Новогодний топливный маневр

Андрей Заболотский

В этом году российским автовладельцам предстоит оценить, как повлияет так называемый «налоговый маневр» на топливные цены.

 

Суть «маневра»

Нововведение состоит в замене таможенной пошлины, взимаемой при продаже нефти, на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Что сразу стоит отметить, так это то, что нашего потребителя вряд ли уже чем испугаешь – к колебаниям, – пока не слишком значительным, – цен на топливо, он привык. Возмущение может вызвать лишь резкий их скачок, и тогда «до лампочки» будут рассуждения чиновников о необходимости введения тех или иных налогов и маневров в сфере нефтедобычи и продажи нефтепродуктов.

Кстати, о возмущении, его «нотки» улавливались и в обращении президента (на одном из декабрьских совещаний) к руководителям министерств и ведомств по поводу растущих цен на бензин, в то время, как цены на нефть снижаются. А чему здесь, собственно, удивляться, тем более, – «возмущаться»: рынка нефтепродуктов в его нормальном (цивилизованном) виде в России просто не существует. Аналитики называют его (см. статью «Нефтепродукты: ценообразование по-российски») квазирынком. Впрочем, последнее вовсе не означает, что властями и бизнесом не предпринимаются усилия для налаживания баланса в интересах (часто противоположных) сторон – бюджета, ВИНКов и конечных потребителей. 

Понятно и другое – в столь сложное для экономики страны время, желающих порадеть за интересы того же потребителя находится немало. Вот и маневр, меняющий привычную систему налогообложения в нефтяной отрасли, представляется иными как непродуманный шаг, последствия которого обязательно приведут к весьма ощутимому повышению цен на топливо.

 

Думские разночтения

Госдума теперь, как известно, уже «место для дискуссий». Так что во время двух чтений, касающихся принятия (или непринятия) «налогового маневра», таковых было, полагаем, достаточно. В итоге, во втором чтении (11 ноября 2014 г.) его основные параметры были утверждены.

Но, как водится, не согласные с тем или иным принятым  решением найдутся всегда. Такова данность, странно другое, что одним из таких «несогласных» оказался, например, председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. Свое неприятие «маневра» главный думский энергетик изложил по пунктам на декабрьской пресс-конференции в РИА Новости, заодно «подтянув» для осознания всей серьезности проблемы и некоторые другие внутренние финансовые и экономические неурядицы.

По существу же вопроса, опустив некоторые подробности, заметим, что, по мнению парламентария, российского потребителя ждет повышение цены на бензин, в среднем, до 50 рублей за литр, не избежит подорожания и дизельное топливо.

В общем, готовьтесь, автовладельцы. Насколько обоснованы были мрачные топливно-ценовые прогнозы, вам предстоит узнать в наступившем году. В году же уходящем на эту тему удалось побеседовать с аналитиком нефтяного рынка Виктором Костюковым.

Как заметил наш эксперт, вряд ли имеет смысл усугублять и без того сложную ситуацию разговорами о якобы разрушительности «налогового маневра» и предстоящем резком повышении топливных цен.

К тому же те, кто рисует столь мрачные перспективы, не затрудняют себя, как правило, скрупулезными исследованиями ситуации в отрасли и на рынке. И подобные заявления ничего общего с выверенным аналитическим прогнозом не имеют.

 

Смещение акцентов…

И все же, чем вызвано реформирование налоговой политики в нефтяной отрасли? Прежде всего, по мнению Виктора Костюкова, налоговый маневр позволит упорядочить отношения стран-участниц евразийского союза в сфере экспорта.

И способствовать этому процессу будет выравнивание экспортных пошлин. По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор» происходить это будет примерно так: «пошлина на нефть по итогам трёхлетней перестройки (маневр рассчитан до 2017 года) с нынешних 50% снизится до 30% от цены нефти. Выпадающие при этом доходы бюджета должна восполнить повышенная ставка НДПИ, она будет повышаться с нынешних 493 р/тн до 919 р/тн в 2017 году. В результате снижения пошлин  подорожает нефть для переработки на отечественных НПЗ, что потянет за собой рост оптовых, а затем и розничных цен на нефтепродукты. Подавить же эффект роста предлагается посредством снижения акцизной нагрузки».

Здесь, кстати, стоит отметить, что акцизы снижаются на все виды автомобильного топлива.

Структура цен, как подчеркнул Виктор Костюков, изменится незначительно. В приведенных диаграммах это достаточно наглядно показано.

 

 

 

Очевидно, что общая доля налоговой нагрузки в литре бензина останется практически на прежнем уровне.

Доля налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)  в структуре цены повысится  с 11% до 17 %, с 4 до 6 рублей на литре бензина, но это повышение будет нивелировано снижением акцизной нагрузки с 26% до 18%, с 8,80 до 6,20 на литре топлива.
Остальные 50% цены будут распределяться примерно в соотношении:
- 15% — затраты на покупку сырья,
- 11% — затраты на переработку сырья, включая потери при переработке,
- 4%  — затраты на транспортировку нефти, нефтепродуктов от скважины до пистолета, включая затраты на услуги хранения на промежуточных нефтебазах.
- 23% — общая наценка, включающая оптовое, мелкооптовое и розничное звенья при движении товара от НПЗ к АЗС.

 

 

- Однако, – заметил эксперт, – цифры-проценты  в этих диаграммах не являются чем-то жестко заданным – в разных регионах цена переработки, издержки при транспортировке и хранении и т.д. могут, и иногда существенно, отличаться. Но в целом, как показали проведенные расчеты, какой-то резкой ломки структуры цен ожидать не стоит.

И все же цены на нефтепродукты в России – штука порой непредсказуемая. Поменяться они могут, например, от (упомянутого выше) «вопроса» президента.

Нефтяные компании, как принято в таких случаях говорить, «взяли под козырек» и снизили розничные цены. Так Газпромнефть и Роснефть на своих АЗС снизили от 20 до 30 копеек на литр бензина, Лукойл – на 50 коп/литр. На дизельное топливо снижения розничных цен не наблюдалось, так и их повышения в отличие от бензина не было.  За 11 месяцев года они, если и подросли, то очень скромно – в среднем на 2,5%, в то время как бензиновые на 7,0 – 7,4%.

Или еще один пример, стоило после ремонта заработать (в конце ноября) Московскому НПЗ, как произошло изменение мелкооптовых цен. Предприятие возобновило продажу нефтепродуктов по прямым договорам трейдерам и независимым АЗС. И только в течение декабря оператор МНПЗ трижды корректировал мелкооптовые цены.

В результате бензин марки Аи95 подешевел на 4100 р/тн, бензин Аи92 – на 3450 р/тн, а дизельное топливо – на 700 р/тн. Соответственно вернулась к владельцам независимых АЗС очень даже неплохая маржа – ее диапазон составил от 20 до 26%.

Что касается внутренних оптовых цен, то, несмотря на снижение цен на нефть, «черный вторник» в рублевой зоне и целый ряд прочих неурядиц, каких-то резких скачкообразных изменений здесь, похоже, не ожидается. Вот что показал последний (проведенный аналитиками компании «Алгоритм Топливный Интеграл» с учетом «налогового маневра») уточненный расчет экспортной альтернативной цены (нетбэк) на бензин марки Аи95 экологического класса К5 (ЕВРО-5) с поставкой через балтийский порт Высоцк в направлении на С-З Европу.

Из отчета: «В модель расчёта были заложены параметры налогового маневра на январь 2015 года, а именно: экспортная пошлина - $132,70/тн, ставка акциза – 5530 р/тн, индексация ЖД-тарифа – 10%. Допущения приняты только по двум параметрам: цена на базисе ARA, от которой и рассчитывается нетбэк сохранится в январе на уровне 580-590 долларов за тонну, а курс рубля в январе составит в среднем 58 рублей за доллар. При этих параметрах нетбэк в январе составит от 28800 до 30000 р/тн. То есть внутренние цены, а они сегодня на бирже составляют в среднем 33000 р/тн останутся премиальными по отношению к экспортным. Премия внутреннего рынка около 3000 р/тн означает, что нет причин производителям переориентировать потоки бензина на экспорт, также как и нет у них повода повышать внутренние оптовые цены».

Кстати, если и говорить о росте внутренних цен, то он может наступить, как предположил наш эксперт, в сегменте дизельного топлива. Экспортная альтернативная цена на него в декабре составляет около 30000 р/тн. Внутренняя пока держится около этих значений.

Впрочем, как отметил он, предсказать всё, даже с небольшим «зазором», вряд ли возможно. Так в самом конце года, по информации, поступившей с торгов Петербургской биржи нефтепродуктов (СПБ МТСБ), «рынок кинулся догонять уходящие вверх цены». И примером здесь может служить, по словам аналитика Алгоритма, Самарская группа НПЗ, наиболее активная по объёмам продаж в декабре. Несколько дней бензин Аи92 держался на абсолютном минимуме года – 30000 р/тн, но вдруг покупатели подняли цены на 700 р/тн при том, что объёмы сделок не уменьшились – 6 тысяч тонн в сессию.
Также отмечался рост биржевых индексов. Подобные «взлеты» можно объяснить только стремлением пополнить запасы перед длительными каникулами и предполагаемым ростом цен. Он, конечно, будет, но реально цены налогового маневра, подчеркнул Виктор Костюков, отслеживающий ситуацию на бирже,  сформируются на НПЗ не ранее начала января, а на нефтебазы подорожавший товар придёт в феврале. Впрочем, какими реально будут цены, предстоит узнать только в начале 2015 года.

Не согласиться трудно, так же, как и не присоединиться к его новогодним профессиональным пожеланиям, в которых рекомендуется «при обобщении аналитических данных о влиянии будущих параметров налогового маневра на оптовые (и, соответственно, на розничные) цены в начале 2015 года не волноваться и не переживать, так как ценового излома на рынке нефтепродуктов не предвидится. Главное, не доверять выкладкам многочисленных доморощенных прогнозистов, а размышлять, сравнивать и считать самим. И – не закупать про запас ни бензин, ни дизель, ни тем более мазут».

Что тут скажешь, как гласит одна из народных максим – на всю жизнь не запасешься…

Читайте также:

Установка плазменной резки для СТО
Установка плазменной резки для СТО

Автомастерские, которые оказывают услуги по ремонту кузова автомобилей, должны иметь в своем распоряжении массу оборудования

Новинка белорусских автостроителей - МАЗ-6430А9
Новинка белорусских автостроителей - МАЗ-6430А9

Минский автомобильный завод является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов для междугородных

АЕБ подвела итоги…
АЕБ подвела итоги…

В 2011 г. рынок коммерческого транспорта в России продемонстрировал устойчивый рост.