АЕБ подвела итоги…

В 2011 г. рынок коммерческого транспорта в России продемонстрировал устойчивый рост. Такой вывод сделали эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) на основании данных розничных продаж. Итоги были подведены по четырем основным группам коммерческого подвижного состава: легким грузовикам полной массой от 2,8 до 6 т, среднетоннажникам полной массой от 6 до 16 т, тяжелым грузовикам полной массой свыше 16 т и автобусам.


Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора


Картина-то неполная…

Статистику АЕБ, к сожалению, нельзя считать исчерпывающей. Она учитывает данные продаж только членов ассоциации, не беря во внимание результаты сбыта ряда российских производителей, таких как КАМАЗ, ЗИЛ и др. Кроме того, в ней не представлены данные продаж трех членов Большой семерки: Volvo Trucks (с сентября 2011 г.), DAF Trucks (вообще не поставляет отчеты), IVECO (с января 2011 г.). В то же время сводные таблицы стали дополняться данными о продажах Группы ГАЗ.

По словам и. о. председателя Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ Андрея Чурсина, ассоциация пользуется информацией только из первых рук, а потому не включает в отчет сведения ОАО «АСМ-холдинг» и других источников информации. Отсутствие данных Volvo Trucks вызвано запретом на распространение информации в рамках европейского расследования. DAF Trucks не является членом АЕБ, а IVECO не может делиться сведениями с конкурентами из-за корпоративных установок итальянского руководства концерна.

Тем не менее даже неполная картина дает представление о том, в каком направлении движется рынок.

Согласно экспертным оценкам, рынок коммерческого транспорта в РФ в минувшем году показал достойные результаты. На улучшение ситуации по отношению к 2010 г. оказали влияние возросшая деловая и экономическая активность. Немаловажную роль сыграло улучшение финансовых инструментов в сфере лизинговых услуг и кредитования. Специалисты отмечают также поддержку компаний в регионах в виде уменьшения транспортного налога и гибкую ценовую политику производителей подвижного состава.

Вместе с тем эксперты констатируют сохранение тенденции экспортозамещения. О полном насыщении рынка коммерческим транспортом говорить пока не приходится. Рост обновления парка происходит на фоне рецессии и угрозы наступления очередной волны экономического кризиса. Некоторые аналитики полагают, что нынешняя ситуация окажется более непредсказуемой, чем в период пика кризиса 2008?2009 гг. В свете вступления России в ВТО все большую роль на рынке РФ будут играть иномарки. Но о том, что ждет участников бизнес-процесса, не возьмется предсказать ни один эксперт. Однако итоги продаж позволяют понять, что происходит на рынке и чего можно ждать в ближайшей перспективе.

 

Легкий вес: от 2,8 до 6 т

В минувшем году продажи легких коммерческих автомобилей компаний-членов АЕБ по сравнению с 2010 г. выросли более чем на четверть (+28 %). За 12 месяцев 2011 г. заказчикам поставлено 174 487 автомобилей полной массой от 2,8 до 6 т против 136 435 ед. за такой же период 2010 г.

Недосягаемым для конкурентов остается ГАЗ: за год реализовано свыше 90 тыс. автомобилей, что составляет более половины (51,6 %) всех продаж членов АЕБ. Свыше 26,4 тыс. реализованных легких коммерческих машин несли эмблему УАЗ, что составило чуть более 15 % от совокупных продаж. В тройке лидеров почти с 13 тыс. проданных автомобилей и долей в 7,5 % оказался FIAT. Группу лидеров, добившихся пятизначных цифр в отчетности, замкнул Volkswagen NFZ: более 12,3 тыс. ед. (около 7,1 %).

За фаворитами сбытовой гонки следуют крепкие середняки: Peugeot (9,5 тыс. ед.), Ford (8,9 тыс. ед.), Hyundai (4,6 тыс. ед.), Citroen (3,2 тыс. ед.), Mercedes-Benz Vans (2,7 тыс. ед.). Эту когорту стремительно догоняет Nissan, подобравшийся к рубежу в 2 тыс. проданных малотоннажников.

Менее тысячи единиц транспорта продано под брендами Toyota (877 ед.), Renault (742 ед.) и Isuzu (371 ед.). Правда, рост продаж легких «коммерсантов» японских и французских марок – всего лишь вопрос времени, полагают эксперты. Достаточно сказать, что за год продажи Toyota выросли на 114 %, а Renault – на 108 %. Более высокий темп роста отмечен только у Hyundai – 173 %. Лидер сегмента ГАЗ за год прибавил 27 %, а вот «бронзовый призер» FIAT даже «просел», правда, всего на 3 %.

 

Средний тоннаж: от 6 до 16 т

За прошедший год транспортникам в сегменте средних грузовиков отгружено 9 318 ед., что на 1 666 ед. больше, чем годом ранее (7 652 ед.). Рост продаж составил 22 %, при этом самый стремительный взлет продаж отмечен у брендов Hino (+755 ед. или 216 %) и MAN (+226 ед. или 97 %). Лидер продаж Hyundai прибавил обороты на 28 % (+835 ед.).

Самое стремительное падение продаж пришлось на бренд Isuzu (–1 371 автомобиль или –60 %). Наполовину упали продажи Renault Trucks, но это громко сказано: вместо двух машин среднего класса была реализована только одна. На 28 % или на 161 грузовик снизился сбыт «Уралов». Почти в тех же цифрах остались среднетоннажники Mercedes-Benz (–5 ед. или –4 %). Зато появился новый игрок в лице Mitsubishi Fuso. Его продажи стартовали в июле 2010 г., а в 2011-м было продано 1 088 ед. С этим показателем японский бренд на третьем месте вслед за южнокорейским Hyundai (5 239 ед.) и японским Hino (1 105 ед.). Однако следует учесть, что на российский рынок поставляют Hino японской сборки, а его основные конкуренты российского производства.

Из-за падения спроса на технику автозавода «Урал» его продажи остановились на отметке 412 ед., что позволило марке MAN обойти отечественного производителя с результатом в 460 проданных автомашин. Правда, нельзя не заметить и четырехкратное падение продаж немецких грузовиков в IV квартале минувшего года: если по итогам III квартала было реализовано 199 среднетоннажников, то в завершающем отрезке прошлого года – только 40.

У Mercedes-Benz, наоборот, III квартал был самым провальным – продано всего 4 автомобиля, зато в IV квартале реализация подскочила в 20 раз – до 80 автомобилей. Впрочем, ситуация внутри сегмента очень нестабильная, и на протяжении года некоторые конкуренты еще не раз поменяются местами.

 

Тяжелый класс

Самый престижный сегмент отмечен и самым бурным ростом реализации готовой продукции: сбыт вырос на 64 %. Если в 2010 г. перевозчики приобрели 17 973 автомобиля полной массой свыше 16 т, то в 2011-м объем продаж новых машин тяжелого класса составил 29 410 ед.

Лидеры роста в процентном отношении: Scania (217 %), Hino (161 %) и Mercedes-Benz (146 %). Фавориты по количественному увеличению продаж: Scania (+4 648 ед.), MAN (+3 927 ед.), Mercedes-Benz (+1 604 ед.). В абсолютных величинах на первом месте «Урал» (10 266 ед.), на втором – MAN (7 169 ед.), на третьем – Scania (6 792 ед.).

С большим отрывом от тройки лидеров на четвертой строчке обосновался Mercedes-Benz (2 703 ед.). Продажа 1 347 грузовиков (на 714 ед. или на 113 % больше, чем годом ранее) позволила Renault Trucks закрепиться на пятом месте. Относительно других преследователей данные марки стоят особняком.

В нижней части таблицы сгруппировались марки, объемы продаж которых пока не достигли четырехзначных цифр: Isuzu (512 ед.), Ford Trucks (343 ед.), Hyundai (192 ед.) и Hino (86 ед.). Годовое увеличение продаж по ним тоже очень скромное – от 38 ед. (+12 %) у Ford Trucks и 48 ед. (+33 %) у Hyundai до 50 ед. (+11 %) у Isuzu и 53 ед. (+161 ед.) у Hino. Напомним: в обзоре приведены не все игроки рынка, а только члены АЕБ.

 

Автобусы

Динамика поставок новых автобусов была выше, чем по мало- и среднетоннажникам, и в цифровом выражении уступила только подъему в сегменте грузовиков тяжелого класса. В целом ситуацию на рынке пассажирского транспорта, без преувеличения, можно назвать триумфом российского автопрома.

Лидер продаж Павловский автобусный завод смог реализовать 8 723 новых автобусов ПАЗ, что на 1 262 ед. или на 17 % больше значений годичной давности. Второе место по-прежнему за собой сохранил Ликинский автобусный завод: 2 156 проданных автобусов ЛИАЗ, что на 916 ед. или на 74 % лучше данных предыдущего отчетного периода. А вот замыкающий первую тройку Курганский автобусный завод снизил обороты продаж на 123 ед. или на 19 % и смог реализовать только 519 пассажирских машин КАВЗ.

Реальную угрозу позициям КАВЗ представляет собой Hyundai, увеличивший поставки почти втрое – на 379 ед. или на 292 % и сумевший поставить перевозчикам 509 автобусов.

Довольно ритмично вел продажи MAN, сумевший превзойти плановый показатель на два с половиной десятка единиц техники. Он продал клиентам 224 лайнера – на 72 ед. или на 47 % больше, чем в 2010 г. В свою очередь, ему на пятки наступает Голицынский автобусный завод, достигший сбыта в 210 ед. Это на 8 ед. или на 4 % больше чем год назад. С открытием завода MAN в Питере ситуация вряд ли изменится коренным образом, поскольку основной упор предприятие намерено делать на выпуске грузовиков. А вот Scania, ставшая официальным поставщиком Оргкомитета «Сочи-2014», имеет все шансы сделать серьезный рывок.

Хорошие шансы для роста есть также у немецких премиум-марок Mercedes-Benz и Setra. Первое полугодие минувшего года было для брендов Германии провальным – продано всего по одной пассажирской машине, зато во втором полугодии Mercedes-Benz наверстал упущенное и реализовал 18 автобусов. И хотя продажи выросли только на 5 ед., в процентном отношении рост составил 12 %. Количество новых владельцев Setra пополнилось всего двумя бизнесменами, хотя это традиционно скромный сегмент: в 2010-м покупателей было на одного больше.

В целом в 2011 г. представителями АЕБ на рынке РФ продано 12 400 новых автобусов, что на 2 531 ед. или на 26 % больше, чем в 2010-м. Специалисты считают, что по мере приближения  Олимпиады в Сочи продажи автобусов будут неуклонно расти.

Читайте также:

Три стороны одного закона
Три стороны одного закона

Закон об «Обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков» (ОСГОП) принят еще в июне. Утверждены также и

МАЗ-547
МАЗ-547

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 6 марта 1966 года была начата масштабная реорганизация

Плата за скорость и комфорт
Плата за скорость и комфорт

Тема платных скоростных дорог, тех, которые наподобие немецких автобанов, сегодня одна из наиболее обсуждаемых в