Грузовой автотранспорт: потенциал рынка сохраняется

Андрей Заболотский

Российские и зарубежные эксперты считают, что у российского рынка грузовиков, даже в сегодняшней непростой экономической ситуации, есть возможности для развития.

 

Но при этом все как один сетуют на непредсказуемость отечественного законодательства: меняющиеся в относительно короткие сроки требования всем участника рынка оптимизма явно не добавляют. И, конечно, усугубляют проблемы, а их последнее время немало.

 

Вообще, глобальный рынок грузовых авто в своей динамике развития весьма переменчив, но, как заметил директор «Russian Automotive Market Research» Александр Козлов, Россия и здесь является исключением. После, например, резкого падения – на 62% – в 2009 году, следует взлет 2011 года, а потом опять начинается снижение. Так, по имеющимся данным в 2013 году рынок упал почти до 110 тысяч единиц, то есть показатели снизились на 20% по сравнению с годом предыдущим.

 

Тем не менее, российский рынок не остается в стороне от процессов, происходящих на мировом рынке автотранспорта. В настоящее время, когда мировой рынок грузовиков восстанавливается после крупных глобальных и региональных спадов, в России, по мнению Александра Козлова (в отличие от США и Европы, где больше внимания будет уделяться премиум-сегменту), ожидается увеличение продаж грузовиков среднего ценового сегмента.

 

Развитие именно этого направления, по расчетам ведущих маркетинговых компаний и департаментов, будет проходить при активном участии Японии, Кореи и Китая. Предполагается также, что приход на российскую территорию известных азиатских марок будет в дальнейшем способствовать созданию совместных предприятий.

 

О том, насколько перспективен «средний сегмент», можно судить по прогнозам,  в которых говориться, что его доля к 2020 году увеличится до 40%.

 

Проваливаемся, но без пессимизма

Оптимистические прогнозы о том, что ждет мировой рынок грузовиков в одном из наиболее востребованных сегментов – штука неплохая. Однако если коротко охарактеризовать российскую ситуацию настоящего времени, то, пожалуй, просто и четко сформулировал ее тот же Александр Козлов, заметив на ноябрьском форуме коммерческого транспорта:

- Для отечественного рынка грузовиков на фоне последних лет, завершающийся 2014 год можно считать провальным…

Однако повода для суеты и уныния быть не должно – предстоит серьезная, кропотливая работа. При этом необходимо использовать любые возможности, более взвешенно учитывая секторальные колебания экономики.

И, конечно, рынок грузовиков зависит не только от влияния макроэкономических параметров, но и от состояния отраслей в которых они используются.

О том, что оба фактора между собой увязаны говорить не приходится. Приведем небольшую статистическую выкладку, в которой это очень показательно отражено: «…снижение цен на нефть стало одной из причин ослабления курса рубля. В январе - октябре 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года номинальный курс рубля снизился на 19,3% по отношению к доллару США и на 12,9% к евро, а реальный курс рубля на 15,4% и 7,4% соответственно. Отрицательные тенденции за отчетный период наблюдались также в строительстве – сокращение объемов работ составило 3,3%. Грузоперевозки автомобильным транспортом за 10 месяцев сократились на 0,9%, а инвестиции в основной капитал на 2,5%». И отметим, что данная «выжимка» показательна, в первую очередь, обозначившейся негативной тенденцией, которая уже обретает устойчивость. Цифры статистик меняются, чуть ли не ежедневно, но, увы, не в лучшую сторону.

От статистики, – а у нас она как-то не радует, – похоже, все равно, не уйти. По мнению экспертов, изношенность нашей грузовой техники зашкаливает – возраст почти 70% эксплуатируемых грузовиков составляет, в среднем, 15 лет.

И, вряд ли, те же программы утилизации смогут как-то, тем более кардинально, изменить ситуацию. К тому же известно, что в период кризисов, спрос на б/у технику только возрастает.

Что, кстати, отражено в такой выдержке из маркетинговых исследований «Russian Automotive Market Research»: «в январе-октябре 2014 года рынок новых грузовых автомобилей с полной массой более 6 тонн составил 67,54 тысяч единиц, показав сокращение - на 20,80% - относительно января-октября 2013 года. Наиболее крупными рынками по реализации новых грузовых автомобилей, за рассматриваемый период, стали г. Москва, Московская область, Ханты-Мансийский АО и Республика Татарстан. На фоне сокращения реализации новых грузовых автомобилей рынок подержанной грузовой техники в январе-октябре 2014 г. составил 260,4 тысяч единиц, и показал прирост на 5,94%».

Руководитель RAMR отмечая старение парка грузовой техники, подчеркнул, что грузовики с более чем 20-летним стажем пробега составляют сегодня довольно внушительную долю – 58% (2,2 млн. единиц), но процесс их замены явно не быстрый, а одномоментно запретить использовать б/у авто не реально.

Изменение ситуации на отечественном рынке грузовиков в лучшую сторону возможно, и связано оно, в первую очередь, с предстоящей реализацией крупных проектов. Таких как «Чемпионат мира по футболу 2018», «Банк-2», «Сила Сибири». При анализе этих и подобных им по уровню проектов можно установить (и такая работа уже проводится) сколько и какой грузовой технике понадобится для строительства объектов того или иного проекта.

 

Сегментами по регионам

Деление рынка грузовых автомобилей на сегменты, даже при определенной заданности,  так или иначе, подвержено изменениям. Примером может служить условная разбивка рынка грузовиков на три ценовых сегмента.

Достаточно подробно о том, как обстоят дела в этой сфере, поведал на уже упомянутом форуме коммерческого транспорта Александр Козлов. Вот что показали последние исследования, проведенные экспертами его компании: на бюджетный сегмент сегодня приходится 63,5%, на премиум – 25%, на среднеценовой – 11,5%.

Но, как подчеркнул руководитель RAMR, последний сегмент к 2020 году ожидает существенный прирост, в том числе и в России.

Анализ потребления автомобилей по полной массе показывает, что структура прошлого и текущего года практически идентична. Но некоторые нюансы стоит отметить: например, несколько сократился спрос на грузовики 16-18 тонн, но в тоже время вырос на 24-32- и 32-40-тонные.

Сравнение рынка по административным округам показывает, что бессменным лидером остается ЦФО. На его территории преобладает спрос на технику от 6 до 16 тонн и более. А большая доля с полной массой до 16 тонн в этом распределении приходится на Южный и Северокавказский федеральные округа.

Проведенные в течение 9 месяцев исследования показали, что самыми крупными игроками-регионами на рынке грузовиков являются Москва и Московская область, а также Ханты-Мансийская автономная область и республика Татарстан.

Упомянул Александр Козлов и один из крупнейших проектов, к реализации  которого приступила компания «ЛУКОЙЛ» – разработка нового месторождения. В него уже вложены сотни млрд. рублей, создается инфраструктура, строятся объекты, уже проложены десятки километров дорог. И нет сомнения, что для его обслуживания потребуется грузовая автотехника самого различного назначения.

В топе наибольшего прироста среднетоннажных автомобилей по сравнению с прошлым годом отмечены Нижегородская, Свердловская области и Краснодарский край.

В сегменте тяжелой техники в лидерах Москва, Московская область, Башкортостан, Иркутская область.

И здесь, наверное, вполне уместна таблица, в которой показано какую долю на российском рынке занимает каждый из основных производителей крупнотоннажных грузовиков.

 

   Распределение по годам долей российского рынка большегрузных автомобилей

Наименование компаний 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

6 мес. 2014 года

ОАО «КАМАЗ»

28,1

46,8

55

38,4

33,5

44,7

43,4

Иномарки

51,3

24,2

25,1

39,1

48,3

39,7

38,6

ОАО «МАЗ»

9

3,4

9,5

11,1

12,8

9,3

10,4

ОАО «АЗ «УРАЛ»

10,7

16,9

17,8

10,7

4,9

6

7,1

ОАО «КРАЗ»

0,9

0,5

0,8

0,7

0,5

0,3

0,5

 

Высокий – 38,6% – процент «иностранцев», уступают только КАМАЗу – 43,4%, обусловлен тем, что такие ведущие бренды как VOLVO, Renault,  SCANIA, Mercedes-Benz, IVECO (IVECO-AMT), MAN производят сборку грузовиков на территории России.

Отдельно стоит отметить активность китайских производителей на нашем рынке – последнее время ведущие китайские марки постепенно, но уверенно наращивают свою долю в сегменте тяжелых грузовиков. И, конечно, наибольший прирост китайских «тяжеловесов» ожидается в Сибири.

Продолжая тему иностранных марок, следует отметить, но уже в среднетоннажном сегменте, что в этом году отмечен существенный прирост японских марок. Причем из них, уверенно наращивая свою долю на российском рынке, в лидеры вышла Mazda. И сегмент этот не только тоннажный, но и среднеценовой. Прогнозы аналитиков о его неизбежном росте уже находят подтверждение.

Востребованность той или иной грузовой техники на рынке – еще один важный аспект, на который производители и дилеры всегда обращают внимание. В топе спроса сегодня самосвалы, тягачи и бортовые автомобили.

Самый типовой автомобиль с полной массой до 16 тонн – это фургон-рефрежератор и бортовой, они покрывают 75% от всего потребления. Набирают «в своем весе» 70% тягачи и самосвалы.

Но, к сожалению, убытки на нашем рынке грузового автотранспорта в целом сегодня больше, чем прибытки.

О том, как заканчивается год для российского рынка грузовых автомобилей, и опять в «цифрах и процентах», но «емко и наглядно», показано в статистической выкладке аналитической компании «АСМ-холдинг»: «Оптовые продажи грузовиков, включая легкие грузовики, в январе-октябре 2014 года упали на 23,6% в годовом исчислении до 175,4 тысяч единиц  Спад продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных автомобилей сократились на 20,6% до 87,8 тысяч единиц, а их рыночная доля незначительно выросла с 48,2% до 50,1%. Продажи «российских иномарок» уменьшились на 37,7% до 14,9 тысяч единиц при уменьшении их рыночной доли с 10,4% до 8,5%. Совокупная доля продаж грузовиков (отечественных и иномарок, произведенных в России) не изменилась и составила 58,6% рынка. Импорт новых грузовиков уменьшился на 19,2% до 71,0 тысяч единиц, а его доля выросла с 38,3% до 40,5%. Продажи импортированных подержанных машин сократились в 4,1 раза и составили 1,7 тысяч единиц, а их доля на рынке убавилась от 3,1% до 1,0%».

Картина, конечно, не радостная, но с небольшими «проблесками» – что-то все-таки не поменялось, а кое-где даже чуть-чуть приросло.

Пожелание же  в наступающем году российским производителям и продавцам грузовиков может быть только одно: статистике вопреки делать и продавать как можно больше – в разных сегментах – качественной техники. Главное, как сказал наш премьер, не суетиться… и клиент, то есть, покупатель, обязательно потянется и числом прирастать будет.

Читайте также:

Такелажные работы
Такелажные работы

Такелажные работы – работы производимые, обычно с крупногабаритным грузом, для его транспортировки, погрузки или разгрузки.

«Туристы» всех стран. Новинки автобусостроения на выставке IAA-2010
«Туристы» всех стран. Новинки автобусостроения на выставке IAA-2010

Нынешняя осень выдалась необычайно урожайной на новинки пассажирского транспорта. Только на выставке коммерческих

Японское трио для российских транспортников
Японское трио для российских транспортников

Нынешней весной совместное предприятие по  выпуску и продаже коммерческих автомобилей «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» представило в