Лизинг: взгляд изнутри

Об автолизинге в условиях кризиса беседуем с вице-президентом автофинансовой компании «Европлан» Александром Михайловым.

 

Катастрофическое падение российского автомобильного рынка к каким-то особым новостям сегодня уже явно не отнесешь – это данность с перспективами остаться таковой, по меньшей мере, до конца этого года.

 

Что испытывают покупатели автотехники, в том числе коммерческой, понятно – они в растерянности. Цены растут, возможности выбора сужаются.

 

Но оказывается, выход из сложившегося дискомфортного положения дел есть, его своим клиентам предлагает универсальная автофинансовая компания «Европлан». Ее бизнес включает три направления: лизинговое, банковское и страховое. Это полный комплекс автофинансовых услуг, оказываемый как физическим лицам, так и компаниям.

 

На рынке автолизинга «Европлан» прочно удерживает лидерство среди негосударственных лизинговых компаний. Так что темой нашего разговора с Александром Михайловым, вице-президентом компании стал, что вполне закономерно, автолизинг.

 

 

- В начале нового года, как правило, подводят итоги года прошедшего. Каким он – 2014-й - был для вашей компании и партнеров по бизнесу, и насколько успешно «сработал» автолизинг,  предлагаемый вами в числе других продуктов, на фоне резкого спада продаж на российском авторынке?


- Хочу сразу отметить, что итоги года по сегменту автолизинга окончательно еще не подведены. Однако на основании данных за 9 месяцев 2014 года можно смело отметить уникальную картину роста продаж автомобилей в лизинг при общем снижении продаж (по данным «Эксперт РА», лизинг грузовых автомобилей вырос на 12,8%, а лизинг легковых автомобилей – на 27%). Автолизинг стал серьезной альтернативой другим способам приобретения автомобилей. Я думаю, что по итогам года значения прироста будут скромнее – все-таки автолизинг не мог не отреагировать на ситуацию с авторынком – но все равно будет зафиксирован рост.

 

Европлан всегда рос, опережая рынок, и за 12 месяцев 2014 года мы отметили прирост объемов деятельности на 11% – в противовес снижению продаж автомобилей и лизингового рынка в целом. За 2014 год с многочисленными лизингополучателями – российскими предприятиями, организациями, предпринимателями и физическими лицами – Европлан заключил почти 30000 договоров лизинга транспорта, различной техники и оборудования на сумму 65 млрд. рублей.

 

 

- Цифры, надо признать, внушительные. И вы, полагаю, несмотря на не слишком радужные экономические прогнозы в наступившем году, приложите все усилия, чтобы заданный уровень не был снижен. В связи с этим, что будете предпринимать, и каким направлениям в том же лизинге уделять внимание?


- В 2014 году нашей компанией были закуплены автомобили и техника более чем у 3500 юридических лиц (и не думаю, что в 2015 году их число сильно сократится), со многими из которых были реализованы многочисленные партнерские программы. В рамках этих программ наши клиенты могли приобрести автомобили более 40 ведущих мировых марок со скидками и на специальных лизинговых условиях. В зависимости от марки и программы, клиенты получили возможность минимизировать расходы своего бизнеса благодаря таким опциям как 0% удорожание, минимальный обязательный аванс, сниженные ежемесячные и выкупные платежи. В 2015 году мы будем стараться сохранить этот набор опций для наших лизингополучателей.

 

Дополнительные, неценовые преимущества лизинга при покупке грузового автотранспорта заключаются в экономии на налоге на прибыль, снижении общей закредитованности компании, отсутствии необходимости в обеспечении и залоге, минимальных сроках сделки и комплексном обслуживания.

 

 

- По имеющейся информации, в вашей компании есть ряд разработок, пользующихся хорошим спросом. Расскажите, о них подробнее: какие из них вы считаете наиболее перспективными, и каким видится их дальнейшее развитие в этом году?


- В ноябре 2013 года универсальная автофинансовая компания Европлан запустила новый для российского рынка автофинансовый продукт – лизинг автомобилей для физических лиц. Подводя некоторые итоги с момента запуска данного продукта можно сказать, что в настоящее время мы передаём в лизинг физическим лицам около 100 автомобилей ежемесячно. Также  были заключены соглашения с представительствами 20 марок автомобилей о выгодных условиях, программах и акциях по лизингу для физических лиц. Среди них: Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Citroen, KIA, Lifan, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Skoda, SsangYong, Subaru, Suzuki, Volkswagen, Volvo.

 

Стоит отметить, что лизинг для физических лиц становится особенно актуальным сейчас, когда цены на автомобили начали и продолжают расти. За счет в 2-3 раза меньших, чем в автокредите, ежемесячных платежей лизинг позволяет приобрести модель автомобиля более высокого класса или значительно сократить ежемесячные расходы.

 

Вместе с тем в 2014 году был запущен большой каталог достоверных объявлений о продаже новых автомобилей – Европлан Авто. Купив за последние 5 лет 75 380 авто у 3000 дилерских центров, компания установила  партнерские отношения со всеми крупнейшими дилерами автомобилей по всей России. 99% продавцов Европлан Авто – это проверенные (и главный показатель здесь - истории покупок) поставщики-дилеры и салоны. Все объявления актуальны (обновление происходит не реже 1 раза в 2 недели) и проверены модераторами.

 

Более того, Европлан Авто стал первым большим каталогом скидок на новые автомобили. На данный момент в каталоге представлены 5 200 авто со скидкой, максимальные скидки доходят до 25%.

 

Кроме того, специалисты нашей компании разработали  ко-бренд карту с автопроизводителями, совмещающую в себе возможность экономии до 50% на эксплуатации автомобиля благодаря программе Европлан Автоклуб. Сегодня в этой программе активно участвуют 54 партнера. Они «охватывают» все необходимые для автомобилиста сферы: это заправка, сервис, шиномонтаж, мойка, страховка, сигнализация, тюнинг, помощь на дороге и многое другое.

 

Понятно, конечно, что 2015-й будет годом непростым, но полагаем, что наработанное ранее, безусловно, с постоянным его совершенствованием, снизит ожидаемые кризисные издержки.

 

 

- То, что год будет очень непростым, сомнений не вызывает. А в каких именно направлениях, на ваш взгляд, могут возникнуть затруднения, какие срочные и среднесрочные проблемы предстоит решать?


- 2015-й станет годом ухода с рынка тех компаний, которые в 2014 году еще имели доступ к финансированию. В хорошие времена было возможно оставаться малокапитализированными, низкодоходными, с плохой ликвидностью (когда долгосрочный лизинговый портфель фондирован более краткосрочными обязательствами), но быть приближенными к государственным банкам и гарантиям — и из-за этого получать кредиты. В этом  году сами государственные банки оказались под санкциями и перед закрытыми внешним рыками. Ликвидные лизинговые компании останутся на рынке, однако сократят до минимума новый бизнес. Поэтому сам факт того, что компания остается на рынке и продолжает передавать в лизинг технику, генерировать новый бизнес, будет означать успешность стратегии этой компании.

 

Для нас это возможность взять на себя те сделки и работать с теми лизингополучателями, которыми ранее занимались другие компании. Мы этому, как любые здравомыслящие люди в такой ситуации, не сильно радуемся, однако факт остается фактом — для высококапитализированных компаний с доступом к фондированию появляются новые возможности на лизинговом рынке.

 

Наша собственная стратегия будет заключаться в экономии издержек и минимизации перекладывания возросшей стоимости финансирования на лизингополучателей.

 

Сегодня лизинговому сообществу необходимо работать над консолидацией в борьбе с неплательщиками и мошенничеством, чтобы незначительное количество «плохих» лизингополучателей не испортило портфель «хороших». Кроме того, нужно фокусировать деятельность государственных лизинговых компаний, подпадающих под санкции, только на крупных, стратегически важных проектах государственного значения, освобождая тем самым занятые ими сегменты рынка, где был и успешно работал и так незначительный частный капитал, который сам привлекал туда новые инвестиции. Потому что если такие сегменты будут слишком долго заняты государственными компаниями, частному капиталу будет туда не вернуться, и тогда развитие, например, автолизинга будет замедлено на многие годы вперед. От этого пострадают обычные пользователи автомобилей. Ну не хотим же мы, чтобы, скажем, парикмахерские в стране стали принадлежать какой-нибудь государственной корпорации под предлогом развития малого бизнеса…

 

 

Что тут сказать, конечно, не хотим. Но в нашей действительности, в том числе и экономической, абсурда хватает – достаточно, например, послушать выступления некоторых депутатов Госдумы. В общем, идем своим «особым» путем, и конца-края ему пока не видно. Ну а если серьезно, то ситуация, в которой оказался «незначительный частный капитал», да еще с сегодняшним «кризисным довеском», безусловно, аховая.


И каких-то, тем более, кардинальных изменений в сфере малого и среднего бизнеса по всему не предвидится: вместо реальных попыток что-то предпринять - разглагольствования и бездействие. А ведь сегодня как никогда очевидно, что расчеты на чудо, или на извечный авось уже не прокатят: без смены «разрухи в головах» на ясное понимание всей убогости происходящего явно не обойтись. И это, понятное дело, только для начала, чтобы уверенней оттолкнуться от дна. Глядишь, и выплывем. У других получалась, а мы чем хуже?

 

Беседовал Андрей Заболотский.

 

Фото «Европлан», Вадим Попов.

Читайте также:

Новый МАЗ-6440
Новый МАЗ-6440

17 августа на Минском автомобильном заводе состоялась презентация нового эксклюзивного автомобиля МАЗ-6440 с капотной компоновкой

Автомобиль Hyundai Accent и запчасти для него
Автомобиль Hyundai Accent и запчасти для него

На данный момент, южнокорейская автомобильная марка Hyundai является одной из самых популярных на нынешнем российском

Сенсация компания Ford будет выпускать новые бренды!!!
Сенсация компания Ford будет выпускать новые бренды!!!

Разнообразными новинками и современными разработками сегодня не удивить никого. Это утверждение касается всех сфер жизни.