Топливное соперничество

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

ВИНКи и независимые АЗС – как их взаимодействие и соперничество влияет на ситуацию с топливом в стране?

 

 

По последним данным на территории России насчитывается более 21 тысячи АЗС. Из них около 14 тысяч (65%) принадлежат независимым владельцам, остальные – вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Такая категория как качество топлива находится вне статистики: некоторые эксперты рынка ГСМ считают, что оно улучшилось, другие каких-то положительных сдвигов не видят.

 

В общем, все как-то зыбко и неопределенно – даже статистика, и та какая-то нечеткая – с приставками «примерно» и «около». Правда, одно событие в топливном сегменте обозначилось в предыдущем году с предельной очевидностью. Речь – о новом витке в противостоянии между ВИНКами и частными независимыми АЗС. Постепенно зревшее недовольство последних монопольной (по мнению независимых трейдеров) политикой крупных нефтяных компаний «трансформировалось» в создание (регистрация от 10 августа 2012 г. в Минюсте РФ) Некоммерческого партнерства «Независимые отечественные нефтетрейдеры»…

 

 

ВИНКи «скручивают шланги» независимым

Лозунг «нет - монополиям» не нов и весьма популярен во все времена. Независимые нефтетрейдеры, по мнению их представителей, «контролирующие более 50% рынка розничной дистрибуции ГСМ, препятствуют монополизации ценообразования и играют важную роль в проведении социально ориентированной политики и обеспечении интересов потребителей». Однако некоторые «скептики», знакомые со сложившейся ситуацией не понаслышке, считают, что доля частных владельцев заправок заметно скукожилась бы, не будь у них поддержки ФАС – именно этот государственный орган и является тем самым спасательным кругом, который помогает независимым продавцам топлива удерживаться на плаву.

 

- Тенденция очевидна, – считает Виктор Костюков, заместитель генерального директора компании «Алгоритм. Топливный интегратор». – Присутствие независимых АЗС снижается год от года. И основной причиной этого стало, в первую очередь, снижение рентабельности продаж. Также очевидно, что наибольшие «неудобства и страдания» независимые продавцы ощущают в периоды топливных кризисов. Впрочем, сказываются и другие факторы.

 

На приведенном ниже графике представлена маржинальность (разность между розничными и оптовыми ценами) продаж самого ходового бензина марки Аи92 на московских АЗС в 2012 г. Зимние месяцы наиболее благоприятны по прибыльности, примерно 25%, но нужно отметить, что и оборот в эти месяцы в полтора раза ниже, чем летом.

 

 

 

А в сентябре-октябре 2012 г., когда московский НПЗ был остановлен на ремонт, оптовые цены на бензин взлетели, и, как следствие, маржинальность продаж упала ниже 10%.

 

Такое снижение маржи считается (и это понимает любой владелец заправки) пограничным –  создающим серьезные проблемы в покрытии затрат на содержание бизнеса. В результате некоторые АЗС начали «скручивать шланги», иначе говоря, просто закрываться.

 

Потом, ни для кого не является секретом, что ВИНКи обеспечивают топливом в первую очередь сеть собственных АЗС, а независимых – по остаточному принципу. Причём ВИНКИ могут перенести центр прибыли с розничного звена в оптовое – без потери общей маржинальности – от НПЗ до АЗС. У владельцев независимых АЗС такой возможности нет. Они не могут конкурировать по цене с мощными нефтяными корпорациями, поскольку у них же и покупают товар. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на некоторых заправках практикуется так называемое «бодяжничество», то есть подмешивание в товарный бензин (дизтопливо) всевозможных компонентов, понижающих себестоимость топлива. Кстати, именно по этой причине не получили развитие программы франчайзинга, которые довольно активно стартовали в конце девяностых годов. Заложенное в основе  право независимых АЗС (франчайзи) использовать торговую марку (бренд) одного из ВИНКов (например, «Лукойла», «ТНК», «Роснефти» и т.д.)  со встречным обязательством  обеспечить стандарты качества обслуживания клиентов, принятых на АЗС франчайзера, было нарушено. Следует отметить, что вина в невыполнении взятых обязательств обоюдная: ВИНКи предложили независимым заправщикам слишком жёсткие оптовые цены, по которым поставлялся товар на реализацию. В свою очередь, франчайзеры, перекрасив свои АЗС под узнаваемые бренды, но недовольные низкой прибылью, начали приобретать  топливо «со стороны», снижая себестоимость и тем самым нарушая договор. В итоге, вроде бы перспективный (по всем расчетам и ожиданиям) франчайзинговый проект в России так и не состоялся. О том, что он все-таки имел место быть, напоминают еще встречающиеся АЗС, те, что в свое время были покрашены под узнаваемые брендовые марки. Но с небольшой поправкой – к реальным компаниям-брендам они никакого отношения уже не имеют.

 

 

Чтоб не пропасть поодиночке…

- Действительно, в сложившейся ситуации какого-то одномоментного решения нет, нерешенных вопросов и проблем накопилось предостаточно. Конфликты между ВИНКами и независимыми владельцами АЗС возникали и затухали, а начались они лет пять назад, – отмечает член Совета партнерства «Независимые отечественные нефтетрейдеры» Павел Баженов, – однако в последние год-два в отношениях сторон возникли новые, на этот раз, более острые разногласия.

 

Если говорить о событиях и тенденциях на автозаправочном рынке в хронологическом порядке, то его основателями, безусловно, можно считать независимых продавцов топлива, развитие своих сетей АЗС ВИНКи начали лет 5-6 назад. И последние 2-3 года прослеживается интенсификация этого процесса. Происходят и расширение, и реконструкция, и поглощения-слияния в сфере автозаправок. Понятно, что независимые собственники заправок к такому повороту событий оказались не готовы: конкурировать с тем, кто, с одной стороны, вроде бы, является твоим конкурентом, а с другой – поставщиком, практически невозможно.  Контроль компаний-монополистов  над ценами такую возможность исключает. И даже вмешательство ФАС, в случае возникновения конфликтов, не особенно влияет на общее положение дел. Да, штрафы ВИНКами выплачиваются, но есть и нюансы, например, государственная антимонопольная служба налагает взыскания на такие же, по сути, государственные корпорации как Газпром или Роснефть. Куда идет большая часть средств, выплачиваемых по штрафу? Понятное дело – в госбюджет. К тому же судебные разбирательства тянутся иногда по 1,5-2 года, а такие затяжки отражаются негативно только на частниках.

 

Понятие монополии в сфере развития и продвижения сетей АЗС той или иной нефтяной компании иногда весьма условное и растяжимое, но регионы, в которых доминирует та или иная компания, например, «Роснефть» или «Лукойл», конечно, есть. Такое положение дел обусловлено, прежде всего, логистической составляющей, то есть близостью автозаправочных сетей к НПЗ, что способствует оптимизации транспортировки топлива. При этом в центральной части России, цены на автозаправках ВИНКов, как правило, проходные и можно говорить о наличии некоего рынка. Для частников такие условия, хотя и с некоторыми издержками, можно считать приемлемыми: наличие достаточно высокого ценового коридора – большой плюс. К примеру,  в Петербурге бывали времена когда коридор от оптимально высокого до предельно низкого ценового уровня достигал 11%, что сегодня кажется просто запредельным.

 

Автозаправочный российский рынок переживал и переживает разные времена, но, как известно, главным показателем успешности бизнеса всегда остается высокая маржинальность. Сегодня ее пороговый предел для розничных продаж у частников составляет 15%. И это очень неплохо, потому что в большинстве случаев маржа не превышает 5-7 %, что в рублевом эквиваленте равняется 1,5-2 руб. с литра. Бывает так, что оптовые цены превышают розничные, что очень отрицательно сказывается на корректировке последних, тем более, что сейчас у частного предпринимателя здесь нет люфта для маневра. И получается, что в настоящее время основной проблемой для частного сектора становятся жесткие ценовые рамки. Очевидным становится наличие контроля  над розничными ценами со стороны доминирующих сетевиков, проявление данной «тенденции» наиболее характерно для регионов, находящихся за Уралом. В центральном федеральном округе такого «прессинга», конечно же, нет.

 

Так что излишне драматизировать ситуацию тоже, пожалуй, не стоит: пока еще есть регионы, где частники успели занять свою нишу, но, как правило, это более-менее крупные сети, в которые входит десять и более заправочных станций. Остальным приходится сложнее.

 

Собственно, множество накопившихся проблем в сегменте АЗС, как способствовало, так и ускорило процесс объединения независимых  трейдеров. И одним из приоритетных направлений (что отражено в документах) в деятельности некоммерческого партнерства определенно можно считать «защиту интересов потребителей, обеспечение социально ориентированной политики, сохранения рабочих мест и, в целом, социально-политической стабильности в регионах…». Кстати, по-поводу сохранения рабочих мест, – в независимых сетях АЗС сегодня работают более 500 тысяч человек.  И с этим нужно, и придется (если говорить о социальной стабильности) считаться…

 

 

Под объединяющим брендом

Подразумевается, конечно, что считаться придется нашему «социально-ориентированному» государству. Впрочем, без него, особенно у нас, как водится – никуда. Поэтому в «программных направлениях» партнерства независимых отражены и «…жизненно необходимы единые правила ведения бизнеса, а также партнер в лице Государства, институтов и органов законодательной, исполнительной и судебной власти». Нового или чего-то оригинального в последнем посыле нет.

 

Несколько интереснее другое, а каким видится государственно-частное партнерство организаторам некоммерческого партнерства, что они  планируют получить в итоге? Ответ на этот вопрос вроде бы тоже не сложен: «Важнейшим результатом ГЧП должно стать создание рыночной альтернативы ВИНК с помощью восстановления разрушаемой в настоящее время конкурентной среды. Одной из форм реализации предлагаемой меры является объединение мощностей частных АЗС в рамках единой стратегии управления, под единой маркой (брендом)».

 

Складно. Вот только как-то настораживает «единая стратегия управления под единой маркой (брендом)». Однако, какие-то прогнозы, тем более выводы, делать пока преждевременно – процесс только «запущен» и главные события впереди…

 

И, пожалуй, последнее – в условной западноевропейской системе частных автозаправочных комплексов определение «независимые владельцы АЗС» не существует. И ничего – работают, используя ту же систему франчайзинга, зачастую получая прибыль не столько от торговли топливом, сколько от предоставления дополнительных услуг.

 

 

P.S. ФАС «уполномочен заявить…»

Как следует из появившейся в начале апреля информации в ФАС подтвердили наличие новой версии законопроекта «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ». Этот документ будет внесен на рассмотрение в Госдуму в сентябре этого года. Его утверждение (в качестве закона) в Нижней палате может стать «завершающим штрихом» целой череды дел по нарушениям антимонопольного законодательства, итогом которых стали двадцатимиллиардные (в рублях) штрафы, наложенные на ВИНКи.

 

Антимонопольную службу уже давно «раздражает» непрекращающаяся экспансия монополистов-сетевиков    доля АЗС ВИНК в некоторых регионах уже превышает 50%.

 

Поэтому одним из главных пунктов законопроекта становится запрет на открытие новых автозаправок компаниям, чья  доля превышает – в розничных продажах топлива – 25%.

 

Есть еще один, на наш взгляд, спорный (в смысле исполнения) пункт, запрещающий нефтяным компаниям, как единому юрлицу, заниматься оптовым и розничным бизнесом. Почему – «спорный»? Да потому, что вряд ли это будет серьезной помехой для ВИНКов – когда «на кону» что-то серьезное, и затронуты, понятно чьи, интересы, то все проблемы можно решить «келейно», в узком кругу посвященных. И неважно, сколько будет «юридических лиц».

 

А пока, суть да дело, цены на топливо  продолжают расти: дизель кое-где уже дороже бензина, а рост цен на последний, похоже, не остановить – по прогнозам экспертов в этом году он составит не меньше 13-14%.

Фото Renault Trucks

 

Читайте также:

Новая кабина повысит конкурентоспособность грузовых автомобилей Минского автозавода
Новая кабина повысит конкурентоспособность грузовых автомобилей Минского автозавода

Большая работа, проведенная на Минском автозаводе и связанная с запуском в производство новой, более совершенной

Как ускорить работу на складе? Купить погрузчик и ритчак
Как ускорить работу на складе? Купить погрузчик и ритчак

Если сфера деятельности компании так или иначе связана с приемом и хранением определенных групп товаров,

«Одно окно» – новый тренд под брендом «Инфорком-автосервис»
«Одно окно» – новый тренд под брендом «Инфорком-автосервис»

Страхование, лизинг и продажа б/у подвижного состава