существенных и серьезных.

 

Евгений Куликов считает, что повышение цен на продукцию всегда складывается из двух моментов. Во-первых, в начале каждого года все производители «традиционно» поднимают отпускные цены на 7-9%; во-вторых, конечно же, дает себя знать существующий и постоянно растущий курс евро к рублю, устанавливаемый Центробанком РФ похоже произвольно, без каких-либо объяснений, что дезориентирует владельцев и руководителей компаний, явно не прибавляя уверенности в завтрашнем дне. А уж какие-то, даже без дальнего прицела, прогнозы выстраивать и вовсе бесполезно.

 

Да и российскую таможню тоже нельзя сбрасывать со счетов: никогда не знаешь какой сюрприз она преподнесет при прохождении товара через границу. К сожалению, негатива, мешающего цивилизованному ведению бизнеса на нашей территории, набирается предостаточно.

 

Но, несмотря на существующие трудности, востребованность в комплектующих для коммерческого транспорта от российских поставщиков и в ближнем зарубежье остается на хорошем уровне. Например, «Интеравто» в этом направлении активно сотрудничает с заказчиками из Белоруссии и Казахстана. Причем, в Казахстане, спрос на продукцию, поставляемую компанией, можно считать не просто устойчивым, но даже имеющим тенденцию к росту.

 

 

Законодательная путаница

Сегодня на всех уровнях много говорится о прозрачности бизнеса, о необходимости принятия четких и понятных законов, об упорядочении дел в сфере госзакупок и проведения тендеров.

 

Что касается последних, то, по мнению Евгения Куликова, в существующей «системе» каких-то положительных сдвигов не наблюдается. В большинстве случаев проведение подобных мероприятий можно охарактеризовать одним словом – профанация. И это понятно: когда «все расписано» заранее под определенного получателя заказа, о какой конкуренции может идти речь?

 

Не лучше обстоят дела и с госзакупками. Эксперты считают, что в законодательной базе, имеющей отношение к тем же электронным торгам слишком много прорех и нестыковок. Понятно, что действующие законы – ФЗ №44 (пришел на смену ФЗ №94) и ФЗ №223 (действует и никаких изменений не планируется) – охватывают широкий спектр товаров и услуг, и сегмент комплектующих и деталей, является лишь одним из его пунктов. Но, как говорится, закон един для всех и обязателен для исполнения.

 

Так вот, специалисты отмечают, что в ФЗ №44 гораздо больше положений, отработанных более детально, и в нем заложены более прозрачные схемы, позволяющие сокращать возможные коррупционные проявления при проведении электронных торгов.

 

Но даже эти «прозрачные схемы» всего лишь снижают коррупционную составляющую – на электронных аукционах продолжают отмываться миллионы.

 

В приведенной ниже таблице сравниваются два действующих закона, имеющих непосредственное отношение к госзакупкам.

 

 

Сравнительная таблица по ключевым аспектам ФЗ 44 и ФЗ 223 по госзакупкам по результатам семинара

 

ФЗ 44 (ГУПы в случае выделения финансовых средств государственными органами). Примечание: ЕИС - Единая информационная система (www.zakupki.gov.ru), доступ открыт для всех

ФЗ 223 (ГУПы на текущий момент как хозяйствующий субъект в рыночной экономике за счет заработанных своими силами денежных средств)

Срок действия

Принят, вступает в силу с 01.01.14 (поэтапная реализация, часть блоков с 2014 года, часть с 2015 года и т.д.) в качестве замены ФЗ 94 (Глава 3.1)

Принят, действует, к замене в ближайшем будущем не планируется

Торги по аренде имущества

Да, проводятся

Нет, не проводятся

Планы-закупок

В ЕИС с 2015 г. Вводится ответственность за неисполнение (штраф на должностное лицо). Представляется на срок утверждения бюджета (вероятно 3 года)

Заказчик имеет право не строго придерживаться

Планы-графики

В ЕИС с 2016 г. Вводится ответственность за неисполнение (штраф на должностное лицо). Представляется сроком на 1 год (финансовый год). Закупки товаров, работ, услуг, не предусмотренные Планами-графиками, не могут быть осуществлены

Формальное соблюдение, могут быть закуплены товары и не включенные в планы-графики

Каталоги товаров, работ, услуг для выбора заказчиков

В ЕИС 2016-2017 гг.

Нет

Отчеты заказчика

В ЕИС с 2015 г. Содержат информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (сколько закуплено, сколько торгов проведено, в том числе в эл. виде), информацию об исполнении контрактов

Нет

Реестр контактов в общедоступной базе

В ЕИС в течение 10 дней с момента исполнения контракта. Введение с указанием штрафов и пеней при неисполнении контракта

На усмотрение заказчика

Реестр недобросовестных поставщиков

Название компании, ИНН, данные учредителя

Название компании и ИНН

Типовые контракты, типовые условия контрактов, типовые ТЗ

В ЕИС

Нет

Реестр банковских гарантий

В ЕИС (если УК 10 000 руб., банки могут и не дать гарантию)

Нет

Обоснование закупок

Да, в ЕИС, устанавливаются Правительством РФ с введением ответственности (обоснованию подлежит а) при формировании плана закупок - объект закупки б) при формировании плана-графика - начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика

Нет

Нормирование в сфере закупок

Да, в ЕИС, устанавливаются федеральными и муниципальными властями к количеству, качеству и потребительским свойствам (ограничение по количеству и предельной цене для избежания закупок предметов роскоши)

Нет

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК)

Обосновывается по разработанным методам, перечисленным в законе с помощью общедоступной информации, источники которой также перечислены в законе

Должны указать, но не обязаны предоставлять обоснование (на усмотрение заказчика)

Способ определения поставщика

Да, перечислены в законе

Да, перечислены в законе

Контрактная служба или контрактный управляющий

Да, введена ответственность на должностное лицо

Нет

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Не менее 15% совокупного годового объема закупок (НМЦК не более 20 млн. руб.)

Нет

Цена контракта

Твердая и определяется на весь срок исполнения контракта

Можно сделать дополнительное соглашение в сторону увеличения цены

 

 

Приведем один из примеров «несовершенства» ФЗ №223. Если следовать его установкам, то для ФАС не является аргументом мнение одного поставщика о возможностях другого поставщика, мнение одного поставщика о ситуации на рынке. Все это приравнивается к субъективной оценке (укрупнение лотов – запчасти и есть запчасти, есть крупные поставщики, которые могут поставлять широкий перечень номенклатуры, а недостающие изделия изготавливать под заказ, заказчик не обязан обосновывать суммы лотов и их состав по 223 ФЗ, то есть нет нарушений норм закона), нужны только официальные экспертизы независимых экспертных организаций и официальные лабораторные заключения. Однако очевидно, что при укрупнении лотов ограничивается конкуренция, исключается участие малого бизнеса.

 

Изменить сложившуюся ситуацию в одночасье невозможно, но более деятельное участие в процессе активной части бизнес-сообщества с вовлечением в него общественных институтов и структур вполне способно сдвинуть ее с мертвой точки.

 

 

Чего ждать?

Вместо резюме коротко попробуем представить - какие перспективы ожидают российский рынок запчастей и комплектующих в наступившем 2014 г.

 

По мнению наших экспертов к радужным они явно не относятся – предстоит сложный период, и, конечно, очередные испытания, прежде всего, для малого и среднего бизнеса.

 

При непринятии надлежащих мер продолжится падение роста промышленности и падение рубля, и вполне реальным станет повторение  кризиса 2008-2009 гг.

 

Так же очевидно, что без поддержки государства и разработки действенной программы (включающей в себя основные сегменты отрасли) для развития коммерческого транспорта будет и дальше продолжаться стремительное старение автобусного и грузового парка.

 

И пора, наконец, вместо пустопорожних разговоров и написания неграмотных документов, в том числе законодательных, свести к минимуму возможности коррупционных проявлений.

 

Если по означенным позициям хоть что-то удастся сделать, то может быть при подведении очередных итогов года экономические показатели окажутся не столь мрачными, какими представлялись в его начале.

Читайте также:

Первичный анализ прибыльности производства тары
Первичный анализ прибыльности производства тары

 Если провести мониторинг рынка, для выявления самых востребованных товаров, то станет очевидно, что особенно выгодно

Техосмотр автомобилей отменять?
Техосмотр автомобилей отменять?

Президент Российской Федерации предложил отменить техосмотр автомобилей. Это обусловлено тем, что нынешняя система «изжила себя

С чьим самоваром ездят в Тулу?
С чьим самоваром ездят в Тулу?

Кто недоволен новыми штрафами для иностранных перевозчиков за незаконную работу в России?