Дефицит безопасности

Андрей Заболотский

Дорожная безопасность – тема нескончаемая. На кону, как всегда, снижение аварийности. Но «счетчик» включен и работает: по прогнозам ВОЗ к 2020 году уровень смертности на дорогах мира достигнет почти 2 миллионов в год.

 

Так что говорить о каком-либо, тем более кардинальном уменьшении дорожно-транспортных происшествий в перспективе, похоже, не приходиться. Сегодняшняя статистика, которую тоже утешительной не назовешь, дает цифры в пределах 1,2 миллиона. А вот еще одна выкладка из того же неутешительного разряда: если в настоящее время ДТП являются восьмой по значимости причиной смертности в мире, то в 2030-м, по мнению аналитиков, они уже будут занимать 5-е место.

 

Риски попадания в аварийные ситуации возрастают у мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Именно эти категории составляют половину тех, кто пострадал или погиб в происшествиях на дорогах.

 

В общем, как бы банально это не звучало, проблема безопасности на дорогах выходит на уровень мировых – рост населения и, соответственно, автомобилей, понятное дело, не остановишь.

 

 

Была бы воля…

В упомянутой выше ВОЗ очень внимательно отслеживают положение дел на дорогах мира. И вот что показывают последние исследования организации: только в 28 (из 182) странах, чье население составляет 7% от мирового, приняты и действуют необходимые для дорожной безопасности законы. В 35 странах вообще нет должного законодательства – там отсутствуют общепринятые правила и стандарты. И такое положение сохраняется на протяжении последних 5 лет.

 

В прошлогоднем докладе генерального директора ВОЗ Маргарет Чен были отмечены так называемые экстренные меры для снижения смертности на дорогах:

 

- введение ограничения скорости в городских районах на уровне 50 км/час или менее (такие меры действуют в 59 странах, в которых проживает 39% населения мира);
- принятие законов, устанавливающих при управлении автотранспортом предельно допустимое содержание алкоголя в крови (САК) на уровне 0,05 г/дл или ниже (действуют в 89 странах – 66% населения мира);
- принятие законов об обязательном использовании мотоциклетных шлемов (действуют в 90 странах – 77% населения мира);
- принятие законов об обязательном использовании ремней безопасности для всех водителей и пассажиров (есть в 111 странах – 69% населения мира);
- принятие законов, предусматривающих обязательное использование детских удерживающих устройств (есть в 96 странах – 32% населения мира).

 

В этот перечень можно было бы добавить и такой пункт – принятие более жестких законов, или соответствующих поправок к существующим, предусматривающих повышение ответственности стороны или сторон за некачественное строительство дорог. Что-то подобное, разумеется при должном уровне контроля, нашей державе точно не помешает. И хотя, как известно, дороги не убивают – 20% ДТП, происходящих ежегодно из-за их отвратительного «качества» отечественных дорог, факт общеизвестный, дополнительных комментариев не требующий.

 

Вместо них приведем наглядные, отраженные в таблицах, итоговые 2013-го года сводки о ДТП на российских дорогах.

 

Топ-10 российских регионов с самыми безопасными дорогами за январь-ноябрь 2013 года

Регион    

 Население (млн.)

 ДТП                   

Погибло              

   Ранено            

    Количество машин                (тыс.)

   Рейтинг территорий

Новосибирская область                     

2,70

226

43

284

616

0,79

Белгородская область

1,54

250

64

295

311

0,84

Москва

11,97

1723

177

2064

3861

0,95

Республика Удмуртия

1,51

270

51

316

283

0,96

Санкт-Петербург

5,02

1040

73

1287

1800

1,07

Тюменская область

3,51

324

71

434

860

1,09

Калининградская область

0,95

385

42

432

283

1,14

Саратовская область

2,50

699

117

827

1100

1,15

Курская область

1,11

416

69

507

894

1,18

Хабаровский край

1,34

457

37

549

242

1,22

 

 

Топ-10 российских регионов с самыми опасными дорогами за январь-ноябрь 2013 года

Регион          

  Население (млн.)          

  ДТП          

Погибло    

   Ранено          

  Количество машин (тыс.)

Рейтинг территорий

Ленинградская область

1,75

901

155

1214

510

2,63

Кировская область

1,31

572

78

756

219

2,44

Красноярский край

2,84

1805

213

2242

589

2,37

Забайкальский край

1,09

552

91

717

208

2,13

Тамбовская область

1,07

504

63

735

209

2,10

Нижегородская область

3,28

1665

188

2107

613

2,09

Омская область

1,97

1077

102

1497

376

2,09

Самарская область

3,21

2161

208

2836

731

2,05

Астраханская область

1,01

935

54

1196

291

2,02

Иркутская область

2,42

1120

177

1379

446

1,92

 

Облегчая поиск в таблице, отметим, что самыми аварийно-опасными дорогами оказались трассы Ленинградской области. Проблемы здесь и в избытке большегрузного транспорта, и в интенсивном трафике, превышающем допустимые нормы в 3,5 раза.

 

В разряде опасных лидируют дороги Забайкалья и Красноярского края. Нехватка полос на трассах выстраивает цепочку последствий: растет количество обгонов, и, соответственно – ДТП.

 

Эти данные, в том числе таблицы, предоставлены межрегиональным общественным центром «За безопасность российских дорог» и находятся в открытом доступе.

 

Насколько серьезны упущения в наших дорожных делах, становится понятно и при «традиционном» сравнении их с аналогичными европейскими.

 

- Россия отличается от Европы рекордно высоким уровнем смертности в ДТП – это данные Росстата, который уже опубликовал больше сотни сравнений России с Европой. Наша страна значительно уступает Европе по числу легковых автомобилей на тысячу жителей, но по численности погибающих в ДТП опережает страны Евросоюза более чем вдвое - у нас в среднем на 100 тыс. жителей погибают минимум 20 (в отдельных регионах в десятки раз больше) человек, а в большинстве стран ЕС этот показатель не превышает и десяти погибших на 100 тыс. жителей - и такая картина наблюдается ежегодно… – отмечает руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.

 

Всего лишь цифры на бумаге, но иногда думаешь, а может быть нашему руководству и не только верховному стоит проявлять больше твердости в решении вопросов дорожной безопасности. Вот и глава ВОЗ в своем докладе подчеркнула: «…чтобы все мы строго соблюдали требования законов, необходима политическая воля на самом высоком правительственном уровне».

 

Можно, конечно, подискутировать о терминах и определениях, но, как представляется, чего-чего, а этой самой воли у нашего руководства хоть отбавляй. Особенно, когда это касается принятия различного рода запретительных мер. Тут равных нам поискать.

 

Также, наверное, как и в выстраивании в сфере дорожной безопасности глобальных планов на отдаленную перспективу, проведения на различных уровнях совещаний, конференций, на которых, если и принимаются какие-то толковые решения, то это вовсе не значит, что они будут выполнены в срок и надлежащим образом.

 

 

Программой по бездорожью…

Множество самых различных правовых актов принято к настоящему времени на международном уровне. Только в рамках ООН подготовлены и действуют 44 международных конвенции, а ЕС в сфере законодательства, касающегося дорожной безопасности вообще вне конкуренции. В 2002 году, например, на Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) был принят самый большой пакет правовых актов, отразивших ключевые рекомендации по безопасности дорожного движения. И это правовое и законодательное движение продолжается. Кстати, не в последнюю очередь потому, что Генеральная Ассамблея ООН обозначила проблему, связанную с обеспечением дорожной безопасности, как глобальную, а сложившуюся ситуацию охарактеризовала как кризисную.

 

Россия также стремится не выпадать из международного процесса, наши транспортники активно участвуют во многих международных мероприятиях, между российскими и зарубежными ассоциациями и организациями заключаются соглашения, подписываются договоры. Казалось бы, делается многое, в том числе и на государственном уровне, чтобы по возможности гармонизировать нашу законодательно-правовую базу в сфере дорожно-транспортной безопасности с правилами и стандартами принятыми в цивилизованном мире.

 

Но в то же время почему-то вдруг оказывается, что некоторые недавно принятые законы нуждаются в доработках и внесении поправок, принимаемые на перспективу программы вызывают не просто споры в профессиональном сообществе, а неприятие – заметим, в чем-то вполне обоснованное – со стороны ряда экспертов.

 

За примером далеко ходить не надо. В октябре 2013 года Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы». На ее реализацию запланировано выделить весьма приличную сумму – почти 100 млрд. рублей. Цель, как обычно, улучшение безопасности на дорогах, снижение смертности. И привычный набор «основных направлений «сдобренный» первостепенными задачами, актуальностью и приоритетами» вместо конкретных действенных решений.

 

Впрочем «конкретикой» обязали заниматься  такие ведомства как МВД, Минпромторг, Минобразование, МЧС, Минтранс и Росавтодор. И при этом активнее использовать международный опыт.

 

Первое что отметили критики ФЦП – члены Экспертного совета при правительстве РФ и аналитики Высшей школы экономики, подготовившие свой доклад, – это то, что предложенная в Программе концепция никакого отношения к международному опыту не имеет. И, кстати, довольно аргументировано. Отметив, например, что уже к 2000 году наиболее развитые государства вышли на так называемый уровень «above zero» («выше ноля»), когда на 10 тысяч машин приходится не более одного погибшего в ДТП.

 

Или, со ссылкой на известные международные организации, привели данные о том, что Россия по уровню безопасности дорог находится в одном ряду с Китаем, Индией, Индонезией и Нигерией. А по уровню смертности на дорогах отстает от Великобритании и Швеции в 12 раз, от Германии и Японии — в 9,4 раза, от Австралии, Италии и Испании — в 8,3 раза, а от США (где на 1000 человек приходится 800 автомобилей) — в пять раз.

 

Понятно, что кроме критики (всех пунктов документа) эксперты изложили в означенном докладе свое видение решения тех или иных проблем.

 

Но эта, первая, по сути, серьезная попытка как-то и хотя бы что-то изменить в традиционно замшелом чиновничьем подходе к так называемому повышению безопасности потерпела ожидаемую неудачу.

 

Ожидаемую, потому что многое предстоит реформировать, а государство пока не готово, – и это данность, – к переменам. Так что безопасность на наших дорогах остается на попечении в данном случае шести ведомств. Одного не хватает до известной поговорки о «семи няньках». Такие вот пока дела дорожные, российские…

Фото Volvo Trucks

Читайте также:

Топливное соперничество
Топливное соперничество

ВИНКи и независимые АЗС – как их взаимодействие и соперничество влияет на ситуацию с топливом

Топливо: инфляция и цены
Топливо: инфляция и цены

О состоянии российского топливного рынка сегодня можно сказать следующее: запасов в избытке, спрос падает, розничные

Цены на бензин
Цены на бензин

ТОПЛИВО Сергей ВАСИЛЕНКОВ Казалось бы, стоимость бензина на российском рынке должна неуклонно падать. Ведь в