Квартальные колебания рынка

Развитие российского рынка запчастей и комплектующих для коммерческого транспорта весьма «специфично»: зависимость от поставок из-за рубежа до сих пор остается его определяющей компонентой.

 

Впрочем, кроме этого факта, хорошо известного всем отечественным поставщикам, есть еще целый ряд проблем внутреннего порядка. Например, независимо от экономических  неурядиц, бюрократических и законодательных препон, на продвижение и объемы продаж комплектующих существенно влияет так называемый сезонный фактор – ожидание тех или иных результатов ежеквартальных продаж, нередко расходятся с тем, что преподносит действительность.

 

Эксперты отмечают, что спрос на некоторые виды продукции вдруг неожиданно (не по сезону) возрастает, или, наоборот, вместо прогнозируемого роста наступает резкий спад.

 

 

Всегда в готовности, всегда начеку

Расшифровка данной «установки» проста: сегодняшняя ситуация в сегменте запчастей и комплектующих для коммерческого транспорта складывается таким образом, что для успешного продвижения бизнеса отечественные поставщики должны действовать быстро, гибко и разнонаправлено. Такой подход к делу, кроме обязательности корректных отношений с производителями и заказчиками, предполагает продуманную (во всех нюансах) экономическую политику, своевременное выделение приоритетов и, конечно, постоянное реагирование на процессы, происходящие в сфере ценообразования.

 

- Безусловно, – замечает заместитель директора по коммерции компании «АвтоПрицепКомплект» Виктория Даньшина, – постоянный анализ происходящего на рынке необходим. Например, даже несложное сравнение оборотов объема продаж за последние два года для нашей компании показало, что 2013-й год был успешнее предыдущего. То же самое можно сказать и о рынке – в целом был отмечен его рост. Но, по наблюдению наших специалистов, рост этот происходил в течение первых трех кварталов. В четвертом квартале ситуация уже выглядела иначе. Здесь следует подчеркнуть, что для нашей компании 3-й и 4-й кварталы всегда считаются очень результативными: продажи идут более активно, чем весной-летом. Но получилось так, что весенне-летний период, не считающийся «образцовым» для продаж, например, осушителей и фильтров, неожиданно дал хорошие результаты. Не изменились показатели и в 3-м квартале и в октябре 4-го. Однако в ноябре-декабре ситуация резко ухудшилась. Связано это было, в первую очередь, с ростом евро: в России не производятся сложные комплектующие и детали, их закупают в Европе в перерасчете валюты на рубли по курсу. А последний с 39 рублей за 1 евро в 2012 году и 40 рублей с небольшим в начале 2013 года подскочил к концу года до 45-46 рублей.

 

Кстати, в таком же положении оказались и другие отечественные компании, связанные с поставками из-за рубежа. Собственно, последовавшее вынужденное повышение цен на продукцию на внутреннем рынке и привело к определенному спаду продаж в конце года.

 

Но не все так печально, по имеющейся информации некоторые компании сумели в 2013 г. по сравнению с годом предыдущим увеличить объемы продаж на 10-15%, а то и на 20%.

 

Отмечая неплохие показатели 2013 г. – снижение началось только после первых двух кварталов, генеральный директор компании «Интеравто» Евгений Куликов, все же подчеркивает, что 2012 г. был для его компании более успешным. Если же попытаться, начиная с 2011 г., проследить общую тенденцию, то, по мнению руководителя «Интеравто», можно говорить о некотором замедлении рынка, но никак о резких  и тем более масштабных провалах.

 

Вряд ли существуют какие-то точные статистические данные, но ориентировочно ежемесячные потери объемов продаж российских продавцов комплектующих для коммерческого транспорта в 2013 г. составляли 500 млн. руб.


Об устойчивом развитии российского рынка комплектующих вообще говорить преждевременно, особенно после кризиса 2008-2009 гг. Он только-только начал восстанавливаться в 2010 г., а в 2011 г. уже были отмечены очень приличные показатели объемов продаж. Правда, в 2012-м и 13-м гг. каких-то существенных прорывов не наблюдалось, скорее было отмечено может быть и небольшое, но замедление.

 

Тем не менее, движение, которое принято называть поступательным, на рынке есть: открываются новые компании, появляются новые игроки из Турции, Китая. Специализированные интернет-каналы пестрят предложениями. Среди продукции, предлагаемой теми же турецкими или китайскими бизнесменами, есть вполне достойная, хотя убедить в этом российского потребителя удается далеко не всегда: дает себя знать нацеленность на продукт из Европы.

 

Потом сегодня как никогда очевидно, что наладить серьезный бизнес в сфере продаж запчастей и деталей можно только создавая надежные партнерские связи. Взаимовыручка – это тоже своего рода «специфика» присущая данному виду бизнеса.

 

Для «Интеравто», например, по словам Евгения Куликова, такими партнерами, с которыми установлены хорошие деловые отношения, являются компании «KNORR-BREMSE», «Транс-Авто» (официальный премьер-дистрибьютор «Knorr-Bremse»), ЗАО «БАВ-Движение» (официальный дилер BPW).

 

Вопрос ценообразования и повышения (по тем или иным причинам) цен на запчасти и комплектующие, затронутый выше, безусловно, является одним из самых существенных и серьезных.

 

Евгений Куликов считает, что повышение цен на продукцию всегда складывается из двух моментов. Во-первых, в начале каждого года все производители «традиционно» поднимают отпускные цены на 7-9%; во-вторых, конечно же, дает себя знать существующий и постоянно растущий курс евро к рублю, устанавливаемый Центробанком РФ похоже произвольно, без каких-либо объяснений, что дезориентирует владельцев и руководителей компаний, явно не прибавляя уверенности в завтрашнем дне. А уж какие-то, даже без дальнего прицела, прогнозы выстраивать и вовсе бесполезно.

 

Да и российскую таможню тоже нельзя сбрасывать со счетов: никогда не знаешь какой сюрприз она преподнесет при прохождении товара через границу. К сожалению, негатива, мешающего цивилизованному ведению бизнеса на нашей территории, набирается предостаточно.

 

Но, несмотря на существующие трудности, востребованность в комплектующих для коммерческого транспорта от российских поставщиков и в ближнем зарубежье остается на хорошем уровне. Например, «Интеравто» в этом направлении активно сотрудничает с заказчиками из Белоруссии и Казахстана. Причем, в Казахстане, спрос на продукцию, поставляемую компанией, можно считать не просто устойчивым, но даже имеющим тенденцию к росту.

 

 

Законодательная путаница

Сегодня на всех уровнях много говорится о прозрачности бизнеса, о необходимости принятия четких и понятных законов, об упорядочении дел в сфере госзакупок и проведения тендеров.

 

Что касается последних, то, по мнению Евгения Куликова, в существующей «системе» каких-то положительных сдвигов не наблюдается. В большинстве случаев проведение подобных мероприятий можно охарактеризовать одним словом – профанация. И это понятно: когда «все расписано» заранее под определенного получателя заказа, о какой конкуренции может идти речь?

 

Не лучше обстоят дела и с госзакупками. Эксперты считают, что в законодательной базе, имеющей отношение к тем же электронным торгам слишком много прорех и нестыковок. Понятно, что действующие законы – ФЗ №44 (пришел на смену ФЗ №94) и ФЗ №223 (действует и никаких изменений не планируется) – охватывают широкий спектр товаров и услуг, и сегмент комплектующих и деталей, является лишь одним из его пунктов. Но, как говорится, закон един для всех и обязателен для исполнения.

 

Так вот, специалисты отмечают, что в ФЗ №44 гораздо больше положений, отработанных более детально, и в нем заложены более прозрачные схемы, позволяющие сокращать возможные коррупционные проявления при проведении электронных торгов.

 

Но даже эти «прозрачные схемы» всего лишь снижают коррупционную составляющую – на электронных аукционах продолжают отмываться миллионы.

 

В приведенной ниже таблице сравниваются два действующих закона, имеющих непосредственное отношение к госзакупкам.

 

 

Сравнительная таблица по ключевым аспектам ФЗ 44 и ФЗ 223 по госзакупкам по результатам семинара

 

ФЗ 44 (ГУПы в случае выделения финансовых средств государственными органами). Примечание: ЕИС - Единая информационная система (www.zakupki.gov.ru), доступ открыт для всех

ФЗ 223 (ГУПы на текущий момент как хозяйствующий субъект в рыночной экономике за счет заработанных своими силами денежных средств)

Срок действия

Принят, вступает в силу с 01.01.14 (поэтапная реализация, часть блоков с 2014 года, часть с 2015 года и т.д.) в качестве замены ФЗ 94 (Глава 3.1)

Принят, действует, к замене в ближайшем будущем не планируется

Торги по аренде имущества

Да, проводятся

Нет, не проводятся

Планы-закупок

В ЕИС с 2015 г. Вводится ответственность за неисполнение (штраф на должностное лицо). Представляется на срок утверждения бюджета (вероятно 3 года)

Заказчик имеет право не строго придерживаться

Планы-графики

В ЕИС с 2016 г. Вводится ответственность за неисполнение (штраф на должностное лицо). Представляется сроком на 1 год (финансовый год). Закупки товаров, работ, услуг, не предусмотренные Планами-графиками, не могут быть осуществлены

Формальное соблюдение, могут быть закуплены товары и не включенные в планы-графики

Каталоги товаров, работ, услуг для выбора заказчиков

В ЕИС 2016-2017 гг.

Нет

Отчеты заказчика

В ЕИС с 2015 г. Содержат информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (сколько закуплено, сколько торгов проведено, в том числе в эл. виде), информацию об исполнении контрактов

Нет

Реестр контактов в общедоступной базе

В ЕИС в течение 10 дней с момента исполнения контракта. Введение с указанием штрафов и пеней при неисполнении контракта

На усмотрение заказчика

Реестр недобросовестных поставщиков

Название компании, ИНН, данные учредителя

Название компании и ИНН

Типовые контракты, типовые условия контрактов, типовые ТЗ

В ЕИС

Нет

Реестр банковских гарантий

В ЕИС (если УК 10 000 руб., банки могут и не дать гарантию)

Нет

Обоснование закупок

Да, в ЕИС, устанавливаются Правительством РФ с введением ответственности (обоснованию подлежит а) при формировании плана закупок - объект закупки б) при формировании плана-графика - начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика

Нет

Нормирование в сфере закупок

Да, в ЕИС, устанавливаются федеральными и муниципальными властями к количеству, качеству и потребительским свойствам (ограничение по количеству и предельной цене для избежания закупок предметов роскоши)

Нет

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК)

Обосновывается по разработанным методам, перечисленным в законе с помощью общедоступной информации, источники которой также перечислены в законе

Должны указать, но не обязаны предоставлять обоснование (на усмотрение заказчика)

Способ определения поставщика

Да, перечислены в законе

Да, перечислены в законе

Контрактная служба или контрактный управляющий

Да, введена ответственность на должностное лицо

Нет

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Не менее 15% совокупного годового объема закупок (НМЦК не более 20 млн. руб.)

Нет

Цена контракта

Твердая и определяется на весь срок исполнения контракта

Можно сделать дополнительное соглашение в сторону увеличения цены

 

 

Приведем один из примеров «несовершенства» ФЗ №223. Если следовать его установкам, то для ФАС не является аргументом мнение одного поставщика о возможностях другого поставщика, мнение одного поставщика о ситуации на рынке. Все это приравнивается к субъективной оценке (укрупнение лотов – запчасти и есть запчасти, есть крупные поставщики, которые могут поставлять широкий перечень номенклатуры, а недостающие изделия изготавливать под заказ, заказчик не обязан обосновывать суммы лотов и их состав по 223 ФЗ, то есть нет нарушений норм закона), нужны только официальные экспертизы независимых экспертных организаций и официальные лабораторные заключения. Однако очевидно, что при укрупнении лотов ограничивается конкуренция, исключается участие малого бизнеса.

 

Изменить сложившуюся ситуацию в одночасье невозможно, но более деятельное участие в процессе активной части бизнес-сообщества с вовлечением в него общественных институтов и структур вполне способно сдвинуть ее с мертвой точки.

 

 

Чего ждать?

Вместо резюме коротко попробуем представить - какие перспективы ожидают российский рынок запчастей и комплектующих в наступившем 2014 г.

 

По мнению наших экспертов к радужным они явно не относятся – предстоит сложный период, и, конечно, очередные испытания, прежде всего, для малого и среднего бизнеса.

 

При непринятии надлежащих мер продолжится падение роста промышленности и падение рубля, и вполне реальным станет повторение  кризиса 2008-2009 гг.

 

Так же очевидно, что без поддержки государства и разработки действенной программы (включающей в себя основные сегменты отрасли) для развития коммерческого транспорта будет и дальше продолжаться стремительное старение автобусного и грузового парка.

 

И пора, наконец, вместо пустопорожних разговоров и написания неграмотных документов, в том числе законодательных, свести к минимуму возможности коррупционных проявлений.

 

Если по означенным позициям хоть что-то удастся сделать, то может быть при подведении очередных итогов года экономические показатели окажутся не столь мрачными, какими представлялись в его начале.

Читайте также:

Аренда транспорта в ритуальных целях
Аренда транспорта в ритуальных целях

Сегодня в случае необходимости можно запросто арендовать любую понравившуюся модель микроавтобуса в тех случаях, когда

МАЗ-104 — обзор и история модели
МАЗ-104 — обзор и история модели

Городской автобус МАЗ-104 выпускается Минским автомобильным заводом (Минск, Беларусь) с 1997 года. История этого автобуса

Новая Lada Priora Hatchback: динамика и стиль в одном автомобиле.
Новая Lada Priora Hatchback: динамика и стиль в одном автомобиле.

Автомобильное семейство Лада сравнительно недавно пополнилось моделью с кузовом типа хетчбек. Новая Lada Priora Hatchback