Разбавленное топливо и маржинальная прибыль

Андрей Заболотский

Проверка АЗС, инициированная президентом в апреле этого года, завершилась в октябре, показав вполне ожидаемые и неутешительные результаты – треть реализуемого топлива фальсифицирована.

И действительно, чего-то сверхординарного в данном факте нет: проблема некачественного топлива существует и обсуждается на протяжении ряда лет, да и проверки АЗС регулярно проводятся. Ищет полиция, усердствуют Генпрокуратура и Росстандарт, не остаются в стороне и различные общественные организации, журналисты, да и просто активные граждане-автомобилисты. Но время словно остановилось, иными словами «а воз и ныне там». Не дают ощутимых результатов налагаемые штрафы и возбуждаемые уголовные дела. Вот и президент, хоть и вскользь, но снова упомянул на прошедшем в конце октября заседании Комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса о проблемах с качеством топлива на АЗС, о необходимости усиления контроля.

Усиливать то, конечно нужно, однако по мнению экспертов, вряд ли стоит ожидать каких-то положительных изменений, если в корне не изменить существующее положение дел. О последнем, впрочем, можно только мечтать, настолько тупиковой представляется ситуация на топливном авторынке.

 

Зависимость независимых

И крайними – главными виновниками – в компаундировании (или, что проще, «разбодяживании») топлива уже который год выставляются так называемые независимые АЗС. И разногласий в этом вопросе у экспертов, контролеров и проверяющих нет: на бензоколонках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) заправка некачественным топливом практически исключена, в то время как на частных такие «сюрпризы» редкостью не являются.

Продажу суррогатного топлива последними, по мнению нашего топливного эксперта Виктора Костюкова, можно считать, если абстрагироваться от понятия «обман покупателя», мерой вынужденной:

- В основе – диспропорция между розничными и оптовыми ценами, о чем уже неоднократно говорилось и писалось. Оптовые цены формируются на бирже в относительно свободном режиме, а розничные сдерживаются негласным правилом «инфляция минус». В результате торговать независимым заправщикам товарным топливом порою убыточно. Для снижения себестоимости докупаются на рынке дешёвые компоненты, как правило, прямогонный бензин, октаноповышающие добавки. Про серу мало кто и заморачивается, лишь бы октан вытянуть на приемлемый уровень. И, кстати, про несоответствие октанового числа требованиям паспорта проверяющие органы почему-то не сообщают.

Он также отмечает, что про риск заправки авто некачественным топливом известно всем и давно. Может быть поэтому, почти 60% независимых заправок в общем количестве АЗС реализуют от силы 33% топлива.

Очевидно также, что именно в диспропорции (опт-розница) цен кроется тяга независимых к компаундированию топлива. Истребить её можно только вместе с уничтожением института независимых АЗС. Впрочем, доля этого сектора, как считает эксперт, непрерывно снижается, так что вряд ли есть нужда в принятии принудительных административных мер.

Да и потом при наличии, каких-никаких рыночных отношений такой подход не представляется вероятным. К тому же, несмотря на очевидные трудности, независимые топливные заправщики пока держатся и продолжают отстаивать свои рыночные позиции в длящемся уже не один год противостоянии с «монополистами»- ВИНКами. Например, их интересы представляет и по мере возможностей продвигает партнерство «Независимые отечественные трейдеры». Обращения руководителей этой организации в ФАС с жалобами на монополизацию автозаправочного рынка вертикально-интегрированными компаниями приводило к тому, что тем все-таки приходилось выплачивать штрафы.

Но в целом основных проблем для независимых заправщиков эти обращения не снимают.

Так в этом году независимые сети определенно испытывают трудности, и очень серьезные. За последние четыре месяца, что наглядно отражено в приведенной ниже таблице, маржинальность торговли бензинами (разница между мелкооптовой и розничной ценой, без учёта доставки и операционных затрат АЗС) опустилась ниже 10-процентного уровня.

 

 

 

Получается, что этот сегмент убыточен для независимых сетей АЗС. И чтобы хоть как-то вписаться в рынок с искусственно сдерживаемыми розничными ценами, владельцам независимых АЗС ничего не остается делать, как идти на нарушения, скупая дешёвые компоненты в виде прямогонных фракций и октаноповышающих добавок и т.д., и т.п.

Очевидно и то, что в борьбе с бодяжниками не поможет и ужесточение наказаний. Здесь, кстати, уместно будет привести высказывание и официального лица.

- Бороться с контрафактом на топливном рынке с помощью действующих норм крайне затруднительно – штрафы минимальны, бензоколонку за нарушения закрыть практически невозможно… – отмечает глава Росстандарта Алексей Абрамов.

И добавим, что в сложившейся ситуации экономические методы также невозможны, поскольку различны принципы формирования цен.

В связи с этим Виктор Костюков в очередной раз подчеркивает:

- Оптовые цены формируются на бирже и более-менее соответствуют статусу рыночных, а розничные ограничены негласным административным потолком – процентом инфляции. И выхода нет. Отпустить из-под госконтроля розницу – значит получить социальный взрыв возмущения. Оставить всё как есть – значит смириться с некачественным топливом на АЗС и постепенным вымиранием независимой розницы. Похоже, что этот вариант государственные мужи сегодня считают наиболее приемлемым.

Другое дело – сколько по времени этот процесс будет продолжаться. Ведь иногда, кажется что слова «время остановилось» – не фигура речи. Например, в статье «Топливное соперничество» в разговоре с экспертом упоминаются те же 10%, ниже которых упала маржинальность продаж бензина. А посему для независимых заправщиков остаются, по сути, только два выхода – «скручивать шланги» (то есть, закрываться), или «бодяжить» топливо, понижая его себестоимость.

 

Цивилизованное решение

Впрочем, выход из сложившейся непростой ситуации все же есть. Правда, он не нов и, тем более, не оригинален. Но, пожалуй, по мнению нашего эксперта, оптимален. Он считает, что введение системы франчайзинга было бы вполне обоснованным и цивилизованным вариантом решения проблемы. В выигрыше от этого будут все участники рынка – производители, продавцы и покупатели топлива.

- Но, – замечает Виктор Костюков, – как ни привлекательна идея передачи права независимым АЗС торговать под известной торговой маркой по правилам и процедурам, принятым в нефтяной компании, данная форма существования независимой розницы в своё время не привилась (об этом, кстати, тоже говорилось в упомянутой выше статье). Хотя со стороны нефтяных компаний предложений было предостаточно. Сегодня не видно даже попыток реанимировать проект. А раз нет желания у независимых заправщиков работать по установленным в мире формам, значит у них нет и будущего. 

Что ж, сказано довольно жестко, но перемен в любом случае не избежать. А чтобы они были менее болезненными для независимых продавцов топлива, желательно, чтобы те все-таки сменили курс отторжения на процесс переговоров, и по возможности его ускорили.

 

Суррогат остается, а цены растут…

От суррогатного топлива, понятное дело, никуда не денешься – примета российского автозаправочного рынка. Впрочем, к топливным приметам можно отнести и начавшийся рост цен на дизельное топливо.

Итак, традиционно, о ценовых топливных метаморфозах.

Эксперты компании «Алгоритм. Топливный интегратор» отмечают, что, несмотря на сокращение потребления дизельного топлива на внутреннем рынке относительно прошлого года примерно на 17%, возросшие оптовые цены на зимний дизель подтолкнут цены на АЗС вверх. К примеру, по последним торгам на СПбМТСБ, биржевой региональный индекс «Москва ДТZ» на зимнее топливо сложился на уровне 37 700-37 800 р/тн (при пересчёте на литровые - 31,85-31,90 руб./л). Добавив к этим биржевым ориентирам 3-процентную мелкооптовую добавку и 10-процентную розничную маржу, выходим, как минимум на розничную цену порядка 36 руб./л. Впрочем, выше этой планки уже установлена цена на АЗС ЛУКОЙЛа.

 

 

По последнему мониторингу московских АЗС, проведённому Московской топливной ассоциацией 2 ноября, цены на бензин сохранились весь октябрь на средних значениях по 37,40 руб. за литр Аи95 и по 34,76 руб. за литр Аи92. Средние цены на дизельное топливо приросли на 9 коп., с 35,46 до 35,55 руб./л. А источником роста стал ЛУКОЙЛ, повысивший цены на собственной сети с 35,92 до 36,42 руб./л.

Так что дизель в преддверье  зимы по всем приметам и без оных начинает дорожать. Но рост цен вряд ли положительно отразится на его качестве – оно, как известно, до сих пор оставляет желать лучшего.

 

Автор выражает благодарность аналитикам компании «Алгоритм. Топливный интегратор» за предоставленную информацию.

Читайте также:

С какими компаниями предпочитают работать крупные таможенные брокеры
С какими компаниями предпочитают работать крупные таможенные брокеры

Многие участники внешнеэкономической деятельности на постоянной основе сотрудничают с таможенными брокерами, которые занимаются решением широкого

Особенности залога в автоломбарде
Особенности залога в автоломбарде

Бизнес автоломбардов регулируется  законом Российской Федерации «О ломбардах» и законом  «О залоге», где описан механизм

Выбираем подержанный автомобиль
Выбираем подержанный автомобиль

Как выбрать подержанный автомобиль? Покупка подержанного автомобиля может принести немало неприятных сюрпризов. С первого