«Евро» уходит в отрыв

Андрей Заболотский

Итак, Европа переходит на самый экологичный сегодня топливный стандарт «Евро-6». А в российских министерствах и ведомствах тем временем продолжаются дискуссии –  переходить на «Евро-5», или повременить.

 

Однако сразу оговоримся: в европейских странах переход на новый экологичный стандарт коснется в основном автомобилей на дизельном топливе. Почему так? В одной из публикаций журнала «За рулем» автор, отмечая вред, наносимый здоровью человека выхлопами именно дизельных двигателей, приводит данные (для тяжелых дизельных двигателей), не нуждающиеся в каких-либо комментариях: «количество допустимой концентрации оксидов азота (NOx) им (двигателям) сократили сразу в пять раз – с 2 до 0,4 г/кВт-ч, уровень твердых частиц (PM) уменьшили в два раза – с 0,02 до 0,01 г/кВт-ч, а содержание остаточных углеводородов (HC) снизили в 3,5 раза – с 0,46 до 0,13 г/кВт-ч.».

 

Но главное, что европейцы осуществят этот переход, хотя он и будет очень дорогостоящим. Для нерадивых у них уже готова целая система санкций: повышение пошлин на дизтопливо, отмена существующих льгот для дизельных авто, введение внушительных штрафов и т.п. Для стороны противной, как водится, – субсидии, компенсации и льготы.

 

В России, которой теперь Европа не указ, проблем на том же рынке нефтепродуктов – выше крыши, да и потом у нас своя особая «топливная стать». А проще говоря, отсутствие нормального цивилизованного рынка. Так что похоже и с переходом на «Евро-5» будут тянуть до последнего.

 

 

Качество повысить – не цифру приписать

Как известно, по действующему техрегламенту выпускаемые в Таможенном союзе машины должны соответствовать требованиям стандарта «Евро-5» с 1 января 2016 года. И казалось, вопрос с «переходом» был решен, но вдруг выясняется, что не все так просто: эта тема будет обсуждаться в октябре-ноябре на совещании у президента, и вполне вероятно без компромиссов при принятии окончательного решения  не обойдется, настолько сильны разногласия.

 

В Минэнерго, например, в случае введения нового стандарта, пугают возможным дефицитом (в 2-4 млн. тонн) топлива. Этот посыл перекликается с недавним предупреждением Игоря Сечина президенту о дефиците – «до 5 млн. тонн при сохранении нынешнего уровня потребления» – бензина в 2017 году. Названа и  причина – налоговый маневр, вызвавший резкое падение доходности НПЗ.

 

Вот как прокомментировал это «предупреждение» аналитик топливного рынка Виктор Костюков:

 

- …Такая байка рассчитана на неподготовленного читателя, а подготовленный знает, что нефтеперерабатывающий завод, входящий в структуру ВИНК, является технологическим звеном, а обобщённая доходность бизнеса ВИНК рассчитывается по всей цепи создания добавленной стоимости – от скважины до пистолета. С таким же усердием нефтяные компании могут прессовать правительство, требуя повышения розничных цен на том основании, что розничный бизнес на АЗС для них убыточен. Маржа АЗС в размере 5% не покрывает расходов на содержание АЗС. Но ведь и розничный бизнес для ВИНКов не является обязательно прибыльным, а таким же технологическим звеном, как и НПЗ. Таким образом, стоны об убытках НПЗ являются лишь только поводом просить у правительства льгот.

 

Он также считает, что вряд ли «Роснефть» да и нефтяная отрасль в целом получат какие-то льготы. Единственное, что можно считать вероятным – продление на 2016-2017 гг. оборота топлива «Евро-4». Этим все и ограничится.

 

Нейтрально-успокаивающе звучит мнение некоторых экспертов, которые полагают, что большинство производителей легковых автомобилей не столкнутся с большими трудностями при переходе на «Евро-5». Двигатели, стоящие на автомобилях последнего поколения, без особых проблем могут быть доведены до нового стандарта, что не потребует больших вложений. А вот производителям коммерческого транспорта сложностей не избежать: во-первых, топливо «Евро-5» будет не везде доступно, и стоить оно будет дороже; во-вторых, не избежать и существенных эксплуатационных издержек. В общем, звучит так – задача решаемая, но потратиться, конечно, придется.

 

Впрочем, вряд ли нашего потребителя сильно волнует, когда будет введен стандарт «Евро-5». Для него важнее, чтобы цены на топливо не росли, и оно было качественным. Но вот эта штука уже посложней будет. Здесь сколько угодно можно говорить о модернизации НПЗ, но без новейших технологий наши нефтепереработчики всегда будут плестись в хвосте. Например, ненавистные нам американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а наши переработчики – 140 литров. Улавливаете разницу? А о качестве конечного продукта и упоминать не стоит.

 

 

Регулятор всегда начеку

Пока наверху ведутся дискуссии и споры о времени перехода на новый топливный стандарт, потребители каких-либо эмоций не проявляют. Ситуация вроде как под контролем: цены на топливо, конечно, растут, но, главное, не скачкообразно.

 

Наш спикер достаточно метко охарактеризовал сложившуюся на конец августа ситуацию: - Розничный рынок нефтепродуктов в этом безумии остаётся островом спокойствия. Ни тебе очередей, ни закупок впрок, ни ажиотажа.  Хотя цены медленно, но непрерывно растут.

 

Что подтверждает и мониторинг, проведенный Московской топливной ассоциацией 24 августа на московских АЗС. Средние цены достигли следующих значений и возросли в следующих пропорциях:

- бензин Аи95- 37,11 (+1,34) р/литр, плюс 3,7% с начала года;

- бензин Аи92- 34,31 (+1,39) р/литр, плюс 4,2% с начала года;

- дизельное топливо – 35,35 (+0,58) р/литр, плюс 1,7% с начала года.

 

Официальный уровень инфляции за январь-июль составил 9,4%.

 

По статистике прошлого года, цены на бензин за год возросли на 7-8%, на дизель – на 3%. То есть остаётся до конца года пространство для роста розничных цен.

 

А то что они будут расти сомнений не вызывает. Пока готовился этот материал, пришли данные за неделю с 31 августа по 7 сентября из агентства Прайм. По ним, кстати, можно составить представление о том самом «постепенном» повышении цен на бензин и дизель.

 

 


«Цены на автомобильный бензин в РФ за неделю с 31 августа по 6 сентября выросли на 0,2% по сравнению с предыдущей неделей, следует из сообщения Росстата.


Средняя цена бензина в РФ на 7 сентября составляла 35,06 рубля за литр против 34,99 рубля за литр на 31 августа. Средняя стоимость бензина марки АИ-76 (АИ-80) выросла на 5 копеек – до 31,83 рубля за литр; цена АИ-92 (АИ-93) – на 12,5 копеек – до 34,13 рубля за литр, АИ-95 – на 7 копеек, до 36,93 рубля за литр.


Цена дизельного топлива выросла на 1 копейку и составила 34,72 рубля за литр.


За прошедшую неделю в 49 центрах субъектов Российской Федерации отмечался рост цен на бензин автомобильный. При этом в 4 субъектах Российской Федерации цены на него выросли на 0,6% и более, из них в Кызыле – на 0,9%. Снижение цен на бензин зафиксировано в Иркутске – на 0,2%, Костроме и Курске – на 0,1%. Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге бензин автомобильный в среднем подорожал на 0,3%.


На наблюдаемых АЗС в Москве бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) можно было приобрести по цене от 33,29 до 35,80 рубля за литр, марки АИ-95 и выше – от 35,90 до 38,95 рубля, в Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) – от 32,80 до 34,89 рубля, марки АИ-95 и выше – от 36,50 до 38,39 рубля за литр.


Выпуск бензина в РФ за неделю уменьшился на 2,2% – до 787,8 тысячи тонн, выпуск дизельного топлива – на 5,2%, до 1,429 миллиона тонн».


 

 

- Ожидать каких-то резких ценовых изменений в сторону роста не стоит, – говорит Виктор Костюков, и объясняет как устроено ценообразование в топливном сегменте: – Три рынка, оптовый, мелкооптовый и розничный, раскрывают структуру ценообразования на автомобильное топливо. Соотношение между ценами на этих рынках может в некоторой степени дать понимание направленности их движения в ближайшей перспективе. Нормальной ситуацией является та, при которой цены мелкого опта выше крупнооптовых, а цены на АЗС выше мелкооптовых. Это связано с издержками хранения в мелком опте и затратами на содержание АЗС.  Как показывают расчёты, одна треть от разности между розничными и крупнооптовыми ценами «оседает» в мелкооптовом секторе, а остальные две трети - в розничном секторе. Но это среднестатистическая связь, а в реальности распределение зависит от многих факторов: от региона страны, от уровня биржевых индикаторов, от их динамики изменения, от вида топлива и, главное от регуляторов рынка, негласно устанавливающих ограничительные барьеры росту цен на АЗС».

 

И потом, как отмечает эксперт, розничный рынок очень медленно реагирует даже на резкие изменения оптового. Например, в сегменте бензина оптовые с мая по июнь повысились на 18%, а розничные всего на 3%. К тому же, как подчеркивает Виктор Костюков, розничные несут в себе социальную окраску и потому жёстко регулируются государственными службами.

 

Что ж, может быть на определенном, к тому же кризисном этапе, это не самый худший вариант. Но очевидно также и другое – какими бы стандартами у нас не обозначали топливо, оно должно быть качественным, а цены на него соотноситься с покупательной способностью его потребителей.

Читайте также:

Гидравлический экскаватор: история создания, классификация, область применения
Гидравлический экскаватор: история создания, классификация, область применения

Работа на любом современном производстве практически полностью автоматизирована. Применение спецтехники значительно облегчает

Зимние шины: особенности национальной эксплуатации
Зимние шины: особенности национальной эксплуатации

Когда зима начинает оказывать влияние на транспортные перевозки, закономерно, что перевозчики хотят сохранить

Фасадные подъёмники: особенности конструкции и использование
Фасадные подъёмники: особенности конструкции и использование

Сегодня сложно найти область строительства, где бы не использовались подъёмные фасадные механизма. Монтаж лёгких металлоконструкций,