Кого больнее ударит утилизационный сбор?

Вчера премьер-министр Украины Н. Азаров заявил украинским телеканалам, что надеется на то, что Украина и Россия в ближайшие полгода смогут договориться о взаимном неприменении утилизационного сбора на автомобили.

 

1 сентября вступило в силу подписанное премьер-министром России Дмитрием Медведевым постановление «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств». По мнению экспертов, это сделано прежде всего для того, чтобы минизимировать потери российского автопрома от резкого снижения таможен пошлин на импорт  автотранспортных, которые вызваны вступлением России во ВТО.

 

Единственный, кто приветствовал введение в России утилизационного сбора - своего рода дополнительной пошлины на ввозимые иномарки и на легковые, и на грузовые автомобили - российский автопром (да и то: это - первая реакция, никак не оценивающая возможные ответные меры автопроизводителей из других стран). Российские перевозчики не встретили бурным восторгом очередной лоббистский шаг, отчаянно защищающий отечественный автопром. Да и население страны пока еще не успело прочувствовать своим кошельком очередного витка инфляции (ведь в конечном итоге именно покупатель кочана капусты или буханки хлеба в магазине должен оплатить рост транспортной составляющей, которая в очередной раз инвестирует «грядущее счастье» российского автопрома).    

 

Вслед за российскими автоперевозчиками «под раздачу» попала украинская экономика.

 

Поначалу украинские власти полагали, что сбор не будет взиматься с продукции украинского автопрома, поскольку еще 18 октября прошлого года в Санкт-Петербурге премьер-министры России, Украины, Беларуси, Казахстана, Армении, Таджикистана, Молдовы и Киргизии подписали договор о создании зоны свободной торговли. Именно поэтому 30 августа, почти накануне вступления в силу постановления «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» в интервью одному из украинских телеканалов премьер-министр Николай Азаров заявил о своем убеждении о том, что Украины не коснется введение Россией утилизационного сбора.

 

Однако же – коснулась: уже на следующий день, пресс-служба Правительства Российской Федерации сообщила, что исключения для транспортных средств, произведенных в Украине не предусмотрены порядком взимания утилизационного сбора.

 

Экс-министр экономики Украины Богдан Данилишин на свой странице в Facebook так прокомментировал ситуацию с утилизационным сбором: то обстоятельство, что для стран-членов Таможенного Союза – Беларуси и Казахстана - утилизационный сбор не предусмотрен, а для Украины предусмотрен, можно расценивать также как очередной намек на необходимость вступления Украины в ТС.

 

Тем временем ситуация в украинском автомобилестроении продолжает ухудшаться: многие здешние автозаводы уже оказались на грани остановки. По мнению представителей крупнейших автозаводов, если в ближайшее время ситуация не изменится, производство придется остановить, а рабочих отправить в вынужденные отпуска с последующим сокращением. По их мнению, исправить положение сможет прежде всего утилизационный сбор со всех импортируемых  автомобилей независимо от страны происхождения и создание целостной и комплексной системы утилизации транспортных средств и т. д. Дело в том, что с 2010 года темп роста импорта автотранспортных средств в Украине опережает темп роста автопроизводства в 1,5 раза.

 

Стоит ли удивляться тому, что не прошло и двух недель, как Кабмин Украины ответил России совершенно симметрично, введя утилизационный сбор с колесных транспортных средств, произведенных в Российской Федерации?

 

В частности утилизационный сбор в Украине для автомобилей из России с объемом двигателя свыше 3,5 тыс. куб. см составляет 3,8 тыс. долл. США, для автомобилей старше трех лет ставка увеличивается в 6,2-6,4 раза, а для автомобилей с объемом двигателя 3-3,5 тыс. куб. см - в 8,2 раза. Фактически это запретительный сбор.

 

Кстати, в том, что принято избирательное решение – не для всего импорта, на чем настаивают украинские автопроизводители, а исключительно на импорт из России, - содержится недвусмысленный намек в сторону Москвы: нам уже плохо, теперь давайте проверим, кому из нас будет хуже (ведь транспортные средства в значительных количествах ввозятся не только из Украины в Россию, но и из России в Украину).

 

Впрочем, во вчерашнем интервью украинским телеканалам Н.Азаров оценил ситуацию более сдержанно, с пониманием, и в то же время вполне оптимистично. Он отметил, что ничего некорректного и незаконного во введении Россией утилизационного сбора нет, он не противоречит Договору о зоне свободной торговли в Содружестве независимых государств, поскольку введен он был до вступления в силу данного договора:

 

- С 20 сентября начался отсчет шестимесячного периода с момента вступления в силу Соглашения о зоне свободной торговли в СНГ и, во время которого мы должны договориться об отмене всех ограничений во взаимной торговле, - сказал украинский премьер Николай Азаров.

 

Между тем, введение утилизационного сбора начало приводить к новым негативным последствиям в самой России. По оценкам экспертом рынка автомобильных перевозок, началась миграция автотранспортных компаний из России в Казахстан и Беларусь. В Казахстан российские перевозчики начали «переселяться» уже давно, поскольку налоговая политика в этой стране – члене ТС гораздо более привлекательна для своих операторов транспортного рынка (и не только для них!). После введения в России утилизационного сбора началось и «переселение» российских международных автоперевозчиков в Беларусь. Многие из них – т. н. «бывшие белорусы». В 1998—2009 годах они зарегистрировали дочерние или самостоятельные компании в Калининградской, Смоленской, Брянской областях и Москве. Фактически белорусские транспортники бежали в Россию от неблагоприятного для бизнеса климата. Поскольку рыба ищет, где глубже, а бизнес – где лучше, сейчас начался обратный процесс, подстегиваемый с двух сторон одновременно.

 

С одной стороны, Россия практически сняла ограничения для работы на российском рынке автотранспортных услуг для польских и литовских перевозчиков, которые теперь могут по двусторонним разрешениям ввозить в Россию товары с многочисленных расположенных в Литве и Польше логистических терминалов; при этом обложила собственных перевозчиков неподъемным утилизационным сбором (ставка нового сбора на импортные грузовые автомобили в некоторых случаях превышает 1,5 млн. российских руб. Обновление, а тем более расширение парка подвижного состава стало для российских международных перевозчиков непозволительной роскошью, а оказываемые ими транспортные услуги стали неконкурентособны по сравнению с польскими и литовскими).

 

С другой стороны, в Беларуси, которая сегодня остро нуждается в валюте, пересмотрели налоговую политику. По оценкам многих российских международных автоперевозчиков, в последние годы белорусские условия для бизнеса стали куда более лояльными.

 

Кроме того, российские компании, перебирающиеся в Беларусь, рассматриваются как иностранные инвесторы, и получат многочисленные льготы (не говоря о том, что от пресловутого утилизационного сбора они будут избавлены полностью). Масло с чем сравнимы и условия хозяйствования в малых городах республики. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» от 6 мая 2012 г., если фирма регистрируется и действует в малом или среднем городе, то она на семь лет освобождается ото множества налогов, а главное - от обязательной продажи валютной выручки.

 

Кроме того,  с 2009 года по все Беларуси ведется массовое строительство транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Они строятся в точках пересечения железнодорожных путей и автодорог, рядом с крупными городами, что способствует развитию рынка транспортных услуг». ТЛЦ строятся за счет белорусского госбюджета, включают СВХ, таможенные склады и склады общего пользования с регулируемым температурным режимом, автоматизированные системы управления. Программой развития логистической системы в Беларуси на период до 2015 года определено около 50 площадок для строительства логистических центров. Сейчас заканчивается или уже закончено строительство 41 такого центра. На ТЛЦ постоянно есть представители служб карантинного фитосанитарного контроля и госстандарта, работают расчетно-кассовые центры. Все это, все взятое, позволяет международным грузоперевозчикам уменьшить затраты на перевозку грузов и экономить время, получать качественное обслуживание товаропотоков, сократить коммерческие риски.

 

В такой ситуации российские международные автоперевозчики могут оказаться совершенно неконкурентоспособны на собственным рынке.

 

И это будет очередная Пиррова победа российского автопрома над российскими же автопровозчиками. Но на сей раз, судя по всему – уже окончательная победа. По данным агентства BusinessStat, по итогам 2011 года стоимостный объем российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок вырос на 17,4 %, до 490,6 млрд руб. Увы, эти деньги будут инвестированы в деятельность не российских компаний, а налоги с них будут платиться совсем не в российский бюджет…

Читайте также:

Минивэн Mercedes V-Class с душой лимузина

Итак, встречайте! Красавец Mercedes-Benz V-Class 2014 года, приходит на смену минивэну Viano. Но это не

Аренда автокранов грузоподъемностью 25-50 тонн
Аренда автокранов грузоподъемностью 25-50 тонн

Автокраны грузоподъемностью 25-50 тонн являются самыми востребованными. Аренда автокранов этой группы за последние годы увеличилась

Страховой набор для автоперевозчика
Страховой набор для автоперевозчика

Страхование грузового автотранспорта, грузов и ответственности грузоперевозчика – отдельная и очень важная сторона