ВИНКи правят бал

Большинство вертикально-интегрированных нефтяных компаний поддержало недавно принятое на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича решение о непродлении на 2016 год оборота топлива класса Евро-4.

Андрей Заболотский

 

Итак, казалось бы, дискуссиям и спорам положен конец – с 1 января 2016 года на территории РФ допускается к обращению только топливо стандарта Евро-5. Однако при всех плюсах такого решения остаются и нерешенные в этой сфере проблемы, которые, по мнению ряда экспертов, после отказа от Евро-4 могут с большой долей вероятности могут усугубиться.

 

На этом же совещании было достигнуто соглашение еще по одному очень важному топливному вопросу – о введении, и также с 1 января 2016 года, нового акциза (4150 руб. за 1 т.) на судовое маловязкое топливо (СМТ). По мнению представителей нефтяного бизнеса, такой шаг приведет к выравниванию цен на автомобильное и судовое топливо, что лишит нечистых на руку владельцев АЗС возможности продавать СМТ под видом дизельного. Впрочем, и здесь не все так гладко: некоторые аналитики топливного рынка полагают, что при желании (а оно обязательно возникнет) всегда можно будет найти «лазейку» для замены одного вида топлива на другое.

 

 

Гарантия качества – конкуренция…


Борьба с контрафактом на топливном рынке – штука далеко не новая, попытки предпринимались и ранее. И что даст «выравнивание цен» на СМТ и дизель, снизит ли оно объемы выбросов на рынок эрзац-топлива, или станет очередным нововведением, потерпевшим фиаско?

 

Конечно, противодействовать распространению контрафакта на топливном рынке необходимо. И вряд ли, как считает заместитель генерального директора компании «Алгоритм Топливный интегратор» эксперт-аналитик Виктор Костюков, кто из вменяемых участников рынка с этим не согласится. Но почему-то некоторые из них полагают, что проблема может быть решена, если новым акцизом выравнивается цена СМТ с ценой товарного дизеля, а судоходным компаниям предоставляется налоговый вычет.

 

- Такой опыт, – подчеркивает он, – уже был, и это – пройденный этап. Более того, он оказался неэффективным. С 2013 года на эрзац-дизель под названием «печное топливо» был введён акциз 5860 руб./т. Такой же, по весомости, как и на дизель третьего экологического класса. И что же? Производители переименовали эрзац под названием «печное топливо» в эрзац под названием СМТ. Именно поэтому возросли объёмы производства СМТ чуть ли не в четыре раза. Так что если новый акциз на СМТ вступит в силу со следующего года, опять получится мимо цели: производители просто придумают новое название. И замкнётся очередной цикл борьбы с контрафактом. Ну а через некоторое время, соответственно, начнется следующий…

 

- Несмотря на всю серьезность проблемы с контрафактным топливом (она привлекла внимание президента), в СМИ появляется информация о том, что «каждая пятая АЗС обманывает покупателя», объёмы нелегального топлива достигают 10 млн. тонн, судовое маловязкое топливо продают под видом товарного дизеля, объёмы контрафакта возросли с 3,5 в 2011 году до 12 млн. тонн в 2014 году и т.п., она, – уверен Виктор Костюков, – во многом создана искусственно.

 

Ведь за годы формирования розничного рынка антимонопольной службой (ФАС) совместно с другими регуляторами рынка, как подчеркивает эксперт, созданы защитные эффективные барьеры от бодяги. В каждом регионе в той или иной пропорции присутствуют АЗС, принадлежащие ВИНКам. И, очевидно, что любой автовладелец может выбирать АЗС из сети ВИНК или независимых АСЗ. И каждый, в общем-то, прекрасно осознает какое топливо он заливает в бак своего автомобиля.

 

На заправках вертикально-интегрированных компаний риск приобрести контрафакт практически отсутствует, а вот на АЗС так называемых независимых, тем более мало известных брендов, существенно возрастает. И потом, как правило, бодяжное топливо отличается от качественного ценой. Чем ниже цена, тем выше риск. Например, нередко рискуют таксисты. Для них цена бензина в структуре затрат выше, чем ремонты. И поэтому, понятное дело, имеет решающее значение.

 

Да и потом, качество топлива на АЗС ВИНКов гарантируется острой конкуренцией между ними. Служба контроля над качеством и недоливами внутри этих компаний действует жёстче, чем любое государственное ведомство. Отсюда вывод – вместо применения административных санкций – штрафов, проверок и прочих репрессивных мер – нужно более активно развивать конкуренцию на рынке нефтепродуктов.

 

И вот еще какой, своего рода парадоксальный, момент отметил в ходе нашей беседы Виктор Костюков. Проверяя данные об отгрузках эрзац-топлива по архиву МПС, он обратил внимание, что эрзац «прячется» под наименованиями: «Нефтепродукты светлые, не поименованные в алфавите», «Топливо дизельное, не поименованное в алфавите». Вся нелепость таких топливно-алфавитных терминов в МПСной базе сегодня более чем очевидна. Сохранилась же такая терминология, как представляется, со времен первого наркома путей сообщения СССР Лазаря Кагановича. Но ведь та эпоха давно закончилась. И пора, наконец, наводить порядок и в головах, и в терминах. 

 

 

Евро-5 для стареющего автопарка


Возвращаясь к первому пункту упоминавшегося совещания – введению в следующем году на российской территории Евро-5, следует отметить, что не только эксперты, но и производственники считают это решение несколько преждевременным.

 

Сегодня, как известно, 40% российского грузового автопарка – это устаревшая техника.

 

Так, из пресс-служб КАМАЗа и ГАЗа поступило следующее заявление: «модернизация моторов в соответствии с введением новых стандартов (Евро-5) обойдется предприятиям около 2 млрд. рублей, что вызовет рост цен на 15-20 процентов».

 

По всему получается, что наши ведущие производители коммерческого грузового автотранспорта не очень-то заинтересованы, и это мягко сказано, в обязательном использовании топлива такого экологического стандарта.

 

У противников внедрения Евро-5 есть в наличии и такой козырь – расчеты показывают, что Евро-5 дороже Евро-4 почти на 400 рублей за тонну, и, несомненно, данный финансовый довесок будет дополнительным и весьма ощутимым бременем для перевозчиков. А те, повысив тарифы, переложат его на клиентов. В общем, мрачные перспективы ожидают всех участников рынка из-за непродуманных министерских решений.

 

Аналитики топливного рыка, хотя и более осторожны в своих суждениях и прогнозах, но все же считают, что с данным нововведением не стоило торопиться.

 

Например, Виктор Костюков считает удивительным тот факт, что против продления срока оборота топлива 4 класса выступили практически все вертикально-интегрированные компании.

 

- Они сами себя ограничили в возможности маневра, заверив Дворковича, что дефицита не будет. А Минэнерго им не верит, и настаивает на принятии обязательства по четырехсторонним соглашениям. Министерство энергетики и выступило инициатором продления Евро-4 из опасений за Роснефть, которая не успевает к сроку завершить строительство семи установок. Но решение принято, по крайней мере, на уровне вице-премьера. Конечно, не самое мудрое. Тем более, что настораживают цифры – из 36 млн. тонн реализуемого в год  на текущий момент в России потребляется около 36 млн. тонн бензина, а доля Евро-4 порядка 8 млн. тонн или около 20%. Риски усиления дефицита в следующем году из-за отмены Евро-4 нельзя считать такими уж ничтожными.

Кстати, об опасениях Минэнерго касательно ситуации с «Роснефтью» – они явно не лишены оснований.

 

 


В 2015 году ВИНКами запланирован ввод на заводах 13 установок. Однако «Роснефть» сдвинула сроки ввода семи установок, и прогнозное производство бензина «Евро-5» снижается на 3,3 млн. тонн.

На модернизацию НПЗ «Роснефть» просила деньги из фонда национального благосостояния (ФНБ). Со второй половины 2014 г. работы на объектах (Ангарская НХК, Куйбышевский и Сызранский НПЗ) практически не ведутся, выделение средств ФНБ, как считают в Минэнерго, не ускорит их ввод. Но на совещании у Дворковича представители «Роснефти» заверили, что компания поставит необходимое количество топлива на рынок, и успеет в этом году провести основные работы по модернизации.


 

 

И вот что еще показали расчеты Минэнерго: спрос на бензин в 2016 году вполне может превысить предложение на 900 000 тонн. И хотя компании гарантируют их поставки, в министерстве (из-за ситуации с «Роснефтью») опасаются, что разрыв между спросом и предложением может оказаться даже больше, чем предполагалось вначале.

 

В таблице Минэнерго по годам расписаны производство и потребление бензина:

 

 

  

 

Спрос будет всегда

Впрочем, как бы ни разнились расчеты тех или иных топливных параметров на отечественном рынке нефтепродуктов в министерствах и компаниях, неизменным остается одно – спрос на бензин и дизель будет всегда.

 

Не отменят его подъемы/спады и даже резкие скачки-«антирекорды». Последний, например, был зафиксирован на биржевых торгах в мае. Эксперты компании «Алгоритм Топливный интегратор», по неделям и месяцам отслеживающие ежегодные колебания, отметили, что обычное майское снижение «составляет в среднем 10 %, но этот май побил рекорд – общий оборот в секции нефтепродуктов сократился на все 20% относительно предыдущего месяца».

 

 

Из представленных компанией «Алгоритм Топливный интегратор» таблиц видно, что снижение оборотов произошло по всем видам нефтепродуктов. Исключение составил лишь бензин марки Аи95.

 

В сегменте дизельного топлива оборот потерял порядка 18%. И даже бензин марки Аи92, несмотря на доступность к торгуемым инструментам, показал снижение интереса к покупкам. Итоги мая можно оценивать по-разному, но, как полагают эксперты компании, «в целом складывается впечатление, что снижение спроса есть реакция на снижение промышленного производства в стране, и реакция на сокращение доходов населения».

 

Такая вот наметилась неутешительная, и надо признать общая для всех отраслей, тенденция. Изменить ее, хотя и не сразу, конечно можно, но только при условии, что в высоких кабинетах будут приниматься действительно разумные решения – как в экономике, так и в политике.

Фото Вадим Попов

Читайте также:

Учитель по вождению автомобиля
Учитель по вождению автомобиля

По жизни мы идем не одни — мы живем в обществе, и нас окружает множество людей, все они по-разному влияют на н...

Российский транспорт станет другим
Российский транспорт станет другим

В пресс-центре партии «Единая Россия» прошла пресс-конференция заместителя председателя Комитета Государственной Думы по

Выбор минитрактора: на что обратить внимание
Выбор минитрактора: на что обратить внимание

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе минитрактора: ...