Формула усталости

20 сентября 2010 года вступила в силу шестая поправка к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Специалисты отрасли международных перевозок отмечают особое внимание на то, о чем забывать нельзя ни при каких обстоятельствах (потому что очень обидно, когда тебя штрафуют не за то, что ты нарушил правила, а за то, что ты позабыл дома необходимые документы): теперь водители должны в обязательном порядке представить проверяющему лицу  регистрационные листки за текущую неделю, а также листки, использованные водителем в течение предыдущих 15 календарных дней (7+15 тахограмм). Более того: с 20 декабря 2010 года эти периоды времени должны охватывать текущий и предыдущие 28 календарных дней (1+28 тахограмм).

Страны, подписавшие ЕСТР, договорились добиться того, чтобы в течение 2010 года проверялось не менее 1% рабочих дней водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а с 1 января 2012 года – не менее 3 %. С 1 января 2010 года не менее 30 % общего количества проверяемых рабочих дней должно проверяться на дорогах и не менее 50% - на предприятиях.

С соответствии с 6-й поправкой к ЕСТР, если водитель нарушил предписанный режим труда и отдыха в стране N, а факт нарушения выявлен спустя, например, неделю, в стране L, то компетентные органы страны L обязаны наложить на водителя штрафные санкции. И не имеет значения, входит ли N в число стран, подписавших ЕСТР. Более того: компетентные органы страны L обязаны наложить штрафные санкции и на предприятие, в котором работает нарушивший режим водитель – и в этом случае тоже не имеет значения, входит ли N в число стран, подписавших ЕСТР. Если же выявленное нарушение совершено предприятием, учрежденным в другом государстве, не являющемся участником Соглашения ЕСТР, наложение санкций производится в порядке, предусмотренном  двусторонним соглашением об автомобильном сообщении между этими странами.

            Если компетентные органы страны L возбуждают судебное разбирательство или налагают санкцию за конкретное нарушение, они предоставляют водителю в письменном виде надлежащее доказательство этого.

Это – что касается контроля и ответственности. Немало изменений внесено и в сам режим труда и отдыха водительского экипажа. Если в старой редакции максимальное время управления в неделю не оговаривалось, то теперь – 56 часов. В течение двух недель – 90 часов, как и было до сих пор. Максимум непрерывного управления – 4,5 часа. Максимальное время управления в сутки – 9 часов, при необходимости правила разрешают дважды в неделю превысить этот порог времени на 1 час (как было и в прошлой редакции ЕСТР).

Интервал между еженедельными периодами отдыха должен составлять ни в коем случае не больше, чем шесть 24-часовых периодов (раньше – просто шесть дней).

Минимальное время перерыва между периодами вождения – не менее 45 минут, причем их можно разделить на два: первый – 15, второй – 30 минут. Причем, 6-я поправка предусмотрела здесь некоторое «послабление»: время ожидания и время, проведенное в движущемся ТС (на пароме или поезде), в отличие от предыдущей редакции ЕСТР, теперь рассматривается как перерыв между интервалами управления.

Весьма жестко регламентируется не только время вождения, но и время отдыха. В частности, время ежедневного отдыха водителя не должно быть меньше 11 часов. Максимум – три дня в неделю допускается уменьшить время отдыха до 9 часов. Допускается отдых по 12 часов в сутки – в 2 интервала, причем первый не меньше 3 часов, второй – не меньше 9 часов (в прежней редакции ЕСТР) здесь допускались несколько вариантов соотношения этих 12 часов (4 + 8; 1 + 3 + 8; 1,5 + 2,5 + 8). Теперь «допуски» исключены: только 3 + 9.

Использовать спальное место в кабине автомобиля для отдыха допускается только на стоянке в случае ежедневного и сокращенного еженедельного отдыха (раньше – только ежедневного отдыха).

Есть некоторые изменения и в нормировании времени обязательного еженедельного отдыха: если водитель работает один, то его еженедельный отдых не должен быть меньше 45 часов. Единственное исключение: этот отдых может быть уменьшен до 24 часов, но не более одного раза в любые две последовательные недели. Прежде эта норма предоставляла руководителям транспортных компаний больше «простора»: 36 часов на месте базирования или 24 часа в любом другом месте, а при сокращении  еженедельного отдыха водителю должны были предоставить компенсацию не позднее окончания третьей недели, следующей за текущей.

            В идеале время еженедельного отдыха членов экипажа из двух и более водителей должно составлять 45 часов. Допускается сокращение отдыха до или 24 часов, но в этом случае водителю должна быть предоставлена компенсация не позднее окончания третьей недели, следующей за текущей. А отдых, который предоставляется в качестве компенсации за сокращение  еженедельного периода отдыха, должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее 9 часов.

         Теперь каждый водитель, работающий в составе экипажа из двух или более водителей, в течение 30 часов работы должен отдыхать не менее 9 часов (в соответствии с 6-й поправкой, время отдыха увеличено на 1 час).

         В России, Беларуси, Украине, Казахстане среди перевозчиков бытует мнение: нашим водителям не очень подходят эти европейские правила, мы вынуждены работать на более длинном плече, привычка и выносливость наших водителей, а также необходимость позволяют нашим водителям гораздо больше, чем в состоянии выдержать избалованные цивилизацией европейские водители. Не стану ни с кем спорить, хотя против такого подхода – официальная статистика аварийности на дорогах России, да столбики с венками, которых у нас не счесть. Позволю себе напомнить обстоятельство, на которое не могут не обратить внимания руководители транспортных компаний: штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей в европейских странах очень высоки. Если, например, при выполнении перевозки Гамбург – Нижний Новгород польская полиция выявила у вашего водителя факт нарушения режим труда и отдыха – считайте, что весь фрахт вы уже отдали… 

_______________________________________________________________________________________

Подробнее Вы можете узнать в разделе Законодательство нашего сайта, подраздел Режим труда и отдыха водителей.

_______________________________________________________________________________________

Читайте также:

Эффективность, надежность и экономность грузоперевозок.
Эффективность, надежность и экономность грузоперевозок.

На сегодняшний день грузовые перевозки являются одними из главнейших звеньев экономики России. Организация грузоперевозок имеет

Цены на ДТ испугались
Цены на ДТ испугались

Для того, чтобы ситуация на российском топливном рынке пришла в более-менее корректное состояние,

Доставка из Китая в Россию товаров: выбор способа и особенности
Доставка из Китая в Россию товаров: выбор способа и особенности

Китайские товары являются бесспорными фаворитами на мировом рынке. В КНР производят все – от предметов