Топливная карта АСМАП

Вадим ПОПОВ


Когда Ассоциация международных автоперевозчиков АСМАП создавала свою карту, ее руководители и не представляли, насколько уникальным получится продукт. Уже сейчас можно утверждать, что по полноте охвата территории России и соседних стран, по уровню цен, удобству оплаты и срокам отсроченного платежа равных этой карте на топливном рынке нет.


 

Инициатива Ассоциации


Тот факт, что новая топливная карта носит имя крупнейшего объединения перевозчиков нашей страны, представляется закономерным. В России АСМАП обладает особым статусом, более значимым для транспортников и государства, нежели аналогичные ассоциации в ряде европейских стран.

 

В структуре расходов любого автотранспортного предприятия на первом месте стоит закупка топлива. И было бы странно, если бы АСМАП не озаботилась этой проблемой. Идея создания собственной топливной карты АСМАП принадлежит ее президенту Евгению Москвичеву. Во-первых, он договорился с владельцем компании «Инфорком» Михаилом Никиным об использовании самых совершенных технологий процессинга топливных карт, которые используются на протяжении 22 лет. Во-вторых, инициировал получение наилучших условий на заправку топлива по этим картам от топливных компаний и владельцев независимых АЗС.

 

 

АЗС на каждой трассе


Попытки оптимизировать вопрос снабжения топливом АСМАП предпринимал десятилетиями. Не на словах, а на деле Ассоциация решала эту проблему в соответствии с имевшимися возможностями. В 80-е годы в стране не существовало ни топливных карточек, ни платежных систем, а безналичная заправка топливом осуществлялась «дедовским способом» по ведомостям на ближайшей заправке. В такой обстановке влиять на процесс было невозможно.

 

Положение начало меняться, когда появились первые крупные компании, пытавшиеся создать системы заправки автотранспорта по всей России и зарубежью. Первой такой организацией в 1991 г. стал «Инфорком», который был ориентирован, прежде всего, на международных автоперевозчиков. В тот период наиболее крупными компаниями и чуть ли не монополистами в этой сфере были подразделения «Совтрансавто»: «Совавто-Москва» и компании с аналогичным названием в Петербурге, Кишиневе, Минводах, Ростове, Смоленске и т. д. Они и стали первыми крупными клиентами «Инфоркома».

 

«Инфорком» заправлял по всей России, а также в Украине, Белоруссии, Прибалтике, Казахстане, Польше и Словении, охватывая основные направления доставки грузов международными автоперевозчиками. Следом за ним, начиная с 1995 г., стали появляться последователи: «Арис» и в конце 90-х «Лукойл» создали свои карточки. В дальнейшем все брендовые топливные компании в нулевые годы внедрили безналичные топливные карты, рассчитанные на коммерческий транспорт.

 

Когда на рынке возникла ситуация, при которой «есть с кем разговаривать», АСМАП тоже пошла по этому пути. Была достигнута договоренность с несколькими ведущими операторами, работавшими с пластиковыми картами. Прежде всего, это был «Инфорком». АСМАП предоставлял карточки на выгодных условиях своим членам, фактически выступая в роли посредника. Такая ситуация продолжалась несколько лет, но она не давала особых преимуществ перевозчику, потому что никаких особых условий не предусматривалось. Член АСМАП мог самостоятельно на аналогичных условиях оформить карточку напрямую в топливной компании. Удобство заключалось в том, что перевозчик мог получить по одному договору сразу несколько карточек в одном месте, а именно в хозяйственном подразделении «АСМАП-Сервис». И дальше водитель сам выбирал, на какой АЗС заправляться.

 

 

Плюсы и минусы традиционного подхода

Следующим шагом со стороны АСМАП стала попытка добиться специальных условий. Ассоциация получила их от компании «Лукойл», точнее от его процессингового подразделения «Ликард».

 

Плюс состоял в том, что при определенном стечении параметров можно было получить достаточно хорошую скидку. Но дальше начинались минусы, которые нивелировали указанный «плюс». Например, максимальную скидку можно было получить на предоплате, вычтя из нее взимаемый  Ликардом процессинговый сбор. При этом цены Лукойла за наличный расчет (от которых исчислялись скидки) были традиционно выше, чем на большинстве АЗС. В итоге цены Ликарда по АСМАПовской программе на условиях отсроченного платежа были равны стандартным условиям  Инфоркома. А учитывая, что ни «Ликард», ни «Лукойл», отпуская топливо по программе АСМАП, практически ничего не зарабатывали, всегда шла борьба за пересмотр и ужесточение этих условий. Из этого следует еще один минус: условия не были постоянными! А для перевозчика, планирующего бизнес на долгую перспективу, важно понимать, что он привезет – прибыль или убытки.

 

На этом пути АСМАП договаривается не с топливной компанией – он до нее не доходит. Например, если говорить конкретно про «Лукойл», то вопросы решаются на уровне процессингового подразделения, дорогостоящего с точки зрения содержания сотен сотрудников. «АСМАП-Сервис» также требует средств на персонал. Поэтому скидки от розничной цены должны быть поделены на три части: на «Ликард», на «АСМАП-Сервис», и только то, что осталось, дойдет до перевозчика.

 

Таковы исходные параметры, которые были очевидны руководству АСМАП. Требовалось найти другой путь.

 

 

В поисках лучшего

Прежде всего, было необходимо получить наиболее выгодные цены. Во-вторых, получить отсроченный платеж за топливо. Брендовые компании очень неохотно идут на это, но перевозки не могут существовать в ином режиме. С точки зрения здравого смысла очевидно, что деньги на карточке не должны закончиться в пятницу вечером. На практике же такое происходит сплошь и рядом: машина со скоропортом, или в 40-градусный мороз в Сибири может встать в пятницу вечером просто потому, что вдруг выяснилось: деньги на карточке или на счете компании закончились. Ждать разрешения ситуации придется минимум до среды – в понедельник сумма будет проплачена, и когда в среду эти деньги увидят, то только тогда карточку разблокируют. Поэтому данный бизнес должен существовать в режиме отсроченного платежа.

 

В-третьих, требовалось получить наиболее совершенный процессинговый механизм с точки зрения современных технологий (компьютерных и систем связи), которые позволяли бы максимально использовать возможности личного кабинета, мгновенных блокировок, онлайна. Все перечисленное снижает возможности хищения топлива, поскольку оперативный контроль позволяет отслеживать расход топлива в реальном времени и создавать разные тарифные планы. Кроме того, перевозчикам требуется по-разному построенная система идентификации или распознавания «свой-чужой»: с привязкой к номеру машины или к водителю, обезличенные или «кошельковые» карточки, и т.д.

 

Четвертая задача, которая стояла перед АСМАП, это устранение посреднических организаций, съедавших львиную долю выигрыша в цене.

 

 

Преодолевая препятствия

Когда задачи были сформулированы, появилось сознание того, что надо сделать собственную топливную карточку и получать под нее коммерческие условия не от процессинговых подразделений, а от топливных компаний.

 

В том же «Лукойле» за реализацию отвечают сбытовые подразделения вроде «Лукойл Северо-Запад». Ему подчиняются сети АЗС в регионе, переживающие за объемы прокачки топлива. Они за то, чтобы карточки компаний, не составляющих им конкуренцию, здесь принимались. «Ликард» против этого, поскольку карты АСМАП и карты «Ликард» конкуренты. А для сбытового подразделения «Лукойл» карта АСМАП – это лакомый кусок, а не конкурент. Сбытовому подразделению без разницы, кто осуществит ему прокачку, то есть реализацию топлива – «Ликард», АСМАП, «Инфорком», «Арис» или кто-то еще. В принципе, таким образом устроен весь европейский и мировой рынок, кроме России.

 

Крупные компании не попали в условия жесткой конкуренции, когда надо считать каждую копейку. Они пока могут, не задумываясь о нюансах продаж, гнать нефть по трубе на Запад. Только в нашей стране большинство брендовых компаний не настроено принимать карточки других фирм, или идут на это после долгих уговоров. Так возникает анекдотичная ситуация – «уговорите меня, чтобы я вам продал свою продукцию». Это при том что продавец не знает, куда девать топливо! Топливные компании бьются за повышение реализации, выдавая премии, проводя акции по распродажам, расходуя миллионы долларов на рекламу, и при этом… отказываясь от покупателей.

 

Учитывая все перечисленное, АСМАП приняла грамотное решение своевременно, поскольку оно не могло быть реализовано раньше. В настоящий момент АСМАП учредила свою топливную карту и договаривается напрямую с топливными компаниями о том, чтобы она принималась на заправках, минуя посреднические организации.

 

 

Выбор технологии

Реализация проекта должна была быть осуществлена посредством самых современных технологий. Для этого АСМАП выбрал платформу «Инфоркома».

 

Альтернативой могла быть платформа «НКТ», на которой работает большинство операторов. «НКТ» принадлежит и управляется американской FleetCor и на протяжении многих лет поставляет терминалы под платежные системы, в том числе под топливные карты. В большинстве как брендовых, так и частных компаний, стоят такие системы. В этом есть положительные и отрицательные стороны.

 

Положительная сторона: системы унифицированы, и топливные компании могут договариваться о том, чтобы их карточку принимали в чужой сети. Но дальше начинаются отрицательные моменты. Главный минус в том, что «НКТ» проводит агрессивную и жесткую политику в отношении тех компаний, которым она поставила свои технологии. Договориться о взаимном приеме карточек операторы могут только через «НКТ». В случае положительного решения топливные компании будут платить «НКТ» за то, что она делает им взаимный прием их карт. В принципе, это дорогое удовольствие: дорог сам терминал (его цена около 1000 евро), который периодически нужно менять, дорого программное обеспечение, дорог ежегодный взнос.

 

У крупных компаний это вызывает неприятие и поиски альтернативного решения. По этому пути пошли две крупные структуры. «Ликард» с самого начала экспериментировал с собственным программным обеспечением и технологиями. По этому пути всегда последовательно шел «Инфорком». Он создал большую команду программистов, разработал свои технологии, и за 22 года довел технологию до совершенства. Сегодня она в наибольшей степени отвечает интересам автоперевозчиков своей гибкостью, оперативностью, наглядностью и информативностью.

 

 

Карта для автоперевозчика

АСМАП приняла решение в качестве технологической платформы выбрать «Инфорком», что позволяет ей очень серьезно экономить деньги и получить в свое распоряжение самый совершенный программный и процессинговый продукт. Непосредственную реализацию технологии АСМАП уполномочила компании «Транс-Арбитр», которая входит в группу «Инфорком». Руководит ею Артем Ким.

 

Что же в конечном итоге представляет собой топливная карта АСМАП с точки зрения потребителя?

 

Это около 1000 АЗС, где можно заправиться по этой карте. Они равномерно покрывают все маршруты, по которым двигаются международные автоперевозчики, включая Западную и Восточную Сибирь, Северный Кавказ, Забайкалье. В направлении Владивостока пока существуют единичные заправки, принимающие карточку АСМАП, но в ближайшее время будет равномерно покрыт и Дальний Восток. Помимо России это Беларусь, Польша, Казахстан, Прибалтика, Словения, Украина. География и плотность покрытия будут все время изменяться в лучшую сторону, поскольку работа по привлечению новых сетей заправок на выгодных условиях ведется непрерывно.

 

Идея, реализованная в карточке АСМАП, в отношении цены отличается от многих брендовых компаний, где чаще всего в лучшем случае говорят только о скидке. А дальше начинаются сложные подсчеты: найти цену за наличный расчет, вычесть скидку, прибавить процессинговый сбор. А в карточке АСМАП цену топлива можно сразу посмотреть в реальном времени на сайте «Транс-Арбитр». И чтобы понять, насколько она выгодна, достаточно сравнить ее с напечатанной в чеке ценой за наличный расчет. Это делает механизм прозрачным и понятным.

 

Наглядность позволяет перевозчику управлять затратами. Уже отправляя машину в рейс, можно посмотреть фактически реальные цены и посчитать экономику. Можно давать водителю указания заправляться в конкретном месте, или где-то заправлять полный бак, а в остальных точках маршрута – по мере необходимости. Современные карточные технологии позволяют управлять этим процессом и в электронном виде.

 

Третий важнейший параметр – отсроченный платеж. В карточке АСМАП он реализован двумя путями на выбор предприятия. Наиболее востребованный и удобный путь – заправка с отсроченным платежом на оговоренную сумму. Обычно это объем заправки предприятия за две недели. В этом объеме у предприятия есть кредит по карточке АСМАП. Удобство в том, что персоналу АТП, бухгалтерии не надо аккумулировать деньги под предстоящие платежки за топливо и следить за точным совпадением цифр. Система отсроченного платежа позволяет следить за платежным сальдо за топливо в реальном времени через личный кабинет и платить любыми суммами, не дожидаясь счетов – для этого достаточно наличие договора. Главное – не переходить через установленный кредитный лимит. Обмен бумагами происходит раз в месяц, что упрощает документооборот.

 

Возможен и другой путь: регулярно выставлять счета и по ним предоставлять отсроченный платеж. Но им пользуется меньшая часть, и он уходит в прошлое. Счет выставляют каждую неделю и на него дают семь календарных дней для оплаты. Фактически получаются те же две недели, но с постоянным документооборотом и точным совпадением пришедших сумм. Это менее удобно.

 

Сильный аргумент в пользу отсроченного платежа в том, что остановка без предупреждения исключена. Блокировка компании и ее карточек без предварительного уведомления не осуществляется. Разумеется, при соблюдении главного условия: сотрудники предприятия должны следить за личным кабинетом, через который идут оповещения и предупреждения.

 

Еще один важный момент. Обычно перевозчик выстраивает последовательность вопросов в отношении выбора топливной карты так: цена, отсроченный платеж, сеть покрытия АЗС. Но есть четвертый вопрос, который при выборе процессингового оператора автотранспортные предприятия считают несущественным: выбор топливной компании, от которой зависит бесперебойность работы перевозчика. На практике компании меняют чаще всего именно по этой причине: из-за неудовлетворительного решения возникающих коллизий и отсутствия круглосуточной поддержки.

 

Скрытые минусы затмевают любые плюсы и в цене, и в отсрочках. Это уже упомянутая блокировка без предупреждения, с которой сталкивалось большинство перевозчиков. Дальше возникает вопрос: к кому аппелировать, есть ли телефоны сотрудников, которые вникнут в проблему и попытаются что-то сделать? Речь не о круглосуточных дежурных службах, а о людях, наделенных полномочиями принимать решения. Помимо «Инфоркома» трудно назвать компании, которые способны решить такой вопрос.

 

Всю техническую работу по топливной карте АСМАП осуществляет «Транс-Арбитр», персонал которой работает в этой сфере не один десяток лет, обладает квалификацией и стилем общения на самом высоком уровне, и, безусловно, обучен решать подобные проблемы.

 

 

Большой старт

Ситуация на рынке топливных услуг сегодня стремительно меняется. АСМАП своей более чем 35-летней работой заслужила огромный авторитет в бизнес-сообществе. Есть все основания полагать, что мы наблюдаем старт нового очень большого проекта.

 

Топливная карта АСМАП создана, получены первые, уже очень выгодные условия. В дальнейшем карту АСМАП наверняка будут принимать на большинстве брендовых компаний по выгодным условиям со всеми преимуществами, о которых мы рассказали выше. Можно ожидать, что по коммерческим условиям топливной карты АСМАП в России нет конкурентов ни по охвату, ни по широте покрытия, ни по авторитету!

 

 

 

 


Если Вас заинтересовала топливная карта АСМАП, более подробную информацию Вы найдёте на сайте компании: http://www.asmap-oil.ru/

И по телефону (круглосуточный)
+7 (499) 215-21-15


 

Фото АСМАП

Читайте также:

Продажа или аренда грузовых микроавтобусов: что лучше?
Продажа или аренда грузовых микроавтобусов: что лучше?

Микроавтобусы - это отдельная категория автотранспорта, которая может относиться как категории «B», так и «D»

Грузовые авиаперевозки из США в Россию
Грузовые авиаперевозки из США в Россию

Ваш торговый бизнес требует регулярных перевозок? Или вы решились на покупку автомобиля в США? Желаете

Дорожная безопасность: что нового?
Дорожная безопасность: что нового?

Последние исследования в сегменте грузового и коммерческого транспорта показали, что пресловутый «человеческий фактор» является основной