Плата за скорость и комфорт

Андрей Заболотский

 

Тема платных скоростных дорог, тех, которые наподобие немецких автобанов, сегодня одна из наиболее обсуждаемых в российском автомобильном сообществе.

 

Своеобразной актуальности ей, безусловно, добавила и последняя скандально-тарифная суета вокруг новой скоростной магистрали М11 Москва-Петербург. Впрочем, это все наносное, временное. А что касается дорожных скоростных реалий, то, по мнению экспертов, у нас высокоскоростных – на всем своем протяжении – дорог нет, а есть лишь отдельные, частично им соответствующие, участки на федеральных трассах.

 

Скорость, разрешенная  на этих участках, как правило, не превышает 110-130 км в час. Так что до тех же упомянутых автобанов с их запредельными по нашим меркам скоростями и качественной, продуманно обустроенной придорожной инфраструктурой нашим платным скоростным отрезкам федеральных дорог все-таки далеко.

 

И еще, о скоростном режиме: у немцев нет ограничения скорости, недопустима только скорость ниже 60 километров в час. У нас вопрос о том, какой должна быть предельная скорость на платных скоростных дорогах, находится пока в стадии рассмотрений и согласований. Впрочем, не это главное, сейчас все внимание сосредоточено на строительстве, развитии структуры платных скоростных дорог. Здесь, пожалуй, можно отметить и неплохие темпы, и даже некоторые успехи – опыт западно-европейских партнеров и активное сотрудничество с ними явно идет нашим дорожникам на пользу.

 

 

От слов к делу

И похоже на то, что поговорка «запрягаем медленно – едем быстро» применительно к платным дорогам с повышенной скоростью в российской действительности конца второго десятилетия двадцать первого века, наконец, обретает какие-то более-менее ясные очертания.

 

Предшествовала этому, как обычно, деятельность законотворческая. Так в 2007 году Госдума принимает закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем отражены основные определения и термины, установлены правила пользования коммерческими шоссе и зафиксировано условие обязательной бесплатной альтернативы для проезда.

 

Следует отметить, что в этом законе, подписанным президентом, довольно подробно прописаны такие важные аспекты как права и ответственность концессионеров, процедура установления и взимания платы на дорогах.

 

Через два года появляется постановление о создании структуры «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), основной задачей которой является строительство платных участков автотрасс и взимание платы с водителей. Отметим, что к 2015 году у этой организации, представляющей государство, под контролем находится уже более 3000 км российских автодорог.

 

Очередным, из последних этапов законодательной дорожной деятельности, стало декабрьское распоряжение 2015 года правительства РФ, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, о введении платы на новом участке автомобильной трассы М4 «Дон» – 117 - 225,6 км.

 

Этот платный (и восьмой по счету) отрезок одной из главных федеральных дорог стал самым протяженным (108,6 км) в структуре коммерческих дорог России.

 

Сегодня, если доверять последним статистическим выкладкам, платными являются участки восьми дорог федерального и регионального значения общей протяженностью 740 км. И расположены они на территориях восьми федеративных субъектов: Московской, Ленинградской, Воронежской, Липецкой, Псковской, Тверской, Тульской областях и в Санкт-Петербурге. Но опять же, справедливости ради, следует признать, что только часть из них, и то, с определенной долей натяжки, можно отнести к действительно скоростным.

 

 

По французским «лекалам»

С сопутствующим ей скандальным шлейфом, строится (полный ввод в эксплуатацию запланирован на 2018 год) упомянутая выше платная скоростная магистраль М11 Москва-Петербург. Вот она-то и должна, кстати, как следует из многочисленных заявлений чиновников и проектировщиков-строителей, стать той самой «действительно скоростной» во всех отношениях. В прошлом осталась эпопея с защитниками химкинского леса, но не избежало проблем и настоящее новой скоростной Ленинградки. Оно было отмечено в полном смысле слова взрывом возмущения водителей непомерно высокой платой за проезд, и сверхзагруженностью и без того «пробочной» старой Ленинградки М10.

 

Тарифы на платных участках М11 подмосковный губернатор Андрей Воробьев назвал катастрофой.

 

А вот справка о том, как совсем недавно выглядела – в тарифном исполнении – эта «катастрофа»: «Платный режим на участке с 15-го по 58-й км трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» (от Бусиновской транспортной развязки на МКАДе до города Солнечногорска) был введен 23 ноября 2015 года. При этом полная стоимость разового проезда от Москвы до аэропорта Шереметьево была установлена в размере от 100 руб. до 250 руб. (в зависимости от дня недели и времени суток), от МКАД до Зеленограда — 150-350 руб., от МКАД до Солнечногорска — 200-500 руб.».

И более наглядный пример:

 


Стоимость проезда на одном из участков М11

 

 

Да, что-что, а задирать цены, и не только на проезд по дорогам, у нас  научились. Но в данном конкретном случае, банкиры-концессионеры, явно не учли (что странно) некоторые нюансы наших государственных реалий. Один из разряда, так сказать, определяющих: если проблема каким-то образом привлекает внимание первого лица государства, то оно очень быстро (в ручном режиме) с ней разбирается.

 

После высказанного им на очередном (январском) форуме ОНФ (Общероссийский народный фронт) «ну вот сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, «вздули» цены так, что проехать невозможно», тарифы на проезд очень быстро, чуть ли не на следующий день, снизили на треть. И также быстро анонсировали так называемые программы лояльности, дающие возможность пользователям М11 существенно снизить расходы на проезд.

 

И наверняка последние возрадовались, ознакомившись с таким, например, заявлением: «Головной участок автомобильной трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург» от МКАД до Солнечногорска (15-58 км) – это новая современная дорога, построенная ООО «СЗКК» в соответствии с техническими и экологическими европейскими стандартами. Выбирая участок 15-58 трассы М11, водитель получает значительную экономию времени, комфорт и безопасность. Исходя из интересов автомобилистов, пользующихся дорогами Москвы и Подмосковья, и необходимости увеличения привлекательности дороги для различных слоев населения, ООО «СЗКК» совместно с Государственной компанией «Автодор» вводят специальные тарифные предложения, которые позволят значительно оптимизировать расходы на проезд по платному участку. Программы лояльности разрабатываются по итогам тщательного анализа и совместных консультаций и учитывают интересы всех групп населения, включая проживающих рядом с платным участком автолюбителей и юридических лиц, планирующих регулярное его использование».

 

Какая все-таки действенная штука этот режим «ручного управления».

 

Есть надежда, что российские автомобилисты получат в ближайшем будущем платную скоростную дорогу образцовую во всех отношениях. Тем более, что в проекте очень весомо участвуют французы. В официальных сообщениях значится, что «содержание участка 15-58 км, а также техническую и коммерческую эксплуатацию системы взимания платы и управления дорожным движением на нем осуществляет ООО «Объединенные Системы Сбора Платы» (ОССП) – крупнейший оператор платных дорог в России, совместное предприятие ПАО «Мостотрест» и французской компании VINCI».

 

Более подробно (года три назад) французских партнеров представил председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Он отметил, что российская сторона (в ходе строительства дорожного полотна и обустройства придорожных зон) будет ориентироваться на французские, в частности, экологические, стандарты. Иными словами все объекты – дорожное полотно, развязки, площадки для отдыха, освещение и т.д. – будут сооружаться с ориентиром на лучшие европейские образцы.

 

 

Стратегический инструмент развития страны

Представитель «Vinci Concessions» в России Виктор Побережнюк, выступая в конце 2015 года на конференции «Скоростные платные дороги в России», поделился опытом развития этого дорожного направления во Франции. Он подчеркнул, что проблем и трудностей в сегменте скоростных платных дорог – они были разные, в зависимости от того в каком состоянии в тот или иной период находилась экономика страны – избежать не удалось.

 

Сегодня ситуацию в отрасли можно считать стабильной – начиная с 2002 года, и по 2006 год была проведена приватизация компаний, занимающихся концессионной деятельностью. Так что и по настоящее время компании-концессионеры представлены только частным капиталом без какого-либо государственного вмешательства.

 

Современная система концессий – один из самых мощных и гибких механизмов, позволяющий финансировать широкую сеть дорожной инфраструктуры. Эта надежная альтернатива государству, и не только с финансовой точки зрения: создание безопасных надежных автодорог, высокий уровень сервиса для пользователя, причем без ущерба для окружающей среды, и много другое, что сегодня необходимо и востребовано, может обеспечить только компания-коцессионер.

 

В общем, как ни банально прозвучит, но есть что перенять у французских дорожников. Например, почти все скоростные автодороги проходят недалеко от населенных пунктов, но их близость почему-то никого (а это – более 95% населения страны) особо не раздражает. А не раздражает, прежде всего, потому, что дорожная инфраструктура до мелочей и в целом тщательно продумана. Есть и еще один существенный показатель, касающийся пользователей – 92% из них удовлетворены состоянием дорог и сервисом. И о тарифной политике (вопросе для нас больном и постоянно возникающем): во Франции тарифы за проезд регулируются Конституционным соглашением в соответствии с финансовым балансом, и какого-то яростного неприятия у пользователей, похоже, не вызывают.

 

Очень важны продуманность и сбалансированность. Впрочем, в реализации серьезных проектов скоростных магистралей должны учитывать все аспекты и факторы. Ведь по мнению Виктора Побережнюка, современная сеть скоростных автомобильных дорог – это стратегический инструмент экономического развития любой страны и особенно ее удаленных регионов. Последнее, заметим мы, особенно актуально и для российских окраин, где не то что скоростных, а иногда и обычных дорог не сыщешь.

Читайте также:

Тенденции в продажах на рынке РФ
Тенденции в продажах на рынке РФ

В посткризисный период продажи отечественной автомобильной техники растут, но в долевом отношении постепенно

Сколько стоит ремонт грузовика в Беларуси?
Сколько стоит ремонт грузовика в Беларуси?

Вопрос «где сделать ремонт в родной стране или лучше отдать своего «железного коня»

Манипулятор: перевозка бытовок быстро и качественно!
Манипулятор: перевозка бытовок быстро и качественно!

Строительными компаниями очень часто выполняется такая задача, как перевозка бытовок. Проще всего эта работа выполняется,