Развозная рать

Александр Трохачёв

 

Весенняя презентация новых моделей коммерческого транспорта для развозных перевозок «Distribute & Collect 2014» в окрестностях Франкфурта-на-Майне включала тест-драйв Mercedes-Benz Atego, Antos и Econic. Со временем они будут доступны для российских перевозчиков, и это повышает к ним интерес.

 


Atego, спец по любым грузам

В рамках «Distribute & Collect» Mercedes-Benz представил три серии грузовиков, перекрывающих все ниши диспетчеризованного сообщения. Ключевым игроком среднего сегмента считается MB Atego полной массой 6,5-16 т. В новейшем поколении он может быть и представителем тяжелого класса, например, как тягач в составе автопоезда.

 

В нем прослеживаются гены тяжелых грузовиков немецкого производителя, как в экстерьере, так и в интерьере. Пример – уменьшающие загрязнение боковых окон угловые дефлекторы и широкая ступенька в бампере как опора при чистке ветрового стекла. В стандартное оснащение для рынка Германии включена автоматизированная коробка передач Mercedes-Benz PowerShift 3 с управлением на рулевой колонке. При мощности до 238 л.с. она имеет шесть передач, в более сильных моторах – восемь. На всех КПП есть четыре программы движения: Economy, Power, OffRoad или Fire-Service. Серийно доступна функция EcoRoll. Есть и полный «автомат» с гидротрансформатором Allison для специальных областей применения.

 

Даже в версии с ручной КПП рычаг переключения аналогично джойстику расположен на панели приборов рядом с рулевой колонкой. Механические коробки ставят с шестью или восемью передачами. Новая 9-ступенчатая КПП ZF 9S-1115 с короткой понижающей передачей создана для коммунальной сферы. Удобству работы водителя способствуют кресло с интегрированным подголовником и откидными подлокотниками, многофункциональное рулевое колесо с круиз-контролем, эргономичные органы управления и аналоговые приборы с белой подсветкой.

 

На выбор есть кабина S ClassicSpace в обычном и удлиненном варианте, L ClassicSpace и L BigSpace, все шириной по 2,30 м. Сдвоенная кабина с числом мест 5+1 рассчитана на спасателей, пожарных, и в развозных операциях не используется. Подобно сериям Actros и Antos, для «дальнобойных» Atego разработана кровать с матрацем из семи зон жесткости. В качестве опции доступна верхняя полка со встроенным уровнем и нивелирующей крен системой.

 

Под кабиной расположен заново спроектированный двигатель Евро-6: 4-цилиндровый ОМ 934 объемом 5,1 л или 6-цилиндровый ОМ 936 объемом 7,7 л. Доступный диапазон мощности – от 156 до 299 л.с. Даже самый маленький мотор собран по модульному принципу и обладает большим количеством одинаковых деталей с двигателями большего объема. В этом списке – сборные распредвалы с термоусаженными кулачками, кованые шатуны с резьбовым разъемом и жесткий коленвал. Конструктивные особенности: два верхних распредвала, четыре клапана на цилиндр, головка блока цилиндров поперечного потока, электромагнитные форсунки и регулируемый распредвал выпускных клапанов VCP – впервые на серийных дизельных двигателях.

 

Самое время посмотреть, как технический прогресс работает в реальных условиях эксплуатации. Тестируемые автомобили загружены на 3/4 от полной массы, но в действительности развозные машины не всегда забиты под завязку. Первая проба руля касается машин с двигателем ОМ934. У него четыре градации мощности: 156, 177, 211 и 231 л.с. Пик крутящего момента находится в пределах 650-900 Нм при 1200 об/мин.

 

Выбираю версию с отдачей 177 л.с. На равнинных участках его потенциала достаточно, но при подъеме в гору уже маловато – автомобиль быстро теряет скорость и требует перехода на более низкую ступень КПП. Перебирать передачи приходится и в крутых поворотах. Разгон с таким мотором не самый прыткий. Зато 231-сильная версия дарит больше положительных эмоций: обгоны выполняются быстрее и при подъеме по серпантину силовой агрегат ежесекундно не чахнет.

 

Совсем другое дело – 6-цилиндровый рядный ОМ936 объемом 7,7 л с тремя настройками мощности: 238, 272 и 299 л.с. и максимальным крутящим моментом 1000-1200 Нм. Он как будто специально создан для быстрого прохождения маршрута и легко справляется со сложным рельефом местности. Явные плюсы – чувство уверенности за рулем, хорошая динамика, умеренный расход топлива. Пожалуй, такие машины будут брать не только те, кому предстоят перевозки в холмистой местности.

 

Из-за двигателя Евро-6 конструкторам пришлось бороться с лишним весом. Для компенсации избыточного «жирка» предлагается 80-литровый топливный бак вместо 120-литрового, однолистовые параболические рессоры на задней оси, оптимизированные по весу боковые противоподкатные балки (для машин массой до 10,5 т) и алюминиевые диски.

 

Моторный тормоз вполне эффективен. На 6-цилиндровых версиях его мощность равна 145 или 170 кВт. При этом рядные мерседесовские «шестерки» серийно развивают 235 кВт тормозной мощности, а в топ-исполнении – 300 кВт. На спусках это устройство разгружает рабочие тормоза, уберегая их от износа и перегрева. С завода предлагается не подверженный износу ретардер на постоянных магнитах с моментом в 650 Нм. На тестовых участках при спуске с горы Большой Фельдберг эффективность устройств замедления оказалась настолько высока, что к подножию я двигался, не нажимая педаль тормоза.

 

Создатели Atego явно переусердствовали с диаметром рулевого колеса – он чересчур большой. Но крутить «баранку» не сложнее сложного: хват оптимальный, и помощь оказывает гидроусилитель. Точность езды в заданном направлении гарантирует рулевой механизм типа винт-шариковая гайка. Измененная настройка передней оси сделала прохождение поворотов более стабильным, а модернизированный стабилизатор задней оси улучшил устойчивость при подруливании и быстрой смене полосы движения. Крены стали меньше: теперь применяется не трех-, а четырехточечная подвеска кабины. Более жесткое крепление уменьшило и продольную раскачку при разгоне, торможении и проезде через неровности.

 

Atego 4х4 остался за рамками тест-драйва, но известно, что он доступен как с постоянным, так и с подключаемым полным приводом. Распределение усилий между осями осуществляет облегченная раздаточная коробка с алюминиевым картером. Новый Atego привлекателен также наличием 15 вариантов колесной базы, от 3020 до 6260 мм и улучшенными показателями. Он сжигает до 5% меньше топлива, чем его предшественники. Расход AdBlue составляет до 2,0-2,5% от потребления ДТ, что наполовину меньше прежнего. Наполовину сократился расход масла. Срок службы моторов вырос на 25%. При использовании на межрегиональных перевозках интервал ТО достигает 120 тыс. км, что на 20 тыс. км больше, чем у старых моделей.

 

 

Antos: один за всех

В линейке Antos представлены одиночные автомобили полной массой 18/19 т и 26 т, а также седельные тягачи в составе автопоезда массой до 40 т. Для перевозки на небольшие расстояния существуют исполнения Loader с оптимизированным весом для обеспечения максимальной грузоподъемности и Volumer с пониженной высотой седла для большего объема.

 

Предусмотрены три разновидности кабины: ClassicSpace в коротком (S) и среднем (М) исполнении, плюс версия средней длины с супернизкой крышей CompactSpace для эвакуаторов и автомобилей с холодильным агрегатом на изотермическом фургоне. Туннель двигателя высотой 170 или 320 мм. Кабину средней длины на заказ оснащают откидным спальным местом размерами 2000x600 мм.

 

Машина адаптирована для перевозки тяжелых грузов в межрегиональном сообщении, о чем говорят кокпит премиум-класса с множеством отсеков для хранения вещей, широкий диапазон перемещений кресла и рулевого колеса. Правое наружное зеркало на заказ делают регулируемым: нажатием кнопки его можно повернуть примерно на 10? наружу и тем самым расширить контролируемую зону.

 

Четыре рядных 6-цилиндровых двигателя BlueEfficiency Power уровня Евро-6 с рабочим объемом 7,7, 10,7 и 12,8 л имеют 16 вариантов мощности от 238 до 510 л.с. Независимо от мощности, все силовые агрегаты характеризуются живым откликом на нажатие педали акселератора и умеренным потреблением топлива.

 

Моторы ОМ 936 объемом 7,7 л мощностью 238 и 354 л.с. с пиком крутящего момента 1000 и 1400 Нм созданы для одиночного грузовика и тягача в составе легкого автопоезда. Двигатели ОМ 470 объемом 10,7 л перекрывают диапазон мощности 326-428 л.с. с пиком крутящего момента 1700-2100 Нм. Их «клиенты» – одиночные грузовики и тягачи в сцепках массой до 40 т. Двигатели ОМ 471 объемом 12,8 л с потенциалом в 421-510 л.с. и крутящим моментом 2100-2500 Нм созданы для наиболее сложных условий доставки. На вершине силовых агрегатов для Antos находится 15,6-литровый ОМ 473 мощностью 625 л.с., развивающий максимальный крутящий момент в 3000 Нм.

 

Все модификации Antos в серийной комплектации оснащают 8- или 12-ступенчатой автоматизированной коробкой Mercedes PowerShift 3. В качестве опции предлагается вариант на 16 передач. Для моторов ОМ 470 и ОМ 471 предлагается «прогнозирующий» круиз-контроль PPC (Predictive Powertrain Control), согласующий скорость и время переключения с топографией местности. Подобные системы уже используют на тяжелых грузовиках Volvo FH, Scania R и других моделях тяжелых серий. В течение года РРС станет доступен и для других двигателей.

 

Antos не только хорошо управляется, но и послушно замедляется. Во многом это заслуга дисковых тормозов. В арсенале есть и мощный моторный тормоз. На борту предусмотрена серийная электронная программа курсовой устойчивости, а в качестве опции можно выбрать дистроник с функцией Stop&Go, систему поддержания полосы движения, ассистент привлечения внимания водителя и блок активного торможения Active Brake Assist 3.

 

Многообразие Antos формируют двух- и трехосные седельные тягачи с четырьмя вариантами колесной базы, двухосные шасси с 11 вариантами расстояния между осями, трехосные варианты с передней или задней поддерживающей осью и с задней поддерживающей осью на сдвоенных шинах.

 

 

Econic с генами флагмана

Тем, кому требуется низкая рама и кабина с невысоким входом, рекомендую обратить внимание на MB Econic, выпущенный в 15-ю годовщину модели. В его конструкции используются рама и компоненты шасси Actros IV. Автомобиль выпускают в двух-, трех- и четырехосном одиночном исполнении с допустимой полной массой 18/19, 26 или 32 т. Рядный 6-цилиндровый двигатель доступен не только в дизельном, но и в газовом исполнении. Коробка передач – «автомат» с гидротрансформатором новейшего поколения. Пневматическая подвеска в серии.

 

Econic считается специалистом в области утилизации и особых задач сбора и развозки грузов. По сравнению с предшественником он стал мощнее и экономичнее, получил обновленную кабину, новые двигатели и раму. Основная область применения этого труженика – вывоз твердых бытовых отходов. Но наряду с одиночным автомобилем с мусоровозной надстройкой выпускают машины с кунгом и седельные тягачи.

 

Автомобиль получил новые фары, дневные ходовые огни, выразительную решетку радиатора. Козыри кабины с прежним каркасом остались не утраченными: панорамное остекление, низкий вход, удобный проход с одного борта на другой, выключатель автобусной двери. Руль стал многофункциональным, с кнопочным управлением. На переработанном кокпите расположены новые приборы. Управление автоматической КПП кнопочное. Новой в коробке является программа ЕСО. По периметру много полок и дополнительных отсеков для хранения. Шумовая и температурная изоляция рабочего места улучшены.

 

Базовым для Econic является рядный 6-цилиндровый двигатель ОМ 936 объемом 7,7 л в двух вариантах мощности и крутящего момента: 299 л.с./ 1200 Нм и 354 л.с./1400 Нм. Мотор работает в паре с автоматической 6-ступенчатой коробкой передач с гидротрансформатором. По сравнению с версией Евро-5 новый Econic потребляет топлива до 4% меньше, а расход AdBlue снижен почти на 40%. Специалисты отмечают увеличенные интервалы заезда на сервис, а также пониженные расходы на ремонт и обслуживание.

 

Econic доступен в двух-, трех- или четырехосном варианте с управляемой передней и/или задней поддерживающей осью, с колесной формулой 6х4 и в варианте седельного тягача 4х2. Все модификации идут с серийными пневмоподушками спереди и сзади. Пневмоподвеска, как рама, оси и рулевое управление точно такие же, как на Actros. Архитектура электроники, трансмиссия и органы управления также взяты от других грузовиков со звездой.

 

Автоматика помогает сидящему за рулем даже в таких мелочах, как закрывание двери со стороны пассажира при начале движения. Органы управления привычные, места в кабине достаточно для четверых, включая водителя. Непривычна только низкая посадка и увеличенный передний свес. Короткая версия Econic 1830 (4х2) в маневрировании оптимальна, и к габаритам машины привыкаешь быстро. Облегчает работу коробка-автомат в положении «D». Двигатель стабильно держит стрелку тахометра в зеленой зоне, позволяя ей заходить в желтый сектор только при интенсивном разгоне. Частые остановки и возобновление движения для «автомата» все равно, что семечки. В целом впечатление о машине хорошее. Жаль только, что в силу дороговизны и двигателя Евро-6 такая техника в России появится не скоро.

Читайте также:

Большегрузы в Ганновере
Большегрузы в Ганновере

Выставку коммерческих транспортных средств IAA Nutzfarzeuge в Ганновере не зря называют крупнейшей в мире: сюда

Седельные тягачи 4x2 для региональных перевозок
Седельные тягачи 4x2 для региональных перевозок

Русская альтернатива. Седельные тягочи 4x2 для региональных перевозок. Статья Александр ТРОХАЧЁВ Фото Андрея МАХОТИНА Журнал

«Космические» автомобили Saturn
«Космические» автомобили Saturn

Американская автомобилестроительная компания Saturn Corporation – дочернее предприятие всем нам известного гиганта General Motors. Открытие