Как правильно купить б/у грузовик

Вадим Попов

Купить бывший в эксплуатации грузовик и остаться довольным покупкой в процессе его эксплуатации очень непросто – в такой покупке много тонкостей, знать которые может только настоящий профессионал. За секретами покупки подержанных большегрузов мы обратились к одному из руководителей и совладельцу компании «Инфорком-Автосервис»   Александру Русецкому.

 

 «Инфорком-Автосервис» является крупнейшим в России центром по ремонту, восстановлению и разборке грузового подвижного состава. Для своих нужд он покупает ежемесячно 10-15 единиц б/у техники. Часть из них идет в разборку, часть наоборот восстанавливается, и продается как восстановленная и протестированная с определенными гарантиями. Помимо этого «Инфорком-Автосервис» большое количество техники закупает и продает просто, как торговая площадка. Поэтому опыт в оценке, в понимании тех рисков, которые там присутствуют, здесь совершенно уникальный. Мы обратились к Александру Русецкому с просьбой поделиться опытом покупки подержанных грузовиков и узнать о самых распространенных в этом деле рисках. 

 

 

Как не купить криминальный автомобиль

- В покупке подержанного автомобиля есть свой резон. – Рассказывает Александр Русецкий. И поясняет: – Если брать категорический среднестатистический износ, он составляет 10 процентов в цене и в стоимости автомобиля в год, и за 10 лет автомобиль практически приходит в негодность. Но если вам продают автомобиль на 50 процентов дешевле, а его износ – 2-3 года, то несложно посчитать что вы получаете 20 процентов реальной выгоды.

 

- Определить рыночную цену можно зайдя в интернет и взяв за отправную точку год и модель автомобиля. – Объясняет Александр Русецкий. – Затем из, допустим, десяти предлагаемых автомобилей отбрасываем самый дешевый и самый дорогой, после чего ориентируемся на цену третьего-четвертого автомобиля снизу. От этой цены отнимаем 10 процентов и по этой цене вы сможете продать свой автомобиль. Это реальное определение цены: если вы хотите продать машину, то продавать её нужно по цене чуть ниже чем у других.

 

Далее мы обзваниваем интересующих нас владельцев автомобилей и договариваемся об осмотре машин. При покупке автомобиля 8-10 машин, которые стоят на этих информационных ресурсах первыми правильнее во внимание не принимать и отбрасывать. По опыту это оказываются или полукриминальные машины или автомобили с аварийным прошлым, с залоговым или каким-либо еще «хвостом». Начинать следует с десятой машины. 

 

 

«Закрытый показ»

Конечно большую часть автомобилей "Инфорком-Автосервис" приобретает на особо выгодных условиях по договорам со страховыми компаниями, на специальных аукционах, при реализации имущества проблемных предприятий. Это примерно, как в советские годы был "закрытый показ" фильмов для элиты. Так и у нас есть свой профессиональный отбор автомобилей, недоступный обычным покупателям. Если это был поврежденный автомобиль, мы его приводим в порядок, тестируем и продаем полностью готовым к эксплуатации. В результате покупатель часто имеет возможность приобрести у нас автомобиль с уникальным соотношением цена/пробег, состояние, год выпуска. 

 

 

Рядом с будущей покупкой

Когда мы увидели автомобиль воочию, прежде всего, следует ознакомиться с паспортом транспортного средства (ПТС). В нем надо обратить внимание на то, сколько у данной машины было владельцев. Второе – убедиться, что в ПТС не вписаны лизинговые компании. Наличие таких записей увеличивает риск того, что вы окажитесь вовлечены в незавершенные имущественные тяжбы. Третье – надо проверить ПТС на подлинность. Четвертое – ПТС должен быть выдан таможней, потому что если он выдан МРЭО ГИБДД, то получается, что данный автомобиль может иметь за собой «хвост» из неприятностей любого свойства, например был собран как «конструктор». Подробней об этом я вам чуть позже расскажу.

 

Итак, если ПТС нас полностью устраивает, то мы приступаем к осмотру автомобиля. Сначала надо выяснить у собственника, какими видами работ занималась техника. Если она возила шторный прицеп, то его грузоподъемность 15 т, а если самосвальный прицеп – то его грузоподъемность достигает 30 т. Таким образом, нагрузка на машину при использовании того или иного прицепа сильно различается. Затем уточняем у хозяина как часто проводилось регламентное обслуживание автомобиля. Потому что если замена масла делалась нерегулярно и в неположенные технологические сроки, данный автомобиль с большой вероятностью потребует какой-либо дорогостоящий агрегатный ремонт, например коробки передач, двигателя, редуктора.

 

- Конечно, многое зависит от своевременного техобслуживания, от ремонтов, через которые прошла продаваемая машина. – Считает Александр Русецкий. – Например, в зависимости от эксплуатации двигателя при пробеге в 700 тыс. км - 1 млн. км автомобилю желательно поменять как минимум вкладыши, а то и поршневую группу. Если при покупке машины продавец говорит вам что невозможно проверить состояние вкладышей – значит, ему есть что скрывать.

 

Второе что надо сделать – сверить номер VIN (идентификационный номер транспортного средства от англ. Vehicle identification number), указанный в ПТС, с аналогичным номером, находящимся на раме автомобиля, дабы избежать продажи криминального автомобиля под прозрачными документами.

 

Если все цифры совпадают, то мы начинаем непосредственный осмотр автомобиля. Прежде всего, устанавливаем пробег машины. По опыту, если он в пределах 500-700 тыс. км, то следует практически вне зависимости от марки, в ближайшие 150-200 тыс. км ждать крупного агрегатного ремонта на таких узлах как двигатель, коробка передач и редуктор заднего моста.

 

И, конечно же, как отмечает Александр Русецкий, пробег автомобиля может быть скручен: очень много дельцов от автобизнеса склонны скручивать автопробег, чтобы продать автомобиль не с заявленным пробегом 300 тыс. км, а куда большим – 750-800 тыс. км. Неспециалист этого может и не понять. Поэтому при пробеге, скажем в 300 тыс. км необходимо обратить внимание на затертость салона в целом, отдельно руля и сидений, на состояние пластика, количество сколов на капоте, а также общее состояние автомобиля.

 

И еще одна хитрость. Определить точный год выпуска автомобиля можно по запасным частям, крышкам, биркам с датой выпуска автомобиля, которую можно и нужно сверять с датой указанной в ПТС. На рынке сейчас очень много «конструкторов»: автомобили ввозились как запчасти (шасси и кабина ввозились раздельно), здесь на несуществующих заводах получили лицензию на изготовление автомобиля и выдавался ПТС 2012-2014 гг., в то время как машина, ввезенная как запчасти уже имела значительный пробег по Европе и реально сошла с конвейра в 2006-2008 гг. Сейчас результаты работы этой схемы аннулируются – ГИБДД изымает эти ПТС и есть очень большой риск «попасть» на криминальную машину.

 

После того как мы примерно установили пробег и юридическую подлинность автомобиля, следует осмотреть кабину на наличие сколов, на присутствие следов шпаклевки, на разницу окраски деталей автомобиля. Разница в окраске деталей кабины недвусмысленно показывает нам, что машина побывала в ДТП.

 

Что же касается технического состояния, то его можно проверить только в хорошо оснащенном сервисе с выдачей заключения. Частный покупатель при визуальном осмотре автомобиля с точностью не может определить, насколько изношены узлы и агрегаты. Затем следует проверка двигателя на наличие потеков – если их нет, то либо двигатель очень хорошо помыли, либо машина в очень хорошем состоянии. Также следует осмотреть коробку передач, если при визуальном осмотре на ней обнаруживаются потеки, то это, скорее всего, приведет к дорогостоящему ремонту. Если же она в чистом идеальном состоянии – значит было осуществлено вымывание коробки для того чтобы пустить пыль в глаза покупателю. Коробка и двигатель должны находиться в сухом состоянии с небольшим нагаром. Затем проводится диагностика подвески и ходовой части всего автомобиля.

 

Следуя всем этим рекомендациям можно со стопроцентной вероятностью купить некриминальный автомобиль. Вероятность покупки технически исправного автомобиля, который вас не разочарует даже после года эксплуатации я бы оценил следующим образом. Если это покупка через высокопрофессиональный сервисный центр – 80 процентов. Во всех иных вариантах покупки, даже если вы выполните все рекомендации и будете осмотрительны, вероятность остаться довольным снижается до 60-70 процентов. Объективная реальность.  

 

 

Осмотр на месте

Вместе с Александром Русецким мы подходим к тягачу 6х4 Volvo FH13. Эта машина 2010 года выпуска и она работала под спецтехникой. По словам эксперта, примерный пробег автомобиля 2010 г. составляет примерно 500 тыс. км. 

 

 

Первым делом мы обходим автомобиль по кругу, оценивая внешний вид.   - Сколы здесь минимальные. Вот эта облицовка и покраска отвратительные. – Комментирует увиденное Александр Русецкий.

 

 

«Вот это – облицовка свежекрашенная, а капот – нет, сразу вызывает

вопрос – машина битая?»   - Исходя из того что мы уже видели, мы можем предположить что машина была битая, видимо где-то на стоянке прицеп сдавал задом и ударил её. – Делает вывод Александр Русецкий.

 

 

«Если посмотреть на состояние этой ржавой рамы и ржавого кронштейна, это говорит о

том, что эта машина «видела жизнь».

   

 

 

«Этот пластик можно поменять»    

 

 

 Приступаем к осмотру кабины   - Всегда надо залезть в кабину и посмотреть как человек относился к автомобилю, поясняет Александр Русецкий. – Всегда можно увидеть многое, например, готовили машину к продаже или нет.

 

 

 

«Помыли хорошо, но можно лучше. Клипсы нет, сигнализации штатной нет, всюду

дырки»

 

 

«Машина продается с отломанным болтающимся фонарем».

 

 

 

«Сиденье грязное, под чехлом разорвано»

 

 

«На пластиковую крышку аккумулятора явно влезал немало весивший водитель и

проломил её».

 

 

«Фонарь замотан изолентой»

 

 

«Поднимаем капот – сразу видно, что тут что-то делали с хомутами и перетяжками, видно что уже лазили сюда».

 

Понурому владельцу грузовика Александр Русецкий излагает результаты осмотра: - Состояние данной машины можно оценить на «тройку» по пятибалльной шкале. Все увиденные нами «нюансы» говорят о том, что машина вроде «живая», рабочая, но относился водитель к ней неважно. – И подытоживает: – Для данного автомобиля 2010 года сейчас реальная цена продажи в районе 2,5-2,7 млн. рублей. Без перечисленных дефектов он мог бы стоить дороже на 20 процентов, соответственно с оценкой «пять» его цена была бы порядка 3 млн. рублей.

 

Завершая нашу беседу, Александр Русецкий вновь подчеркивает, что всегда находятся «народные умельцы», готовые приложить усилия и выдать желаемое состояние автомобиля за действительное:

 

- Не всегда доверяйте своим глазам и ощущениям при покупке подержанного автомобиля, доверяйте профессионалам. Удачи Вам, успешной покупки и легкой дороги.

Читайте также:

Новый полноприводной самосвал МАЗ-651705-210 колесной формулы 6х6
Новый полноприводной самосвал МАЗ-651705-210 колесной формулы 6х6

Новый полноприводной самосвал МАЗ-651705-210 колесной формулы 6х6 с односкатными шинами Бел-95 размерности 16,00R20 и усиленной

Российский Fuso Canter – обновление семейства
Российский Fuso Canter – обновление семейства

23 ноября 2012 года на Автополигоне ФГУП НАМИ в подмосковном городе Дмитров компания

Ужесточение или необходимые меры?
Ужесточение или необходимые меры?

Интеграция России в структуру международных транспортных перевозок на сегодняшний день находится на достаточно высоком уровне,