Автопром-2016: прогнозы и опасения

Андрей Заболотский

Уходящий год для отечественного автопрома стал в полном смысле слова провальным. Наступающий тоже ничего хорошего не сулит: производство автомобилей всех классов упадет на 5 процентов.

Именно такой «процентный прогноз» на 2016 год поступил из Минпромторга РФ, а каким будет спад на самом деле остается только гадать. Впрочем, прогнозами-гаданиями заниматься сегодня свойственно не только чиновникам министерства. Но в любом случае, очевидно, что на плаву отрасль продержится ровно столько, сколько в этом же состоянии будет пребывать вся наша экономика. Положение дел в последней пока позволяет выделить отрасли в новом году около 50 млрд. рублей. Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, в частности, заявил, что выделение 40 млрд. рублей вряд ли снизят прогнозируемые 5% в 2016 году, а 50 млрд. рублей позволят отрасли сохранить уровень 2015 года.

 

 

С господдержкой в год грядущий…

То, что вложение государством миллиардов рублей в отечественный автопром будет продолжено, сомневаться не приходиться: в конце декабря в правительстве принимают решение о господдержке спроса на авто в первом полугодии 2016-го. Министр Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что 20 миллиардов будет выделено на дальнейшее развитие программ льготных автокредитования и лизинга, утилизации и «trade-in». Такие вот полугодичные циклы денежных вливаний в отрасль, что, кстати, объяснимо продолжающейся девальвацией рубля и очередным нащупыванием очередного дна российской экономикой. Сколько и куда вкладывать понятнее будет по прошествии первых шести месяцев.

 

Следует отметить, что все эти «миллиардные подпитки» отрасли, упоминаемые чиновниками на совещаниях и экспертных советах, явно недостаточны для того, чтобы в ближайшей перспективе вывести ее из кризисного состояния. На экспертном совете в Думе замминистра Минпромторга Александр Морозов посетовал на «жесткие бюджетные ограничения», и «скудные средства, выделяемые государством» на отраслевые нужды.

 

Не добавляет оптимизма и тот факт, что при грядущей новой волне обесценивания рубля вряд ли удастся остановить падение спроса на авто. Соответственно, что само собой разумеется, не стоит рассчитывать и на рост их производства.

 

Наибольшие потери в отрасли пришлись на сегмент грузового транспорта. Агентство «Автостат» приводит такие данные: «объем российского рынка новых грузовых автомобилей в ноябре 2015 года составил 4,1 тыс. шт. Это на 32% меньше, чем в ноябре прошлого года. По итогам одиннадцати месяцев (январь-ноябрь) текущего года объем рынка новых грузовых автомобилей составил 45,4 тыс. шт., падение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – 42,6%».

 

В Росстате отмечают снижение в объемах выпуска грузовых авто и автобусов: «за 11 месяцев текущего года было выпущено на 16,2 процента меньше машин этого класса (грузовиков), чем в прошлом году - всего 116 000 экземпляров. Производство автобусов снизилось на 17,1 процентов, до 32 400 единиц».

 

Когда смотришь на этот статистический набор цифр-процентов, возникает ощущение, для определения которого подходит, например, всем известная фраза «ну вот, приехали…».

 

Но, оказывается, не все так печально: в каждом минусе, как говорится, есть свой плюс. И пока еще «едем…». Обнадеживающе выглядят прогнозы некоторых аналитиков, утверждающих, что российский авторынок восстановится к 2019-20 годам. Так, в Boston Consalting Group (BCG) полагают, что в пятилетней перспективе среди игроков отрасли может появиться стратегический лидер, а также предрекают появление новых факторов, которые и будут определять ситуацию на рынке. Главным среди них (по определению BCG) станет «усиливающаяся неопределенность». Звучит, прямо скажем, несколько туманно, так же как и 10% ежегодного прироста авторынка, прогнозируемых все той же BCG. Интересно откуда возьмутся эти проценты, если главной задачей сейчас – для министерств-ведомств и, непосредственно, производителей – становится удержание авторынка от дальнейшего обвала.

 

 

Равнение на экспорт

Главное – «год простоять», а там видно будет. Отсюда и заявления того же Дворковича о продолжении поддержки федеральных отраслевых программ в 2016 году с предельно возможным государственным денежным наполнением.

 

Если рассматривать еще какие-то направления, дающие возможность вывода отечественного автопрома из ступора, то определяющей здесь, несомненно становится экспортная составляющая. В Минпромторге заявляют о том, что поддержку отрасли в 2016 году необходимо основывать на создании условий для повышения экспортоориентированности автопроизводства. И подчеркивают – с не меньшим, чем в два раза ростом экспорта на целевые внешние рынки. Призывает автопроизводителей резко (с удвоением экспорта) развернуться на внешние рынки и вице-премьер Игорь Шувалов.

 

Производители заверяют, что постараются. Уже прозвучали обещания удвоить экспорт от представителей КамАЗа и ГАЗа, лидеров в производстве коммерческого, грузового автотранспорта. И предпосылки для «разворота» вроде бы есть.

 

 


Что идет на экспорт?

Грузовики КамАЗа – продукция, пользующаяся неплохим спросом на мировом авторынке. Сегодня их сборка налажена в Индии, Вьетнаме, Азербайджане. Открываются производства в Аргентине и Бразилии.

В 2014 году, когда экспорт камазовских грузовиков вырос вдвое, во Вьетнаме, например, сразу же после открытия производства было продано 150 машин, и более чем 100 машин в первом квартале 2015 года.

Неплохо выглядит зарубежный рыночный охват и у ГАЗа. На экспорт сегодня уходит до 18% производимых автомобилей. Сборка такой известной модели как «Газель Некст» осуществляется уже в целом ряде стран. В перспективе – организация 30 сборочных площадок в 25 странах. В приоритетных партнерах Куба, Монголия, Вьетнам и некоторые государства Африки и Латинской Америки.


 

 

Правда в возможностях удвоения экспорта той же коммерческой техники присутствует и сегодняшняя «ложка дегтя» – неполная занятость. В «лидерах» здесь, кстати, КамАЗ. Из данных, приведенных Рострудом, следует, что из переведенных в 2015 году российскими предприятиями на неполную занятость 62 тысяч человек половину составляют сотрудники КамАЗа.

 

Терминология «поддержание занятости, оптимизация численности персонала» всего лишь расхожий штамп, не всегда отражающий действительную картину происходящего. Да и количество «неполно занятых» в цифрах не всегда совпадает – все зависит от того, кто и что пытается представить в той или иной ситуации, для получения, например, финансирования по программам занятости.

 

Понятно, что так называемая «оптимизация» проблема весьма серьезная. Ее следствие – увеличение числа безработных и возникновение целого ряда проблем с этим связанных. За примерами далеко ходить не надо. На КамАЗе, флагмане российской автомобильной индустрии, все идет поступательно… вниз. Статданные показывают, что «в 2014-м продажи завода сократились на 14,4%, до 32,6 тыс. грузовиков, в 2015 году падение резко усилилось. По итогам января-августа в России было продано 10,5 тыс. машин – на 42,1% меньше, чем за тот же период прошлого года».

 

По мнению некоторых экспертов, оптимизация штата для производителей автотранспорта может только усугубить существующие проблемы. И еще одной из них будет нехватка квалифицированных кадров на меняющемся растущем рынке.

 

Однако, несмотря на множащиеся проблемы авторынка, установку на увеличение экспорта будут продвигать по мере возможностей. И в этом есть определенный резон: девальвация рубля выгодна (о чем не раз говорилось) экспортерам. Загрузка и обновление производственных мощностей, валютные поступления и т.д. Такие вот, со всеми вытекающими, преимущества.

 

Рецепты, касающиеся необходимости усиления экспорта, есть и у аналитиков рынка. Эксперт Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин уверен, что ставка на экспорт обязательно себя оправдает. На экспертном совете в Думе он подчеркнул, что для успешного развития этого направления упор следует сделать, прежде всего, на снижение себестоимости и повышение производительности в автомобильной отрасли. Другого фундаментального пути, как заметил он, сегодня просто нет. Существующее «окно возможностей» надо использовать для наращивания объемов. Это позволит, в свою очередь, гарантировать определенные объемы продукции, выпускаемой в локализованных производственных зонах. И даст возможность производителям без увеличения ресурсной базы, численности персонала уделять больше внимания производительности, которую сегодня необходимо увеличить в разы.

 

Успешным развитие данных установок в сферах экспорта и локализации будет только при наличии сформированной современной базы производителей и поставщиков автокомпонентов. Такая вот получается «цепочка», в которой каждое звено является не просто важным, а незаменимым.

 

Потом, сегодня как никогда правительству, профильным министерствам и ведомствам, всему российскому автомобильному сообществу требуется единый план действий, который аккумулирует в себе четкое понимание того, что в ближайшей (и отдаленной) перспективе сможет принести автомобильная отрасль экономике государства, чтобы оправдать финансирование и дополнительные инвестиции.

 

Последнее, отметим мы, немаловажно – вдруг «переборщат» с денежными вложениями в отрасль, а они себя не оправдают. Сегодня при оскудевающих бюджетных средствах такого допускать нельзя. Что касается «единого плана», то таковой, если только он возможен, почему-то ассоциируется с Госпланом времен СССР.

 

Впрочем, пускай будет всё, что поспособствует выводу автопрома из кризиса, и пусть наступивший новый 2016 год не станет годом сокращения персонала и остановки автомобильных производств. Ответственность нормального государства за возникновение подобных рисков очевидна. Поэтому всегда нужно быть начеку, и действовать на упреждение.

Фото Вадим Попов

Читайте также:

ЯМЗ-650 — рядная «шестерка» Часть I
ЯМЗ-650 — рядная «шестерка» Часть I

Сотрудничество отечественных автозаводов с зарубежными партнерами развивается по разным сценариям. Некоторые предприятия осваивают сборку чужих

Правильный и быстрый ремонт литых дисков.
Правильный и быстрый ремонт литых дисков.

Каждая ремонтная процедура, касающаяся автомобиля, должна производиться надлежащим образом. Знания, опыт и практические навыки в

Грузовой Ганновер: показ на падающем рынке
Грузовой Ганновер: показ на падающем рынке

Праздник в разгар рецессии