Разрешительные барьеры

Андрей Заболотский 

Создается Евразийский экономический союз (ЕЭС), подписываются межправительственные соглашения, но разрешительные системы на международные автоперевозки до сих пор остаются одним из самых зарегулированных вопросов.

 

Разговоры о так называемой «зарегулированности» ведутся на протяжении последних трех лет. Особую активность в тройственном (Россия, Белоруссия, Казахстан) таможенном союзе проявляют белорусы, настаивающие на отмене разрешительной системы в рамках союза.

 

Но даже сегодня, при появлении евразийских союза и пространства, особых сдвигов в либерализации рынка автоперевозок не произошло.

 

И барьеры в торгово-экономической сфере, - а их по данным Евразийской экономической комиссии насчитывается не менее пятисот, - несмотря на бодрые заявления тех же ЕЭСовских чиновников о решении всех (в том числе и проблемы с разрешительной системой) спорных вопросов в ближайшей перспективе, в общем-то, остаются на прежних местах.

 

 

А за своих – мы постоим…

Так что, часто упоминаемая необходимость гармонизации законодательства государств-членов ЕЭП в сфере международных автоперевозок пока не более чем пустой звук. К тому же развивается своего рода «обратный процесс» – все соответствующие российские законодательные акты последнего времени выглядят предельно жестко по отношению к партнерам. Например, в недавних поправках к закону о контроле над международными автомобильными перевозками существенно ужесточаются требования к документам иностранных перевозчиков, усиливается госконтроль, значительно (до 250 тыс. рублей) возрастают штрафы. Действовать закон (со всеми подзаконными актами), по заявлению чиновников Минтранса, начнет не ранее третьего квартала 2015 года.

 

Впрочем, в таком подходе российской стороны к решению проблемы есть, как ни странно, определенная логика: в АСМАП, например, отмечают, «что закон предполагает поддержку российских перевозчиков, подчеркивая при этом, что заработает он слишком поздно». По данным организации, сегодня под контролем иностранных перевозчиков находится до 60% российского рынка международных автоперевозок. Осложняется ситуация и тем, что начавшаяся в российской экономике рецессия поспособствовала значительному (свыше 30%) росту издержек – девальвировался рубль, дорожало топливо. И оказавшимся в тяжелом положении отечественным компаниям-перевозчикам ничего другого не оставалось, как повысить тарифы, тем самым создав «благоприятную ситуацию» для перевозчиков-иностранцев, у которых тарифы ниже.

 

Кстати, в законах о международных автоперевозках на протяжении ряда лет постоянно что-то меняется и дополняется. В конце прошлого года президент, например, подписал закон о госконтроле над автоперевозками, который вступит в силу аж в январе 2018 года. В этом документе присутствует один несомненный плюс – разрешение на перевозку грузов будет выдаваться в течение трех часов после подтверждения всех требуемых платежей. Но наличие разрешительных бумаг для перевозчиков-международников остается в силе. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что никаких существенных смягчений в разрешительной системе не предполагается. Тем более что направлен закон, по мнению чиновников, на защиту российского рынка автомобильных перевозок.

 

 

«Свобода лучше, чем несвобода»

Какая меткая, и, главное, «глубокая» мысль, высказанная Дмитрием Медведевым в бытность его президентом. Но, как известно, свобода-свободой, а в той же экономической сфере защита «своего» бизнеса – штука не новая и обычная для любого государства. Правда, в наши дни, при нарастании процессов глобализации и интеграции, в серьезном бизнесе понятие примата «своего» почти стерто. Главное, разумно, при соблюдении интересов всех сторон, уметь договариваться. В новообразованных союзах государств, таких как ЕЭС, возникновение проблем самого различного уровня и объективно, и закономерно. 

 

И в том же сегменте разрешительных систем их предостаточно. В связи с этим, эксперт представительства IRU Александр Забоев отметил, что процесс совершенствования разрешительной системы на автотранспорте находится, по сути, в начальной стадии. И определенным тормозом здесь, безусловно, является отсутствие у государств евразийского союза многостороннего опыта, межправительственной структуры, продвигающей и объединяющей законодательные и другие инициативы.

 

Очевидны и негативные факторы, существенно ограничивающие возможности компаний в сфере международных автомобильных перевозок – это отрицательное воздействие разрешительных систем на стоимость доставки и – в определенной степени – на свободу бизнеса. Установленная череда процедур вкупе с множеством обязательных для предоставления документов серьезно осложняют и без того нелегкую работу автоперевозчиков.

 

К пониманию того, что рынок международных автомобильных перевозок нуждается в либерализации, его участники, как заметил эксперт, подошли где-то на рубеже 20-21 веков. И различные варианты решения вопроса, какими должны быть разрешительные системы на современном этапе, сегодня очень внимательно рассматриваются и исследуются. Например, в недавнем (2013 года) исследовании Всемирного банка была отработана методика оценки и сравнения существующих разрешительных систем. Проведенная работа и наметившиеся тенденции последнего времени показали следующее: в сфере международных перевозок происходит постепенный переход от двусторонних разрешительных систем к многосторонним, а в перспективе – к свободному доступу на рынок.

 

Удачным примером, по мнению эксперта, отказа от разрешительных систем на транспорте могут служить международные морские перевозки. Практически отсутствует какая-либо зарегулированность в морских перевозках между Европой и Азией – на морских судоходных маршрутах действует свободная конкуренция. Колебания конъюнктуры приводят к изменению тарифов, что, в конечном счете, выгодно для потребителя. Так что, разработанная (под эгидой Норвегии) Конвенция о свободном доступе в сфере морских перевозок полностью себя оправдала.

 

Сложившийся морской судоходный порядок перевозок, в частности, из тех же западных регионов Китая в Европу, к тому же еще и выгодней автомобильных, потому что он попросту дешевле.

 

Поэтому сегодня какие-то изменения в пользу автомобильных перевозок рассматриваются пока только как большая задача, которую необходимо решать. И, конечно, здесь на передний план выходит тема совершенствования разрешительных систем, как, пожалуй, главного инструмента, с помощью которого можно увеличить грузопотоки в сети транспортных коммуникаций.

 

Пока же о снижении количества требуемых при пересечении границ нескольких государств разрешений говорить не приходится. Существующая система регулирования приводит к тому, что приходится получать гораздо больше требуемых документов, чем при доставке грузов из одной страны в другую.

 

К упущениям и недостаткам можно отнести еще и то, что на автомобильном транспорте нет четкого распределения прав доступа на рынок перевозок. То, что, например, уже существует в области гражданской авиации, в международном автотранспорте еще не определено.

 

Отмечено, что в тех странах, где управление автоперевозками сбалансировано, они более эффективны, чем в тех, где оно отсутствует. Так проведенные исследования выявили следующее: несбалансированное управление перевозками приводит к тому, что в транспортировках груза с использованием двусторонней системы между двумя государствами используется большее, чем требуется, количество грузовиков.

 

Оценка соглашений в сфере международных автоперевозок показала, что наиболее зарегулированными в сегменте разрешительных систем являются такие страны как Узбекистан и Туркменистан, а наиболее либеральные соглашения существуют в Грузии и Молдове.

 

Нерешенных проблем накопилось множество – они есть буквально в каждой составляющей разрешительной системы. И для специалистов, занятых в этой области, очевидно, что для облегчения доступа на рынок международных автоперевозок (особенно, это касается малых и средних компаний-перевозчиков), снижения иногда непомерных затрат для своевременного получения тех или иных разрешительных документов нужен индивидуальный, постепенный и практический подход.

 

В любом случае, подчеркнул эксперт, о полной отмене разрешительной системы в международных автоперевозках не может быть и речи: в перспективе она, скорее всего, станет многосторонней и, соответственно, более либеральной.

Фото Вадим Попов

Читайте также:

Как не ошибиться при покупке нового автомобиля МАЗ?
Как не ошибиться при покупке нового автомобиля МАЗ?

Сегодня на российском рынке грузовых автомобилей широко представлена техника практически всех ведущих производителей. Один из

Берегите ваши шины
Берегите ваши шины

В эксплуатации шин нередко встречаются моменты, на которые автовладелец зачастую не обращает внимания. Между тем,

Что делать с разбитой машиной? Практические советы для водителей
Что делать с разбитой машиной? Практические советы для водителей

Давайте попробуем себе представить, что Вы попали в дорожно-транспортное происшествие и не знаете, что делать