На первом месте – сервис

Лизингу грузового коммерческого транспорта сегодня уделяется повышенное внимание. И уже ни у кого из транспортного сообщества не возникает сомнений в том, что этот финансовый инструмент не просто удобен, но и весьма эффективен. О проблемах и успехах в развитии и продвижении транспортного лизинга на российском рынке беседуем с директором по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимиром Добровольским.

 

                                                                                                                                                                           - Владимир, вопрос, наверное, традиционный: в конце уходящего (и в начале нового) года принято подводить итоги, сравнивать показатели и… выстраивать перспективы. В связи с этим, какие, на Ваш взгляд, недочеты, достижения были у российских лизинговых компаний в сфере коммерческого, грузового автотранспорта в 2012 году, и каковы ожидания в этом сегменте рынка?


- Грузовой транспорт занимает важное место в портфеле лизингодателей, его доля в новом бизнесе, согласно рейтингу «Эксперт РА» по итогам 9 месяцев 2012 года, составила около 10%, что на 2% больше, чем в 2011 году. Объем сегмента за этот период вырос почти на 30%, лучшую динамику в транспортной отрасли показали только легковые автомобили. Нужно отметить, что увеличение продаж грузового транспорта было более скромным, чем рост лизинга. Так в январе-ноябре 12 года в России было реализовано 335 тысяч единиц техники. Рынок показал рост на 13% по сравнению с первыми 11 месяцами 2011 года. Почему же лизинг стал более востребован? Факторов, подтолкнувших ускоренное развитие рынка лизинга грузовых автомобилей, много. Во-первых, у потребителей грузовой техники недостаточно средств, чтобы проводить пополнение или обновление основных фондов посредством покупки автомобилей. Во-вторых, несмотря на то, что лизинг для России уже далеко не новое явление, финансовая культура предпринимателей с каждым годом растет. Приходит понимание того, что использование заемных средств зачастую позволяет развиваться бизнесу гораздо динамичнее, чем при расчете только на собственные средства. Что касается 2013 года, я не ожидаю быстрого роста лизингового рынка, скорее всего, этот показатель будет примерно на уровне прошлого года. Однако сегмент грузового автотранспорта наверняка снова опередит рынок в целом.

 

- Ваша компания активно налаживает партнерские связи в регионах, открывает свои отделения. Вы, кстати, упоминали, что лизинг, как финансовый инструмент, пользуется успехом у региональных властей и владельцев автобусных парков… Но процесс, похоже, идет не так быстро как хотелось бы и лизингодателям и перевозчикам. Что следует конкретно предпринять, чтобы его убыстрить, и все ли учитывается или есть какое-то недопонимание в ходе общения (продвижения продукта) с представителями транспортных компаний?


- В настоящее время у ГТЛК 21 региональное подразделение по всей стране. Мы действительно сотрудничаем с регионами для того, чтобы предлагать и реализовывать оптимальные варианты развития и обновления технических парков, транспортной инфраструктуры. Не могу не согласиться в том, что процесс модернизации, в том числе автобусных парков идет не так быстро, как хотелось транспортникам. Не называя город, приведу один пример. Транспортный парк состоит почти из 80 трамваев, средний возраст которых превышает 25 лет при нормативном сроке службы 16 лет, 100 троллейбусов возрастом около 20 лет (нормативный срок службы 6 лет) и 100 автобусов, четверть которых полностью самортизирована, часть в ремонте, так что на линию выходят не более 50 единиц. Новой современной техники нет или почти нет. И это вовсе не единичный случай. Денег на обновление технических парков выделяется очень мало, а покупка двух автобусов или трех троллейбусов ситуацию никак не изменит. Многие уже понимают, что, по сути, единственный выход – лизинг, который позволяет закупить сразу большой объем техники, но для ряда областей этот финансовый инструмент по-прежнему – новый продукт. Если речь идет о компаниях с государственным участием, то, увы, большинство лизинговых компаний не совсем понимает процесс работы с бюджетным финансированием. Необходимо прорабатывать вопрос предоставлений гарантий на длительный срок, принимать участие в разработке программ развития по тому или иному направлению деятельности предприятия и т.д. Мы работаем по 94 и 223 ФЗ, активно участвуем в аукционах, чего не делает практически больше никто. Конечно, ситуация в сегменте пассажирского транспорта в регионах пока далека от удовлетворительной, но это вовсе не означает, что правительство ничего не предпринимает для ее изменения. Например, очень удачной инициативой можно назвать успешно работающее субсидирование закупок автобусов на газомоторном топливе. Программы государственного лизинга также можно назвать важной инициативой правительства. Минимальная ставка удорожания по ним равняется 5,14%, подобных условий, кроме ГТЛК, никто предложить не может. Министерство транспорта, наша компания активно работают над тем, чтобы разъяснить особенности финансовой аренды, уверен, что в будущем роль лизинга в модернизации транспортных парков будет только расти.

 

- Теми же пассажирскими (автобусы, микроавтобусы) перевозками занимаются предприятия малого и среднего бизнеса. ГТЛК является лидером в сотрудничестве с ними – какие решения и программы необходимо принимать и развивать, чтобы преломить неблагоприятную ситуацию, сложившуюся (особенно в регионах) в этой сфере?


- Действительно, пассажирские предприятия в большинстве своем можно отнести к среднему бизнесу, и у ГТЛК накопился большой опыт работы с такими клиентами. Одна из их отличительных особенностей в том, что они не представляют интерес для большинства лизингодателей. Если говорить о возможных шагах, то например, у транспортных компаний очень велик спрос на микроавтобусы. Не секрет, что многие частные перевозчики, использующие такую технику, работают «в серую». Но тенденция к переходу на микроавтобусы не выгодна ни только с экономической точки зрения, но и, что еще важнее, не ведет к безопасности и комфорту пассажиров. Для того, чтобы клиенты делали выбор в пользу больших автобусов, нужно субсидировать лизинговые ставки или авансовый платеж из региональных бюджетов.

 

- Вы как-то заметили, что «перекоса» продаж в сторону иностранной техники – снижение таможенных ставок на самосвалы, грузовики – с участием России в ВТО избежать будет сложно, изменится и структура рынка лизинга. Прокомментируйте, пожалуйста, подробнее этот тезис – все плюсы и минусы предстоящих изменений…


- Действительно, до введения утилизационного сбора, будущее отечественной техники после вступления России в ВТО внушало опасения. Ввозная пошлина на новые грузовики массой 5-20 тонн снизилась с 25% до 15%. Для автомобилей свыше 20 тонн пошлина составила 10%. Это могло повлечь за собой заметное снижение стоимости импортной техники. Однако во Всемирную торговую организацию мы вступили в конце августа, а уже в сентябре начал взиматься утилизационный сбор. Таможенная статистика показывает, что после 15% роста импорта грузовиков в августе по отношению к июлю 2012 года, в сентябре он сократился в пять раз. Частично, конечно, это можно объяснить опережающими закупками техники в августе, так как в октябре продажи автомобилей иностранного производства снова выросли, но не очень значительно. В настоящее время структура российского рынка грузовых автомобилей выглядит следующим образом: 40% новые иномарки, 5% подержанные иномарки, 47% отечественные автомобили и 8% иномарки отечественной сборки. Я бы не сказал, что эти цифры разительно отличаются от того, что мы видели в 2011 году. Пожалуй, я бы только отметил увеличение на процент доли иномарок, собранных на территории России. Полагаю, что этот тренд будет продолжаться. Что же касается отечественных производителей грузовой техники, мы видим, что они готовы к совершенствованиям и активно двигаются в этом направлении. К тому же, нельзя забывать, что многие привыкли работать именно с такой техникой и вряд ли будут что-то менять. Сильной стороной наших производителей также является развитое сервисное обслуживание.

 

- Сегодня лизинг грузовой техники становится очень перспективным направлением, Вы уже отмечали это, но перспективным, в основном, для крупных компаний как ваша – и производители предпочитают (причины понятны) – работать именно с такими. Что, по-вашему, стоит предпринять тем компаниям, которые не входят в топ, но настроены на развитие бизнеса. С финансированием бизнеса есть определенные проблемы – банки повышают ставки по кредитам. Где выход, ведь рынок жив конкуренцией?


- Действительно, ГТЛК – лидер по работе с малым и средним бизнесом. Однако такие клиенты приходят, в первую очередь, из сферы дорожного хозяйства и пассажирских перевозок, которые нуждаются в государственной поддержке. Сегмент грузового автотранспорта несколько иной. В нем компании, закупающие большие объемы техники, в первую очередь обращаются к крупнейшим лизингодателям. Но если, допустим, небольшой логистической компании нужно приобрести 1-3 грузовика, ей будет проще прийти к мелкому игроку. Это отдельный рынок. Небольшая лизинговая компания обычно более гибкая, быстрее оформляет сделки и т.д. Банковские ставки действительно имеют тенденцию к росту, соответственно будет корректироваться и стоимость иных финансовых инструментов. Я не думаю, что это серьезно скажется на конкуренции, ведь условия изменятся для всех игроков.

 

- Лизинговые услуги к разряду «дешевых» явно не относятся. Но экономия на налогах, страховых платежах и т.д., безусловно, выгодно выделяет этот вид бизнеса среди других финансовых инструментов. Привлекают потребителя и минимальные временные затраты на решение интересующего его вопроса. Какие технологии, может быть, в перспективе, следует, на Ваш взгляд, внедрить, чтобы сделать лизинг, в частности, в сфере коммерческого транспорта, еще более привлекательным?


- Про лизинг не стоит говорить, что это «дорогая» или «дешевая» услуга. Это финансовый продукт, эффективность которого зависит от многих факторов, но доказана ростом лизингового рынка во всем мире. Иногда приходится слышать утверждение: зачем нужен лизинг, ведь выгоднее взять кредит в банке. Такое мнение обычно основывается на незнании того, что представляет собой лизинг как продукт. Это не только деньги, это набор дополнительных услуг. Да, налоговые льготы отошли на второй план, но остается страховка по сниженным ставкам, высокая скорость поставки техники, увеличенный срок гарантийного обслуживания и т.д. Лизинговая компания проводит оптовые закупки техники и получает скидки от поставщиков, что, естественно, положительно сказывается на стоимости автомобилей для конечного потребителя. В итоге, комплекс услуг обычно более выгоден, чем просто кредит. Сервис в нашем бизнесе сейчас выходит на первое место, поэтому я считаю всем лизингодателям нужно обратить особое внимание на перечень своих услуг.

 

- Сравнивать российский и западноевропейский лизинговые рынки не совсем корректно (о чем Вы говорили в предыдущем интервью), и все же, какой продукт, направление Вы посчитали бы нужным перенять у них и развивать, опять, в том же автотранспортном сегменте, у нас?


- Я считаю, что наш рынок уже приходит к пониманию необходимости оперативного лизинга и краткосрочной аренды. Скорее всего, в течение ближайших трех лет эти направления начнут развиваться. Почему российскому бизнесу это необходимо? Допустим, мы берем грузовик стоимость 3 млн. рублей в лизинг на три года. Его общая стоимость для потребителя при этом составит почти 4 млн. рублей. Если клиенту нужен этот автомобиль на год, он может его взять в оперативный лизинг на этот период за, предположим, 2 млн. рублей. С одной стороны, выходит дороже, но с другой – вы не взяли на себя обязательств на большую сумму, при этом получив технику на необходимое вам время. Вообще, хочу отметить, что предприниматели в России начали понимать, в чем их основной бизнес, и что владение техникой далеко не всегда является приоритетной задачей. Увы, пока развитие оперативного лизинга тормозит неразвитый вторичный рынок.

 

Беседовал Андрей Заболотский

Читайте также:

Мифы и реальность  топливных карт
Мифы и реальность топливных карт

На рынке топливных карт в погоне за снижением издержек предприятия нередко поддаются заманчивым

Тюнинг грузовиков
Тюнинг грузовиков

Автомобильным тюнингом называется комплекс мероприятий, направленных на улучшение технических характеристик транспортного средства и придание ему

Авточехлы в дизайне салона автомобиля
Авточехлы в дизайне салона автомобиля

Рассматривая современное предложение на рынке авточехлов, необходимо отметить огромный ассортимент различных марок и моделей. Они