Формула усталости

20 сентября 2010 года вступила в силу шестая поправка к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Специалисты отрасли международных перевозок отмечают особое внимание на то, о чем забывать нельзя ни при каких обстоятельствах (потому что очень обидно, когда тебя штрафуют не за то, что ты нарушил правила, а за то, что ты позабыл дома необходимые документы): теперь водители должны в обязательном порядке представить проверяющему лицу  регистрационные листки за текущую неделю, а также листки, использованные водителем в течение предыдущих 15 календарных дней (7+15 тахограмм). Более того: с 20 декабря 2010 года эти периоды времени должны охватывать текущий и предыдущие 28 календарных дней (1+28 тахограмм).

Страны, подписавшие ЕСТР, договорились добиться того, чтобы в течение 2010 года проверялось не менее 1% рабочих дней водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а с 1 января 2012 года – не менее 3 %. С 1 января 2010 года не менее 30 % общего количества проверяемых рабочих дней должно проверяться на дорогах и не менее 50% - на предприятиях.

С соответствии с 6-й поправкой к ЕСТР, если водитель нарушил предписанный режим труда и отдыха в стране N, а факт нарушения выявлен спустя, например, неделю, в стране L, то компетентные органы страны L обязаны наложить на водителя штрафные санкции. И не имеет значения, входит ли N в число стран, подписавших ЕСТР. Более того: компетентные органы страны L обязаны наложить штрафные санкции и на предприятие, в котором работает нарушивший режим водитель – и в этом случае тоже не имеет значения, входит ли N в число стран, подписавших ЕСТР. Если же выявленное нарушение совершено предприятием, учрежденным в другом государстве, не являющемся участником Соглашения ЕСТР, наложение санкций производится в порядке, предусмотренном  двусторонним соглашением об автомобильном сообщении между этими странами.

            Если компетентные органы страны L возбуждают судебное разбирательство или налагают санкцию за конкретное нарушение, они предоставляют водителю в письменном виде надлежащее доказательство этого.

Это – что касается контроля и ответственности. Немало изменений внесено и в сам режим труда и отдыха водительского экипажа. Если в старой редакции максимальное время управления в неделю не оговаривалось, то теперь – 56 часов. В течение двух недель – 90 часов, как и было до сих пор. Максимум непрерывного управления – 4,5 часа. Максимальное время управления в сутки – 9 часов, при необходимости правила разрешают дважды в неделю превысить этот порог времени на 1 час (как было и в прошлой редакции ЕСТР).

Интервал между еженедельными периодами отдыха должен составлять ни в коем случае не больше, чем шесть 24-часовых периодов (раньше – просто шесть дней).

Минимальное время перерыва между периодами вождения – не менее 45 минут, причем их можно разделить на два: первый – 15, второй – 30 минут. Причем, 6-я поправка предусмотрела здесь некоторое «послабление»: время ожидания и время, проведенное в движущемся ТС (на пароме или поезде), в отличие от предыдущей редакции ЕСТР, теперь рассматривается как перерыв между интервалами управления.

Весьма жестко регламентируется не только время вождения, но и время отдыха. В частности, время ежедневного отдыха водителя не должно быть меньше 11 часов. Максимум – три дня в неделю допускается уменьшить время отдыха до 9 часов. Допускается отдых по 12 часов в сутки – в 2 интервала, причем первый не меньше 3 часов, второй – не меньше 9 часов (в прежней редакции ЕСТР) здесь допускались несколько вариантов соотношения этих 12 часов (4 + 8; 1 + 3 + 8; 1,5 + 2,5 + 8). Теперь «допуски» исключены: только 3 + 9.

Использовать спальное место в кабине автомобиля для отдыха допускается только на стоянке в случае ежедневного и сокращенного еженедельного отдыха (раньше – только ежедневного отдыха).

Есть некоторые изменения и в нормировании времени обязательного еженедельного отдыха: если водитель работает один, то его еженедельный отдых не должен быть меньше 45 часов. Единственное исключение: этот отдых может быть уменьшен до 24 часов, но не более одного раза в любые две последовательные недели. Прежде эта норма предоставляла руководителям транспортных компаний больше «простора»: 36 часов на месте базирования или 24 часа в любом другом месте, а при сокращении  еженедельного отдыха водителю должны были предоставить компенсацию не позднее окончания третьей недели, следующей за текущей.

            В идеале время еженедельного отдыха членов экипажа из двух и более водителей должно составлять 45 часов. Допускается сокращение отдыха до или 24 часов, но в этом случае водителю должна быть предоставлена компенсация не позднее окончания третьей недели, следующей за текущей. А отдых, который предоставляется в качестве компенсации за сокращение  еженедельного периода отдыха, должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее 9 часов.

         Теперь каждый водитель, работающий в составе экипажа из двух или более водителей, в течение 30 часов работы должен отдыхать не менее 9 часов (в соответствии с 6-й поправкой, время отдыха увеличено на 1 час).

         В России, Беларуси, Украине, Казахстане среди перевозчиков бытует мнение: нашим водителям не очень подходят эти европейские правила, мы вынуждены работать на более длинном плече, привычка и выносливость наших водителей, а также необходимость позволяют нашим водителям гораздо больше, чем в состоянии выдержать избалованные цивилизацией европейские водители. Не стану ни с кем спорить, хотя против такого подхода – официальная статистика аварийности на дорогах России, да столбики с венками, которых у нас не счесть. Позволю себе напомнить обстоятельство, на которое не могут не обратить внимания руководители транспортных компаний: штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей в европейских странах очень высоки. Если, например, при выполнении перевозки Гамбург – Нижний Новгород польская полиция выявила у вашего водителя факт нарушения режим труда и отдыха – считайте, что весь фрахт вы уже отдали… 

_______________________________________________________________________________________

Подробнее Вы можете узнать в разделе Законодательство нашего сайта, подраздел Режим труда и отдыха водителей.

_______________________________________________________________________________________

Читайте также:

МАЗ на «Шелковом пути»
МАЗ на «Шелковом пути»

9 июля на Красной площади Москвы был дан торжественный старт международному ралли «Шелковый

Водитель-международник — вакансия в... остатке
Водитель-международник — вакансия в... остатке

Доступность высшего образования и рост числа ВУЗов в стране привели к значительному оттоку

Современные гаражные роллетные системы: особенности и применение
Современные гаражные роллетные системы: особенности и применение

Современные гаражные роллетные системы отличаются простотой использования, прочностью и практичностью конструкционного исполнения. Данная система воро...