Грузовые итоги года

Александр Котов

 

 

Место новинок на рынке грузовиков и легких коммерческих автомобилей


2015 год походит к концу, и можно уже подвести некоторые итоги. Рейтинги продаж автомобилей в РФ формировались в этом году в условиях, отличных от тех, к которым покупатели и продавцы машин привыкли за предыдущие годы: весь год ощущалось сильное влияние на авторынок непростой экономической ситуации, начавшееся еще в 2014 году.

 

Если продажи легковых автомобилей (без учета легких коммерческих), по оценке аналитического агентства «Автостат», упадут по итогам 2015 года на 37%, то по грузовикам падение ожидается еще более существенное. Новых грузовиков, согласно ноябрьскому прогнозу «Автостата», в стране будет продано в 2015 году около 50 тысяч, или на 43% меньше, чем год назад. На этом фоне предполагаемое падение рынка новых легких коммерческих автомобилей будет не таким большим: объем продаж снизится примерно до 105 тысяч машин, или на 31%.

 

Ситуация на авторынке развивалась в этом году в условиях почти непрерывного роста цен. В итоге средневзвешенная цена нового автомобиля уже по итогам трех кварталов стала на 18% выше, чем год назад. Негативная динамика продаж новой автотехники складывалась даже на фоне работы госпрограмм поддержки авторынка (программы обновления парка, льготного кредитования и льготного лизинга).

 

Предполагается, что в ближайшее время отрицательная динамика будет только усиливаться, а следующий год, скорее всего, будет не менее трудным для рынка новых коммерческих автомобилей, чем нынешний. Многое по-прежнему будет зависеть от программ господдержки авторынка.

 

Каким же автомобилям отдают в этот непростой период предпочтение отечественные покупатели, и какое место в рейтингах продаж занимают новые модели? (Количество проданных экземпляров приводится по данным агентства «Автостат»).

 

 

1. ГАЗ ГАЗель-Next (продано 11889 шт. за 11 месяцев 2015 г.)

 

– несомненный лидер продаж в РФ среди коммерческих автомобилей, появившихся на рынке относительно недавно. Причем ГАЗель NEXT продается заметно лучше старой Газели ГАЗ-3302: как по числу экземпляров (в ноябре 2015 года – 1205 штук новой Газели против 786 штук старой), так и по динамике (продажи старого ГАЗ-3302 в условиях кризиса упали на 42,9% по сравнению с прошлым годом, а продажи автомобиля ГАЗель NEXT – только на 34,6%).

 

Напомним: серийный выпуск автомобиля ГАЗель-Next начался в апреле 2013 г. Несмотря на двухлетний возраст модели, осень 2015 года оказалась богатой новостями, связанными с машинами этого семейства. Вот вкратце некоторые из них.

 

Во-первых, в октябре начался выпуск автомобиля ГАЗель NEXT с дизелем повышенной мощности Cummins ISF 2.8 (мощность увеличена со 120 до149,6 л.с., крутящий момент – с 270 до 330 Нм). Одновременно были усилены коробка и задний мост. Пришлось усилить и сцепление: внешний диаметр ведомого диска нового сцепления ZF Sachs составляет280 ммвместо прежних 240.

 

Теперь дизели повышенной мощности ставятся на все дизельные модификации автомобиля ГАЗель NEXT, кроме автобусов малого класса (речь идет о 18-местной модификации A63R42 для пригородных маршрутов, и 18-местной A64R42 для городских маршрутов, на которые по-прежнему ставятся дизели Cummins мощностью120 л.с.).

 

Кроме того, в октябре «Группа ГАЗ» начала серийное производство цельнометаллического фургона ГАЗель NEXT. С запуском этой модели «Группа ГАЗ» заняла место в сегменте фургонов с объемом кузова более13 м?, в котором прежде присутствовали модели исключительно зарубежных производителей. Налажен выпуск сразу двух модификаций новой модели: это грузовой фургон, и грузопассажирский фургон-комби. У грузового фургона объем кузова равен13,5 м?. Это на 30 % больше, чем у Газелей предыдущего поколения.

 

Недавно завершился организованный «Группой ГАЗ» автопробег, в котором участвовала и ГАЗель NEXT с двигателем EvoTech. Это масштабное мероприятие началось еще 4 мая. Пробег стартовал в Иркутске и финишировал в Нижнем Новгороде. Участвовавшая в нем ГАЗель NEXT оборудована кабиной с двумя рядами сидений. Двигатель EvoTech – бензиновый, объемом2,7 л– совместная разработка «Группы ГАЗ» и южнокорейской компании Tenergy. Заявленный производителем ресурс мотора – 400 тысяч км. Гарантия – 3 года или 150 тысяч км.

 

Наконец, нынешней осенью на выставке GasSuf-2015 в Москве «Группа ГАЗ» в очередной раз напомнила о своих планах выпуска битопливной модификации модели – ГАЗель NEXT CNG, работающей на бензине и природном газе. Этот автомобиль, по расчетам производителей, позволит его покупателю экономить на топливе от 150 тысяч рублей в год. В средней части машины установлена «гирлянда» из четырех стандартных 50-литровых баллонов для природного газа, расположенных поперек автомобиля. Общий запас хода на одной полной заправке обеими видами топлива должен составить700 км, из них300 км– на газе.

 

Ожидается, что ГАЗель NEXT CNG будет выпускаться серийно с середины 2016 г. И раз уж речь зашла об экономии, ключевым вопросом будет стоимость битопливной модификации. Точную цену пока, естественно, не называют. Но некоторое представление о ней можно получить на примере имеющейся сегодня в продаже битопливной модификации старой «Газели» – она стоит примерно на 75 тысяч рублей дороже аналогичной бензиновой версии. Так вот, по словам стендистов ГАЗа, ожидается, что для ГАЗели NEXT разница в цене между битопливным и бензиновым автомобилем будет несколько большей, хотя и ненамного.

 

 

2. LADA Largus (продано 5658 шт за 11 месяцев 2015 г.)

 

– эта модель заняла седьмое место в рейтинге продаж новых легких коммерческих автомобилей в стране. Но модели, обогнавшие ее, за исключением ГАЗели NEXT, известны потребителям уже много лет, например Газель ГАЗ-3302, и УАЗ-3909. Продажи Ларгуса, как и ГАЗели NEXT, просели по сравнению с прошлым годом значительно меньше, чем в среднем по рынку. То есть те, кто, несмотря на кризис, покупает новый автомобиль, все чаще делают выбор в пользу новых моделей.

 

Что касается последних обновлений самого Ларгуса, самая свежая новость такова: ОАО «АВТОВАЗ» подписало совсем недавно меморандум о развитии технологий и инфраструктуры по использованию газомоторного топлива в Самарской области с правительством этого региона и другими партнерами. В рамках этого соглашения ОАО «АВТОВАЗ» выпустит партию такси LADA Largus на природном газе, и будет наблюдать за их эксплуатацией. Правда, точные сроки производства этой партии пока не обнародованы.

 

 

3. ГАЗ ГАЗон-Next (продано 2715 шт за 11 месяцев 2015 г.)

 

– эта модель пока занимает третье место в рейтинге продаж новых грузовиков в стране, сразу после проверенных временем КАМАЗов хорошо известных серий 6511 и 4311. Но если по моделям-лидерам, занимающим первые две строчки, продажи по сравнению с прошлым годом заметно упали, то количество продаваемых экземпляров ГАЗона-Next, наоборот, растет.

 

Напомним, модель вышла на рынок почти ровно год назад: продажи начались в самом конце октября 2014 года. А в сентябре 2015 был представлен седельный тягач ГАЗон-Next. На выставке Comtrans-2015 он демонстрировался с одноосным полуприцепом с объемом50 м?, однако в будущем предусмотрена возможность увеличения объема до80 м?. Грузоподъемность автопоезда составляет 10 тонн – это вдвое выше, чем у базовой модели ГАЗона-Next. Чтобы сохранить необходимую динамику машины, на тягач ставится двигатель ЯМЗ-534 с более высоким крутящим моментом, чем у базовой модели, что, в свою очередь, потребовало усиления коробки передач и ведущего моста.

 

Довольно значительная грузоподъемность в сочетании с относительно невысокой стоимостью тягача и полуприцепа должна, по замыслу производителя, сделать этот автопоезд самым выгодным для перевозчика транспортом в своем сегменте.

 

Еще одна новая модификация ГАЗона-Next была представлена на выставке GasSuf-2015 в октябре. Продемонстрированный ГАЗон-Next CNG представляет собой чисто газовый (без возможности работы на бензине) грузовик c двигателем ЯМЗ-534 CNG рабочим объемом4,45 ли мощностью148,8 л.с.

 

На машине установлены 7 стандартных пятидесятилитровых баллонов, и одной заправки природным газом должно хватить примерно на370 кмхода. По словам стендистов «Группы ГАЗ», перевозчики – потенциальные покупатели новой модификации – с большим воодушевлением отнеслись к тому, что автомобиль работает исключительно на газе: мало того, что это должно быть выгодно само по себе, так еще и газ, в отличие от бензина, водитель не сможет слить, чтобы продать его «налево»! Ожидается, что ГАЗон Next CNG начнут выпускать серийно с лета 2016 года.

 

 

4. КАМАЗ 5490 (продано 672 шт за 11 месяцев 2015 г.)

 

– модель, которая заняла по итогам 11 месяцев пятое место по количеству проданных экземпляров среди новых грузовиков. Магистральный седельный тягач КАМАЗ 5490 призван заменить машины серии 5460, выпускающиеся еще с 2003 г.

 

Первый серийный КАМАЗ 5490 сошел с конвейера в конце 2013 г., за весь 2014 г. было выпущено около полутысячи грузовиков. Производитель следил за их эксплуатацией и вносил необходимые коррективы: с января 2014 г. шел постоянный мониторинг 45 тягачей КАМАЗ 5490, работавших на двух разных предприятиях. За 17 месяцев их пробег достиг около230000 км, и все возникшие проблемы удалось устранить: в ходе отзывных компаний заменялись не только вышедшие из строя узлы, но вообще те, которые проявили себя, как ненадежные.

 

В середине 2015 г. КАМАЗ провел в нескольких городах страны тест-драйвы сразу четырех грузовиков новой линейки (двух магистральных тягачей, один из которых был оснащен автоматической коробкой; трехосного тягача и трехосного бортового грузовика). В ходе мероприятия представители КАМАЗа пояснили: тест-драйвы были устроены именно в этом году неслучайно, ибо теперь новые КАМАЗы окончательно доведены – избавлены от всех «детских болезней».

 

Похоже, это заявление подтверждается покупательским спросом. Правда, в абсолютных числах новых КАМАЗов продается пока еще гораздо меньше, чем старых проверенных моделей. Но если по старым моделям число продаж упало на 30-50 %, то по новым оно, наоборот, выросло в разы! За 11 месяцев 2014 г. продано 253 автомобиля КАМАЗ 5490, а за 11 месяцев 2015 г. – 672, т.е. в 2,66 раза больше!

 

На новых КАМАЗах установлены двигатели Mercedes-Benz OM457LA и Daimler OM457LA – рядные шестицилиндровые, рабочим объемом11,97 л, мощностью 401-428 л.с. В сочетании с ними используется механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF, либо 12-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF-AS Tronic. Мосты – Daimler HL6, с заявленным ресурсом 1 миллион км пробега.

 

В комплектацию новых КАМАЗов включены кондиционер, электростеклоподъемники, электроуправление и подогрев зеркал, электропривод люка в крыше, предпусковой жидкостный подогреватель с автономным бачком, автономный отопитель кабины, центральный замок, радиоприемник с USB-входом. Комбинация приборов здесь с жидкокристаллическим дисплеем, сиденье – на пневмоподвеске, рулевая колонка – регулируемая. Кабина всех модификаций автомобилей серии 5490 получила единый, современный и узнаваемый внешний облик.

 

Пожалуй, самое впечатляющее в нынешнем году нововведение, касающееся покупателей новых КАМАЗов, таково: с июля 2015 г. на все модификации автомобилей КАМАЗ 5490, 65206 (такое обозначение имеет тягач 6х4 новой линейки) и 65207 (это бортовой грузовик 6х4 новой линейки) установлен увеличенный межсервисный интервал –60000 кмпробега.

 

Наконец, еще одна новость: следуя общей для новых моделей на российском рынке тенденции, осенью КАМАЗ представил на выставке GasSuf-2015 тягач КАМАЗ 5490 DDF. Этот грузовик, соответствующий стандарту Евро-5, оборудован газодизельной системой Landi Renzo Diesel Dual Fuel. Двигатель – Mercedes-Benz мощностью428 л.с. При работе в газодизельном режиме он потребляет до 55 % дизтоплива, необходимых для воспламенения газовоздушной смеси, а оставшиеся 45 % замещает природный газ. По словам стендистов, газодизельный КАМАЗ будет стоить примерно на 600 тысяч рублей дороже обычного дизельного тягача той же модели, который стоит сегодня примерно 3,8-4,2 миллиона рублей. Уже через несколько месяцев эта разница может окупиться, поскольку пробег у тягачей значительный. Но многое будет зависеть от доступности газовых заправок на основных маршрутах, на которых будет эксплуатироваться машина.

 

Впрочем, КАМАЗ 5490 DDF, показанный на выставке – это пока опытный образец. Предполагается, что серийный выпуск таких грузовиков начнется в конце 2016 года.

 

 

Топ-10 моделей LCV* В РФ в ноябре 2015 по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»

Модель

Ноябрь 2015

Ноябрь 2014

Изм.,

%

Январь-ноябрь 2015

Январь-ноябрь 2014

Изм.,

%

 

 

 

 

 

 

 

 

1

GAZ GAZELLE NEXT

1 205

1 865

-35,4

11 889

18 186

-34,6

2

УАЗ 3909

818

1 058

-22,7

8 689

8 107

7,2

3

GAZ 3302

786

1 442

-45,5

11 025

19 297

-42,9

4

GAZ 2705

563

442

27,4

4 154

4 602

-9,7

5

MERCEDES SPRINTER

514

1 066

-51,8

6 283

6 674

-5,9

6

УАЗ 2206

514

805

-36,1

6 613

5 656

16,9

7

LADA LARGUS VU

500

770

-35,1

5 658

7 781

-27,3

8

GAZ 3221

342

504

-32,1

3 012

4 645

-35,2

9

FORD TRANSIT

318

613

-48,1

3 254

6 621

-50,9

10

GAZ 2752

252

252

0,0

2 640

2 612

1,1

 

ВСЕГО

7 221

12 475

-42,1

82 768

123 233

-32,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*LCV – в данном случае это коммерческие грузовики и микроавтобусы полной массой до 3,5 т и вместимостью до 17 пассажиров (исключения: до 6 т и до 19 пассажиров, если ТС изготовлено на базе модели, входящей в сегмент LCV). Из числа пикапов к категории LCV отнесены только пикапы производства ВИС (ВазИнтерСервис), как используемые преимущественно в коммерческих целях.

 

 

Топ-10 моделей грузовых автомобилей* в РФ в ноябре 2015 по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»

Модель

Ноябрь 2015

Ноябрь 2014

Изм.,

%

Январь-ноябрь 2015

Январь-ноябрь 2014

Изм.,

%

1

KAMAZ 6511

379

519

-27,0

4 606

8 081

-43,0

2

KAMAZ 4311

339

397

-14,6

3 516

5 223

-32,7

3

GAZ GAZON NEXT

266

22

5,0

2 715

23

5,0

4

KAMAZ 6520

227

262

-13,4

1 871

3 809

-50,9

5

KAMAZ 5490

164

103

59,2

672

253

165,6

6

MERCEDES ACTROS

139

128

8,6

1 177

1 501

-21,6

7

KAMAZ 5350

115

61

88,5

814

997

-18,4

8

HYUNDAI HD 78

108

125

-13,6

1 461

1 961

-25,5

9

SCANIA R

108

43

151,2

814

1 019

-20,1

10

MAN TGS

107

448

-76,1

1 447

3 394

-57,4

 

ВСЕГО

4 133

6 075

-32,0

45 374

79 086

-42,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Грузовой автомобиль – в данном случае это транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов.

Фото Александр Котов, Группа ГАЗ

Читайте также:

Покупка авто
Покупка авто

Не секрет, что основными покупателями автомобилей является сильная половина человечества. Для мужчины покупка авто — это реализация

Страховая лихорадка
Страховая лихорадка

Рынок страховых услуг в России применительно к автомобильному транспорту находится в стадии непрерывного совершенствования.

Инфорком: новые горизонты
Инфорком: новые горизонты

О радикальных изменениях клиентской ориентации «Инфоркома» за последние два года уже знают не только те,