LCV: качество и уверенная мобильность

Как выбрать легкий коммерческий автомобиль?

Андрей Заболотский

 

Именно такие взаимосвязанные составляющие как качество и мобильность становятся сегодня определяющими для российского потребителя при выборе определенной модели в классификации легкие коммерческие автомобили.

 

Тем более что выбирать, надо отметить, есть из чего – на рынке LCV предложений в достатке, как от отечественных, так и от зарубежных производителей-поставщиков. Спрос же на легкие коммерческие автомобили – при незначительных колебаниях – на протяжении нескольких лет остается стабильным, а в отдельных сегментах стабильно высоким. Если говорить об уровне продаж, то здесь также отмечается уверенная динамика развития: их рост продолжается уже третий год подряд. В прошлом году, например, реализация легкого коммерческого транспорта увеличилась почти на 3%, и составила в цифровом исчислении около 180 тысяч машин.

 

Не претерпела особых изменений и структура продаж. Опять же, по итогам 2012 года, отечественные марки занимают две трети рынка  - ориентировочно 68%, остальная треть  приходится на иномарки.

 

В статистических выкладках аналитических агентств за 2012 год определена также пятерка рекордсменов российского рынка LCV. Первенствует, и это уже стало традицией, ГАЗ – компания, заняв 50,2% рынка, продала 90247 машин; второе место занимает УАЗ – продажи предприятия выросли на 5,5% до 27885.

 

Список иностранных брендов (3-е место в пятерке) возглавил Volkswagen – 13677 машин, что на 33% больше, чем в 2011 году; у Ford четвертое место и почти 12 тысяч проданных машин; на долю замыкающего список Peugeot приходится почти 10000 проданных машин.

 

Развитие рынка,  его перспективы как всегда определяют крупные игроки. И к таковым, безусловно, относятся ГАЗ и Volkswagen. Какие же задачи они ставят перед собой, и какие возможности у них есть для их реализации?

 

 

Цена определяет лидера

В 2014 году Горьковский автомобильный завод отметит двадцатилетие производства легких коммерческих автомобилей: первый полуторатонный бортовой грузовик «Газель» был «спущен со стапелей» в июле 1994 года.

 

И сегодня машины этого сегмента, выпускаемые ГАЗом, пользуются неплохим спросом – положение лидера обязывает. Но, как подметили аналитики, уже возникает – в процессе реализации – некоторое «торможение»: объемы продаж в 2011 и 2012 годы были практически одинаковыми, а за первые полгода 2013-го они не существенно, но снизились.

 

По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) марки ГАЗ (автомобили «Газель» и «Соболь») в 2012 году составили 90247 штук, что сопоставимо с уровнем 2011 года. Тогда как в предыдущие годы, кроме посткризисного 2009 года, продажи автомобилей ГАЗ постоянно росли.

 

На приведенных ниже таблицах отражены (по годам) проданное количество автомобилей и «доля присутствия» компании на рынке.

 

 

 

 

 

 Тем не менее, о спадах продаж говорить, конечно же, преждевременно, но одной из причин так называемого «нулевого роста» некоторые эксперты считают отсутствие новых моделей в линейках ГАЗа.

 

Более категоричны в своем мнении эксперты «Автостата». Они полагают, что даже запуск новой «Газели Next» (машина недавно прошла все положенные испытания и неплохо себя зарекомендовала) в серийное производство вряд ли приостановит снижение рыночной доли компании в сегменте LCV. И выносят свой вердикт:  «модельный ряд LCV марки ГАЗ морально устарел и их единственным конкурентным преимуществом остается цена». А последняя, как известно, является определяющим фактором для российского потребителя при покупке автомобиля.

 

Не стоит забывать и о наметившейся в последнее время тенденции увеличения спроса на более дорогие иностранные машины, что также сокращает рыночную долю компании в этом сегменте. Для нашего потребителя становится все более очевидным, что за качество надо платить – оно того стоит.

 

В связи с этим следует отметить, что цены на ГАЗовские легковые автомобили также начинают расти – от затрат на более технологичное производство с использованием соответствующего качества материалов не уйти.

 

Так что в ближайшие годы ГАЗу, чтобы сохранить лидирующие позиции, придется решать многие и очень непростые задачи.

 

 

Иномарки – активизаторы рынка 

То, что известные западные бренды LCV - Volkswagen, Ford, Mercedes-Benz, Hyundai, Renault, Peugeot, Citroёn – являются сегодня своего рода двигателем роста этого сегмента на российском рынке, не из разряда допусков или преувеличений. Достаточно посмотреть ту же статистику продаж за последние год-два, чтобы в этом убедиться: их резкий  «процентный скачок» наглядно отражает почти двойное увеличение.

 

Вот только один пример: новый пикап Volkswagen Amarok, сравнительно недавно появившийся на нашем рынке, побил все рекорды спроса. За прошедший год было куплено 3,1 тыс. единиц этой модели, что на 79,4% больше, чем в 2011 году.

 

Высокие потребительские качества LCV Volkswagen тема для отдельной статьи. Отметим лишь одну характерную для них черту – это наличие большого количества модификаций, что, собственно и привлекает клиентов.

 

По мнению главы марки «Volkswagen Коммерческие автомобили» Михаила Семенихина, продуманность всех этапов развития и работа на перспективу, пожалуй, основные факторы, способствующие увеличению популярности LCV, производимых на предприятиях фирмы. Под прогноз развития спроса в компании ставили и задачи: формировали производство и товарные запасы. Благодаря этому, автомобили всегда были (и есть) в наличии, а одним из конкурентных преимуществ является возможность практически немедленной поставки. Причем по всей линейке, кроме упомянутого Amarok, на который спрос превышал возможности завода. В целом же товарные запасы находятся сегодня  в оптимальном состоянии, включая пикапы. Следует подчеркнуть, что легкие коммерческие автомобили Volkswagen неизменно лидируют в сегменте В, благодаря широчайшей модельной линейке группы Т5. Впрочем, такое же внимание уделяется и всем остальным сегментам.

 

Наша справка: у компании четыре модельные группы – Caddy, T5, Crafter и Amarok. В каждой из них сотни модификаций, а общее количество составляет почти тысячу. И в каждой есть лидеры продаж. Это Caravelle Trendline, Amarok во всех модификациях, Multivan. В частное пользование с удовольствием берут Caddy, бизнес часто выбирает грузовые модели «Транспортер» и Crafter. Объединяющим же для всех автомобилей фирмы являются высокое качество производства и такое же техническое оснащение.

 

Если говорить о тенденциях на российском рынке LCV, то, как считает Михаил Семенихин, в ближайшие пару лет на рынке LCV отечественные производители останутся лидерами продаж. И причина, конечно же, кроется в стоимости продукции. Однако, уже сейчас очевидно, что доля импортных автомобилей растет, и есть все предпосылки для ее увеличения. А связано это, в первую очередь с тем, что известные иностранные бренды  начали налаживать локальное производство.

 

Есть и другая, очень важная сторона, без которой невозможно успешное развитие бизнеса. Это качественный и своевременный сервис. Здесь можно отметить, что, например, у китайских производителей LCV, об экспансии которых на российский рынок сегодня так много говорят и пишут, данное направление явно не относится к сильным сторонам реализуемых проектов: многие аналитики отмечают весьма слабо развитые сервисные сети, а также неотлаженность поставок запчастей и комплектующих.

 

Но в такой ситуации нет ничего необычного: производители из Поднебесной на российской территории пока в начале пути, поэтому им предстоит еще много сделать для того, чтобы прочно обосноваться на нашем рынке. Другое дело, что решать проблему придется по возможности быстрее, так как вряд ли в компаниях будут стремиться к приобретению автомобилей, которые нельзя своевременно и быстро отремонтировать.

 

Тема обслуживания клиента и развития дилерских сетей – одна из самых актуальных, не только для нас, как считает Михаил Семенихин, но и для наших коллег и партнеров по бизнесу.

 

Для продвижения Марки VW был разработан и успешно реализуется целый комплекс дополнительных услуг в рамках программы Care Port, многие из них уникальны для рынка легких коммерческих автомобилей. Но  именно такой подход в очередной раз подтверждает премиальность марки.

 

Усиливая конкурентные позиции,  компания продолжит расширять свою дилерскую и сервисную сеть. В 2013 году запланировано ее увеличение до 110 полнофункциональных дилерских предприятий и 25 сервис-партнеров.  Упор при этом будет делаться на региональное развитие. Важнейшее звено в этой цепи – обеспечение дилеров предельно широким набором необходимого инструментария для укрепления их финансовой устойчивости.

 

Впрочем, проводимые мероприятия, нацелены на решение задач во всех сегментах бизнеса, что, по сути, является гарантией его успешного развития.

 

 

Коротко о тенденциях и прогнозах

Итак,  большинство аналитиков рынка полагает, что какого-то особого роста продаж в сегменте LCV в 2013-2014 гг. ожидать не стоит: в целом их объемы вряд ли превзойдут аналогичные показатели 2012-го года.

 

Данную тенденцию подтверждают и в АЕБ. Подсчеты, проведенные ассоциацией, показывают, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в мае этого года снизились на 12%, а с его начала – на 4%. Это позволило ее специалистам сделать следующий вывод: «Тренд падения автомобильных продаж, отмечавшийся в России в течение последних трех месяцев, сохраняется и даже усиливается. Участники рынка обеспокоены данной ситуацией и предполагают низкий спрос до ожидаемого во второй половине года постепенного увеличения». Что ж, в конце года ситуация должна проясниться. А далее, – как уже упоминалось – иностранные конкуренты продолжат снижать долю рынка ГАЗа. И, как считают в «Автостате», «в лучшем положении будут те зарубежные автопроизводители, которые наладят локальное производство в режиме «промсборки» и сделают упор на продажи корпоративным клиентам, используя, в том числе оперативный лизинг».

 

Обобщая вышеизложенное, отметим – многое, как российским, так и иностранным производителям еще предстоит «воплотить в жизнь». Но делать это – необходимо, потому что в перспективе конкуренция будет только возрастать.

 

Фото Volkswagen

Читайте также:

В утиль – по полной программе…
В утиль – по полной программе…

До 40% автомобилей, предназначенных для утилизации, по мнению ряда экспертов, попали к переработчикам-нелегалам

Самые продаваемые авто уходящего года в России

На российском рынке стих бунт активной покупки автомобилей, проявивший себя после мирового экономического кризиса, да

Выбираем современный автомобиль - Chevrolet Cruze
Выбираем современный автомобиль - Chevrolet Cruze

В последнее время значительно возросли требования автолюбителей к качеству и дизайну производимых автомобилей. Поскольку техническое