Произведено в России

Андрей Заболотский 

 

Начавшаяся сегодня модернизация производства масел и смазочных материалов сулит этому активно развивающемуся сегменту российского рынка весьма неплохие перспективы.

 

И, надо заметить, что столь оптимистичная оценка происходящего в отрасли имеет под собой вполне реальные основания. Большинство экспертов, в том числе и западных, считают, что на российском рынке смазочных материалов повысились не только темпы роста производства, но и существенно возросла ответственность за выпускаемую продукцию, и, видимо как следствие, – значительно повысилось ее качество.

 

 

Положение обязывает… 

Появление в России высокотехнологичных производств масел и смазочных материалов вряд ли стоит рассматривать в разрезе проявления каких-то неожиданных событий или стечения обстоятельств: объективность и закономерность начавшегося процесса были в своей очевидности вполне предсказуемы. По всем рейтингам и показателем сегодняшний российский рынок является крупнейшим потребителем смазочных материалов.

 

Так, например, по данным известной консалтинговой компании Kline Group в России в 2012 г. объем потребления в стране составил 1,705 тыс. т, или 26% рынка Европы и 4% в общемировом исчислении. В ближайшие 5 лет ожидается увеличение его роста на 10%, а в десятилетней перспективе – на 18%.

 

И распределены  эти «процентные надбавки» будут в основном между двумя группами: частными потребителями (на 27% в ближайшие10 лет) и индустриальным сегментом (на 24% в таком же временном отрезке). В то же время объем потребления масел коммерческим сегментом останется примерно на уровне 2012 г.

 

По мнению экспертов компании, российские производители, реагируя на появившиеся запросы потребителей, уже вышли из периода «проб и ошибок» и находятся на стадии минимизации рисков, совершенствуя при этом технологические и технические возможности производства. Что в итоге должно привести к значительному насыщению рынка отечественной продукцией.

 

 

Заход на первую заливку

Понятно, что о полном насыщении говорить пока преждевременно, но если рассматривать временной отрезок последних двух-трех лет, то очевидным становится следующее: российские производители неуклонно и агрессивно наращивают производство собственных масел по заходу (внедрению) на первую заливку.

 

- Обусловлено это, – замечает руководитель группы по работе с производителями оборудования ООО «РН-Индастриз»Алексей Куцев, – не в последнюю очередь тем, что ряд крупных компаний, таких как Ford, Volkswagen, Mercedes, осуществляющих сборку двигателей для того же коммерческого транспорта, анонсировали и уже готовы перейти к их локальному (полного цикла) производству.

 

И отечественные игроки не собираются отдавать «пальму первенства» в сфере производства и поставок смазочных материалов на своем рынке зарубежным производителям. Последние, кстати, уже наладили выпуск масел на нашей территории, о чем свидетельствует появление российских штрихкодов на продукции известных иностранных брендов.

 

Наметившаяся в свое время тенденция «переноса производств» сегодня становится реальностью. Наладив выпуск продукции на российском рынке, иностранные фирмы существенно снижают таможенные, логистические издержки.

 

Однако в рыночных отношениях давно установлены определенные, иногда негласные, правила, да и конкуренцию никто не отменял.

 

Поэтому, если следовать логике последней, то вряд ли стало неожиданным появление на рынке смазочных материалов в 2013 г. такого крупного объединения как ООО «РН-Смазочные материалы», дочерней компании «Роснефти».

 

К тому же очевидно, составить конкуренцию иностранным производителям смазочных материалов пока способны только такие нефтяные гиганты как «Лукойл» и «Роснефть». Более мелким -  наладить и развернуть выпуск,  не уступающей по качеству и соответствующей всем принятым международным стандартам продукции, просто не под силу.

 

- И даже крупным российским компаниям требуется время, и иногда довольно длительное, – считает Алексей Куцев, – чтобы выстроить тот или иной технологический процесс.

 

Создание установки, с помощью которой производятся масла 3-ей группы, являющиеся основой высококачественных моторных масел, может занимать от 3 до 5 лет. Это и производство реактора, его доставка, установка и обвязка – процесс «разбитый» на определенные этапы, ускорение которых не всегда возможно по тем или иным причинам.

 

Так, например, упомянутая  НК «Роснефть» еще в 2009 г. вложила немалые средства в принятую и утвержденную программу развития для Новокуйбышевского завода масел и присадок (НЗМП).

 

Здесь некоторые установки уже успешно действуют, другие находятся в стадии ввода в эксплуатацию. Строятся новые модули и блоки. Работа оборудования полностью автоматизирована и дистанционно контролируется оператором: схема установки, технические параметры постоянно присутствуют на экране компьютера.

 

Все действующие агрегаты высокотехнологичны, что делает возможным предельно точно автоматически проводить дозировку базовых компонентов и присадок, а это, в свою очередь, сказывается на улучшении качественных показателей продукта.

 

На НЗМП отчетливо осознают, что в случае успешной реализации всего запланированного в программе, предприятие к 2017 г.доведет годовой объем переработки сырья до 1,2 млн. т, и ежегодно будет вырабатывать до 450 тыс. т смазочных материалов.

 

К тому же решение этой серьезной задачи позволит контролировать часть растущего внутреннего рынка, и в дальнейшем успешно конкурировать с ведущими международными брендами.

 

 

Освоить и усвоить

Занять определенную нишу на своем рынке и несколько «подвинуть» иностранных производителей – задача, понятное дело, нелегкая, но выполнимая. Однако при этом не лишним будет кое-что и перенять у них.

Экономии топлива в США и ЕС сегодня уделяется очень серьезное и, можно сказать, повышенное внимание. Причем решение данной проблемы напрямую увязывается с характеристиками и свойствами используемого моторного масла. В США, Европе, Японии и некоторых других странах, например, действует стандарт классификации масел по вязкости, разработанный Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), подразделяющий масла на классы по текучести: способности масла течь и одновременно «прилипать» к поверхности металла. 

 

В России, что не новость, в этой сфере – пробелов хватает: нормы (принятых перед вступлением в ВТО) техрегламентов с практикой пока соотносятся очень слабо.

 

Но в то же время не все так плохо, и у наших производителей еще есть шансы изменить ситуацию в лучшую сторону. Для этого, по мнению некоторых  европейских экспертов, потребуется всего лишь около 5 лет. Прогноз, конечно, оптимистический. То что догонять придется, очевидно, главное – не отстать навсегда.

 

Потому что в развитых странах работы в этом направлении продолжаются и ведутся довольно активно: в стремлении к достижению оптимальных результатов регулярно проводятся испытания по оценке влияния моторного масла на экономию топлива.

 

Создаются новые рецептуры смазочных материалов. Результативность поиска здесь определяется комплексным подходом.

 

Позиции, которые он в себя включает, в нижеприведенной таблице.

 

Свойства              
смазочных      
материалов                        

Испытания на
экономию
топлива по
Sequence
VID (метод испытания моторных масел в наиболее жестких условиях)

 

Авто-
мобильные
тесты

 

Статистические
анализы

 

Стенд по оценке
фрикционных
характеристик
масла

 

Стенды для
исследования
топливной
экономичности
двигателей

 

Лабораторные
испытания для
оценки
топливной
экономичности

 

Исследования
манеры
вождения
потребителей

 

 

Но каждое испытание, и в этом мнения экспертов сходятся, имеют как преимущества, так и ограничения. Иными словами, идеального испытания не существует, лишь их продуманное сочетание может дать искомые результаты.

 

Например, лабораторные испытания позволяют оценить фрикционные и вязкостные свойства моторного масла.
А двигатели с внешним приводом дают возможность прогнозировать поведение масла в эксплуатации Поэтому для лицензирования масел (на соответствие, к примеру, стандарту ILSAC GF-5) требуется проведение стандартизованных моторных стендов.

 

Но диапазон результатов стенда крайне ограничен, что снижает возможность их экстраполяции на реальные условия эксплуатации. Поэтому необходимы испытания по определению топливной экономичности автомобиля в условиях, приближенных к реальным. Такие тесты дают возможность наиболее полно определить характеристики смазочных материалов, которые влияют на экономию топлива в реальных условиях.

 

Что скажешь, – полезные установки и требования, перенять их и сделать обыденными не лишне.

 

Да и потом краткий перечень тестов смазочных материалов является своеобразным подтверждением того, что на рынки сегодня все больше выводится продукция только отменного качества, прошедшая самые тщательные проверки. Поэтому те немалые средства, которые вкладывают в развитие отрасли ведущие российские производители, не просто оправданы – они необходимы, так как позволят, кроме появления на отечественном рынке продукции, не уступающей зарубежным брендам, без проволочек решать многие производственно-торговые вопросы, в первую очередь, с теми же европейскими партнерами.

Читайте также:

Эвакуаторы от компании «В-Кран»
Эвакуаторы от компании «В-Кран»

В современном мире очень часто возникают ситуации, когда сложно обойтись без использования такой спецтехники, как

Сервис и запчасти от официального дилера БАВ
Сервис и запчасти от официального дилера БАВ

Грузовики, которые производит компания BAW на Российском рынке всего с 2006 г. Но это не

Ставка на удержание
Ставка на удержание

Андрей Заболотский По мнению экспертов, резких скачков в сторону повышения розничных цен на топливо пока