Формулы для рынка нефтепродуктов

Андрей Заболотский

Переход к формульному ценообразованию на нефтепродукты не всеми представителями профессионального сообщества воспринимается однозначно – у него есть как противники, так и сторонники.

 

Однако, в любом случае, как отметил на одном из круглых столов начальник управления мониторинга и прогнозирования конкурентной среды НК «Лукойл» Марк Каганский, необходима такая методика ценообразования, которая была бы понятной и специалистам, и общественности. И, конечно, способствовала развитию конкуренции на рынке производства и оптовой продажи нефтепродуктов.

 

Но, пока продолжается поиск «идеального» решения, некоторые участники топливного рынка всё же рискнули и запустили процесс формульного ценообразования.

 

 

Варианты на выбор

Первопроходцем в этом направлении стал оператор московского НПЗ ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» (ГПН-РП), предложивший клиентам возможность заключения (сроком на один год) договора по поставкам нефтепродуктов с выбором формулы из трех вариантов.

 

В формульном ценообразовании они представлены следующим образом:

 

- расчёт цены по данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ ТЭК) о ценах на предприятиях нефтепродуктообеспечения (ПНПО), попросту на нефтебазах, Москвы и Московской области;


- расчёт цены по данным ЦДУ ТЭК о ценах на НПЗ, доминирующих в поставках топлива в регион. Их четыре: Московский НПЗ с долей 35%, Ярославский НПЗ с долей 10%, Рязанский НПЗ с долей 35% и Нижегородский НПЗ с долей 20%;
- расчёт цены по региональному биржевому индексу СПбМТСБ.

 

Закономерность появления расчетов по формулам объясняется, по мнению аналитика топливного рынка Виктора Костюкова, прежде всего тем, что связь между биржевыми индексами и мелкооптовыми региональными ценами стала более устойчивой. А это, в свою очередь, дает возможность автоматизировать формирование мелкооптовых региональных цен по совокупности биржевых индексов или по данным ЦДУ ТЭК.

 

Он также отметил, что в любом случае «формульные предложения – революционный шаг в истории нефтепродуктообеспечения, так как клиент получает максимальную открытость и по-настоящему рыночное ценообразование».

 

Но в то же время не все так просто.

 

- Есть определенная доля скептицизма, – подчеркнул наш эксперт, – ведь «Газпромнефть» является активным участником биржевых торгов на Московском и Ярославском НПЗ. Получается, что биржевые индикаторы формируются, в том числе, и ей самой. Соответственно, нет гарантий, что компания не воспользуется возможностью несколько «подрегулировать» индексы в нужном направлении. Впрочем, это всего лишь предположение: вероятность чего-то не есть доказанный факт.

 

 

От сезонности не уйти

К недостаткам формульного ценообразование можно отнести, очевидные в своей закономерности, сезонные «перепады».

 

В связи с этим вполне уместно будет привести один пример «выстраивания» биржевой, мелкооптовой и формульной цены на дизельное топливо за период с 20 июня 2014 г. по 20 июня 2015 г.:
- средняя цена биржевого регионального индекса MOS составила 33180 руб./т;
- средняя мелкооптовая цена «Газпромнефть-РП» – 34180 руб./т,
- средняя формульная цена, соответственно, – 33180 руб./т + 900 руб./т =34080 руб./т.

 

– Вряд ли здесь уместны, – уверен Виктор Костюков, – какие-либо рекомендации. В отдельные периоды, к примеру, в нынешнем мае, формульная цена на летнее топливо была бы завышена относительно договорных цен от 600 до 1000 руб./т. Такое «соотношение» не каждого устроит, тем более, на протяжении целого месяца. Но совсем по-другому формула «начинает работать» в осенне-зимний период, восполняя с лихвой летние потери.


Так что, если бы клиент ГПН-РП год назад заключил бы договор с формульным ценообразованием по индексу МОS, например, с потреблением 300 т в месяц (3600 тонн в год), то суммарная годовая выгода от формульного похода составила бы для него порядка 360 тыс. руб.

 

Сегодня, как заметил наш эксперт, сложно утверждать категорически, что клиент полностью готов к безоговорочному принятию формульного ценообразования на то же дизтопливо – предстоит процесс обсуждений и компромиссов. Пока же не у многих компаний получается привлечь покупателей формульной ценой. Последние, в массе своей, еще не готовы к работе по новационным схемам.

 

 

Рыночно значит оптимально

Но если клиент все-таки решился на покупку нефтепродуктов с использованием формульного ценообразования, перед ним, так или иначе, встанет вопрос – какой из трех предлагаемых вариантов для него будет наиболее предпочтительным.

 

По мнению нашего эксперта «третий вариант с применением биржевого индекса, безусловно, более оптимален. По двум обстоятельствам: первое – это рыночность, открытость и доступность индексов, а достоверность данных от ЦДУ ТЭК вызывает в профессиональном сообществе сомнения и довольно большие. Участники рынка вполне обосновано полагают, что ЦДУ ТЭК оперируют данными, поступающими из подразделений ВИНК (ПНПО, НПЗ). Поэтому важнейший параметр формулы – непрозрачен и потенциально манипулятивен».

 

Следует отметить также, что за предоставление недостоверной информации в ЦДУ компании не несут никакой ответственности. Более того, такая формула вынуждает покупателя нефтепродуктов покупать информацию ЦДУ ТЭК.

 

Решать, какой из вариантов предпочесть, конечно, ему, но понятно, что всегда выбирается тот, который эффективен.

 

В связи с этим, приведем еще один, более наглядный пример – диаграмму для более ясного представления о том, как «работает» формульное ценообразование.

 

 

 

Сразу оговоримся, что «разработчики допускают волатильность формульной цены, но не более чем +/- 1000 руб./т от действующего прейскуранта».

 

При наложении «этих условий» на график формульной цены, он более плотно (видно на диаграмме) приблизился бы к прейскуранту. Среднее значение формульной цены с ограничителями +/- 1000 руб./т по расчётам составило бы 37350 руб./т, что на 150 руб./т выше прейскурантной цены.

 

Велика ли «разница» в 150 руб./т – дело не в этом. Летом – в сезон высокого спроса и таких же высоких оптовых и мелкооптовых цен – формульная методика надёжно защищает независимых владельцев АЗС от проблем как с ценами, так и с доступом к ресурсу.

 

И главным фактором в этот период, подчеркнул Виктор Костюков, становится надёжность поставщика. Добавить к этому можно лишь только то, что формульное ценообразование предлагается клиентам, готовым подписать годовой контракт «О минимальном годовом объёме», закрепляющий права и обязанности сторон по предоставлению/выборке согласованного объёма.

 

 

В общем тренде…

Итак, судя по мнению специалистов, формульное ценообразование, штука весьма полезная, и оно, конечно, имеет непосредственное влияние на те же розничные цены на автомобильный бензин. А последние потребителя, которому формулы как-то ни к чему, явно не радуют – тенденция к их повышению практически во всех российских регионах очевидна.

 

Свидетельством тому данные, приведенные уже упомянутым ЦДУ ТЭК. За короткий временной отрезок – с 28 июня по 5 июля – розничные цены на бензин резко выросли: литр Аи-95 за семь дней в среднем по стране подорожал на 21 коп. до 35,81 руб./л, ходовой Аи-92 за неделю прибавил в цене 19 коп./л, достигнув 33,22 руб./л.

 

Регионами – лидерами роста розничных цен, как и неделей ранее, стали Сибирский и Центральный федеральные округа. Литр Аи-95 в среднем по Сибири стал дороже на 44 коп./л, Аи-92 – на 39 коп./л. В центральной части России Аи-95 вырос на 24 коп./л, Аи-92 – на 26 коп./л.

 

В ряде регионов цены на бензин за семь дней выросли на 65–72 коп./л: в Туве Аи-95 подорожал на 72 коп./л, в Новосибирской области – на 57 коп./л, в Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской и Омской областях – на полрубля за литр. Аи-92 подорожал на 65 коп./л в Красноярском крае, на 60 коп./л – в Хакасии, на 59 коп./л – в Бурятии.

 

На АЗС Москвы Аи-95 подорожал на 16 коп./л до 36,34 руб./л, Московской области – на 19 коп./л до 36,06 руб./л. Аи-92 в Москве за семь дней стал дороже на 22 коп./л – 33,54 руб./л, в Московской области – на 20 коп./л до 32,99 руб./л.

 

Летнее дизельное топливо в России дорожало меньшими темпами – в среднем по России литр топлива подорожал на 4 коп./л до 34,76 руб./л.

 

Единственное, что может утешить российского потребителя – это то, что цены на автомобильный бензин в этом сезоне растут не только в нашей стране, но и в США, Азии и Европе. Общий тренд, так сказать. Вот только причины дорожания бензинов у нас и у них – разные. Аналитики рынка отмечают, что российская причина – в традиционным для сезона повышенном спросе в сочетании с опять же сезонной остановкой НПЗ на плановые ремонты. А вот на рынках западных стран перевод автотранспорта на дизельное топливо пока как-то не очень состоялся: не смогли дизельные автомобили потеснить бензиновые. Этим, собственно, и объясняется некоторое повышение цен на бензин.

 

Возвращаясь к делам отечественным, еще раз упомянем (с обозначением компаний) о бензиновых ценах в столице. Так сказать, для полноты картины. В связи с этим, приведем данные (на конец июня) очередного мониторинга розничных цен на московских АЗС, проведенного московской топливной ассоциацией.

 

Рост цен на бензины происходил в такой последовательности. За одну неделю цены на АЗС поднимали практически все независимые АЗС. Из числа ВИНков повышение на 10 копеек на литре бензина проведено на АЗС «Татнефти» и на 20 копеек на АЗС «Лукойла». В целом, средние цены на АЗС Москвы установились на значениях: бензин Аи-95 – по 36,29 руб./л, бензин Аи-92 – по 33,43 руб./л, дизельное топливо – по 35,07 руб./л.

 

О маржинальности московских АЗС можно судить по графику в приведенной ниже диаграмме.

 

 

Аналитики компании «Алгоритм. Топливный интегратор», в свою очередь, отмечают, что «всего за полгода средние цены на АЗС Москвы выросли в следующих пропорциях: дизельное топливо подорожало на 30 копеек (плюс 0,9%), бензины –подорожали 51-52 копейки (плюс 1,5%). Негласное целеуказание регуляторов рынка устанавливает ВИНКам предельные темпы роста розничных цен – «в пределах годовой инфляции». Минфин планирует уложиться с инфляцией где-то около 12%. А это означает, что на оставшиеся полгода ляжет основной груз корректировок розничных цен».

 

Вопрос «Вв какую сторону они будут проводиться?», как нам представляется, даже не из разряда риторических…

 

Фото Вадим Попов

Читайте также:

Доставка грузов из Китая: таможенная очистка
Доставка грузов из Китая: таможенная очистка

В организации любой международной грузоперевозки особое внимание уделяется оформлению документации для таможенной очистки, так

Российский Fuso Canter – обновление семейства
Российский Fuso Canter – обновление семейства

23 ноября 2012 года на Автополигоне ФГУП НАМИ в подмосковном городе Дмитров компания

Разбавленное топливо и маржинальная прибыль
Разбавленное топливо и маржинальная прибыль

Проверка АЗС, инициированная президентом в апреле этого года, завершилась в октябре, показав вполне ожидаемые и