Сколько стоят дороги России?

Андрей Макаров

Вряд ли стоит доказывать кому либо, что в Российской Федерации не все ладно с дорогами. С этим не спорят даже те, что отвечает за строительство и содержание автомобильных дорог. Но вот в чем причина того, что российские «автобаны» представляют из себя по большей части изрытые колеей и оспинами выбоин направления? Здесь мнения расходятся.


Чиновники считают, что причина – в хронической нехватке денег. По словам руководителя Росавтодора Анатолия Чабунина сегодня в стране всего около 30 процентов дорог соответствует нормативам по несущей способности, а остальные 70% - не соответствуют. Они сооружались из расчета осевой нагрузки не более шести тонн на ось, а на самом деле нагрузка существенно превышает запас прочности дорожного полотна. Дорожники это понимают и доказывают, что для улучшения качества строительства и обслуживания дорог необходимо изменить систему финансирования отрасли. Проще говоря, дорожники считают свою работу вполне соответствующей затраченным деньгам: если общество хочет иметь дороги лучшего качества – пусть раскошеливается...


Справедливости ради отметим, что это не единственная точка зрения на проблему.


Так, общественный центр «За безопасность российских дорог» провел исследование, результаты которого ошеломили самих исследователей: как минимум 60% бюджетных средств на содержание дорог в стране расходуются неэффективно. Проанализировав итоги прошедших в 2011 годах тендеров, так или иначе связанных с содержанием автомобильных дорог, закупкой противогололедных материалов и нанесением дорожной разметки, сделали нелицеприятный вывод: основной бич при строительстве, ремонте и обслуживании российских автомобильных дорог - коррупция, завышенная стоимость и нецелевое использование материалов.


В докладе центра «За безопасность российских дорог» приводятся яркие, наглядные и в том же время очень печальные примеры.


Но и это еще не все. От общественников можно отмахнуться: не государевы, мол, люди, не о государстве и пекутся. А вот как быть с сообщением Счетной палаты по итогам проверки государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Выводы счетной палаты не менее категоричны: из 2,2 млрд рублей, заложенных в бюджете «Автодора» на 2011-2015 гг., более 50% планируется направить не на строительство, ремонт и обслуживание дорог на создание и функционирование структурных подразделений самой госкомпании. В то же время проверка показала, что компания не выполнила программу деятельности и финансовый план за 2010 г., не обеспечила вверенные ей автодороги многофункциональными зонами дорожного сервиса, не ввела в эксплуатацию запланированные объемы строительства и капремонта дорог.


По сути, Счетная палата обвинила «Автодор» в бездействии и растратах.


И что же теперь? Думаете, полетят головы и аксельбанты? Кто-то поставит под вопрос целесообразность такого финансирования дорожной отрасли?
Ничуть не бывало!
Не произойдет ничего подобного.


Хотя Коллегия Счетной палаты направила информационные письма в правительство РФ, Федеральное казначейство и Росимущество, а также представления в Минтранс России и ГК «Российские автомобильные дороги», а отчет о результатах проверки - в палаты Федерального собрания РФ и наблюдательный совет «Автодора», похоже, в ближайшее время деньги потекут в дорожную отрасль рекой.


В соответствии со стратегией социально-экономического развития страны до 2020 года и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», в текущем году расходы Федерального дорожного фонда с учетом госкомпании «Автодор» составят в объеме 364 миллиардов рублей, в 2012 году – 379,7 млрд рублей. К 2014 году потребности отрасли будут финансироваться в 100-процентном объеме. К концу нынешнего десятилетия строительство дорог федерального, регионального и межмуниципального значения по сравнению с 2007 годом увеличится в 3,2 раза – до 8 тысяч километров в год. К 2015 году протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличится с 854 тысяч километров до 1059 тысяч, а к 2020 году – до 1169 тысяч.


Деньги-то государство дорожникам даст. Отнимет у автомобилистов, но даст. Правда, почему-то все время гложет сомнение: а сколько из этих денег дойдет непосредственно до дорог? И станут ли они в итоге выдерживать осевые нагрузки в 11 тонн?.. Ведь ничто пока не говорит о том, что строительство и обслуживание автодорог в России уже не является огромным, фактически бездонным сливным бачком для миллиардов и миллиардов народных денег.

Читайте также:

Тонар – новая ступень качества!

Машиностроительный завод «Тонар» – крупнейший российский производитель автомобилей и прицепной техники. Основу предприятия составляет производственный

Дорога отечественного автопрома
Дорога отечественного автопрома

Что готовит нашей автомобильной промышленности предлагаемая правительством новая стратегия развития?

Аренда и эксплуатация автобетононасоса
Аренда и эксплуатация автобетононасоса

Современные бетононасосы не только отличаются высокой производительностью, но и обеспечивают высокое качество самого бетона вплоть