Плата за скорость и комфорт

Андрей Заболотский

 

Тема платных скоростных дорог, тех, которые наподобие немецких автобанов, сегодня одна из наиболее обсуждаемых в российском автомобильном сообществе.

 

Своеобразной актуальности ей, безусловно, добавила и последняя скандально-тарифная суета вокруг новой скоростной магистрали М11 Москва-Петербург. Впрочем, это все наносное, временное. А что касается дорожных скоростных реалий, то, по мнению экспертов, у нас высокоскоростных – на всем своем протяжении – дорог нет, а есть лишь отдельные, частично им соответствующие, участки на федеральных трассах.

 

Скорость, разрешенная  на этих участках, как правило, не превышает 110-130 км в час. Так что до тех же упомянутых автобанов с их запредельными по нашим меркам скоростями и качественной, продуманно обустроенной придорожной инфраструктурой нашим платным скоростным отрезкам федеральных дорог все-таки далеко.

 

И еще, о скоростном режиме: у немцев нет ограничения скорости, недопустима только скорость ниже 60 километров в час. У нас вопрос о том, какой должна быть предельная скорость на платных скоростных дорогах, находится пока в стадии рассмотрений и согласований. Впрочем, не это главное, сейчас все внимание сосредоточено на строительстве, развитии структуры платных скоростных дорог. Здесь, пожалуй, можно отметить и неплохие темпы, и даже некоторые успехи – опыт западно-европейских партнеров и активное сотрудничество с ними явно идет нашим дорожникам на пользу.

 

 

От слов к делу

И похоже на то, что поговорка «запрягаем медленно – едем быстро» применительно к платным дорогам с повышенной скоростью в российской действительности конца второго десятилетия двадцать первого века, наконец, обретает какие-то более-менее ясные очертания.

 

Предшествовала этому, как обычно, деятельность законотворческая. Так в 2007 году Госдума принимает закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем отражены основные определения и термины, установлены правила пользования коммерческими шоссе и зафиксировано условие обязательной бесплатной альтернативы для проезда.

 

Следует отметить, что в этом законе, подписанным президентом, довольно подробно прописаны такие важные аспекты как права и ответственность концессионеров, процедура установления и взимания платы на дорогах.

 

Через два года появляется постановление о создании структуры «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), основной задачей которой является строительство платных участков автотрасс и взимание платы с водителей. Отметим, что к 2015 году у этой организации, представляющей государство, под контролем находится уже более 3000 км российских автодорог.

 

Очередным, из последних этапов законодательной дорожной деятельности, стало декабрьское распоряжение 2015 года правительства РФ, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, о введении платы на новом участке автомобильной трассы М4 «Дон» – 117 - 225,6 км.

 

Этот платный (и восьмой по счету) отрезок одной из главных федеральных дорог стал самым протяженным (108,6 км) в структуре коммерческих дорог России.

 

Сегодня, если доверять последним статистическим выкладкам, платными являются участки восьми дорог федерального и регионального значения общей протяженностью 740 км. И расположены они на территориях восьми федеративных субъектов: Московской, Ленинградской, Воронежской, Липецкой, Псковской, Тверской, Тульской областях и в Санкт-Петербурге. Но опять же, справедливости ради, следует признать, что только часть из них, и то, с определенной долей натяжки, можно отнести к действительно скоростным.

 

 

По французским «лекалам»

С сопутствующим ей скандальным шлейфом, строится (полный ввод в эксплуатацию запланирован на 2018 год) упомянутая выше платная скоростная магистраль М11 Москва-Петербург. Вот она-то и должна, кстати, как следует из многочисленных заявлений чиновников и проектировщиков-строителей, стать той самой «действительно скоростной» во всех отношениях. В прошлом осталась эпопея с защитниками химкинского леса, но не избежало проблем и настоящее новой скоростной Ленинградки. Оно было отмечено в полном смысле слова взрывом возмущения водителей непомерно высокой платой за проезд, и сверхзагруженностью и без того «пробочной» старой Ленинградки М10.

 

Тарифы на платных участках М11 подмосковный губернатор Андрей Воробьев назвал катастрофой.

 

А вот справка о том, как совсем недавно выглядела – в тарифном исполнении – эта «катастрофа»: «Платный режим на участке с 15-го по 58-й км трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» (от Бусиновской транспортной развязки на МКАДе до города Солнечногорска) был введен 23 ноября 2015 года. При этом полная стоимость разового проезда от Москвы до аэропорта Шереметьево была установлена в размере от 100 руб. до 250 руб. (в зависимости от дня недели и времени суток), от МКАД до Зеленограда — 150-350 руб., от МКАД до Солнечногорска — 200-500 руб.».

И более наглядный пример:

 


Стоимость проезда на одном из участков М11

 

 

Да, что-что, а задирать цены, и не только на проезд по дорогам, у нас  научились. Но в данном конкретном случае, банкиры-концессионеры, явно не учли (что странно) некоторые нюансы наших государственных реалий. Один из разряда, так сказать, определяющих: если проблема каким-то образом привлекает внимание первого лица государства, то оно очень быстро (в ручном режиме) с ней разбирается.

 

После высказанного им на очередном (январском) форуме ОНФ (Общероссийский народный фронт) «ну вот сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, «вздули» цены так, что проехать невозможно», тарифы на проезд очень быстро, чуть ли не на следующий день, снизили на треть. И также быстро анонсировали так называемые программы лояльности, дающие возможность пользователям М11 существенно снизить расходы на проезд.

 

И наверняка последние возрадовались, ознакомившись с таким, например, заявлением: «Головной участок автомобильной трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург» от МКАД до Солнечногорска (15-58 км) – это новая современная дорога, построенная ООО «СЗКК» в соответствии с техническими и экологическими европейскими стандартами. Выбирая участок 15-58 трассы М11, водитель получает значительную экономию времени, комфорт и безопасность. Исходя из интересов автомобилистов, пользующихся дорогами Москвы и Подмосковья, и необходимости увеличения привлекательности дороги для различных слоев населения, ООО «СЗКК» совместно с Государственной компанией «Автодор» вводят специальные тарифные предложения, которые позволят значительно оптимизировать расходы на проезд по платному участку. Программы лояльности разрабатываются по итогам тщательного анализа и совместных консультаций и учитывают интересы всех групп населения, включая проживающих рядом с платным участком автолюбителей и юридических лиц, планирующих регулярное его использование».

 

Какая все-таки действенная штука этот режим «ручного управления».

 

Есть надежда, что российские автомобилисты получат в ближайшем будущем платную скоростную дорогу образцовую во всех отношениях. Тем более, что в проекте очень весомо участвуют французы. В официальных сообщениях значится, что «содержание участка 15-58 км, а также техническую и коммерческую эксплуатацию системы взимания платы и управления дорожным движением на нем осуществляет ООО «Объединенные Системы Сбора Платы» (ОССП) – крупнейший оператор платных дорог в России, совместное предприятие ПАО «Мостотрест» и французской компании VINCI».

 

Более подробно (года три назад) французских партнеров представил председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Он отметил, что российская сторона (в ходе строительства дорожного полотна и обустройства придорожных зон) будет ориентироваться на французские, в частности, экологические, стандарты. Иными словами все объекты – дорожное полотно, развязки, площадки для отдыха, освещение и т.д. – будут сооружаться с ориентиром на лучшие европейские образцы.

 

 

Стратегический инструмент развития страны

Представитель «Vinci Concessions» в России Виктор Побережнюк, выступая в конце 2015 года на конференции «Скоростные платные дороги в России», поделился опытом развития этого дорожного направления во Франции. Он подчеркнул, что проблем и трудностей в сегменте скоростных платных дорог – они были разные, в зависимости от того в каком состоянии в тот или иной период находилась экономика страны – избежать не удалось.

 

Сегодня ситуацию в отрасли можно считать стабильной – начиная с 2002 года, и по 2006 год была проведена приватизация компаний, занимающихся концессионной деятельностью. Так что и по настоящее время компании-концессионеры представлены только частным капиталом без какого-либо государственного вмешательства.

 

Современная система концессий – один из самых мощных и гибких механизмов, позволяющий финансировать широкую сеть дорожной инфраструктуры. Эта надежная альтернатива государству, и не только с финансовой точки зрения: создание безопасных надежных автодорог, высокий уровень сервиса для пользователя, причем без ущерба для окружающей среды, и много другое, что сегодня необходимо и востребовано, может обеспечить только компания-коцессионер.

 

В общем, как ни банально прозвучит, но есть что перенять у французских дорожников. Например, почти все скоростные автодороги проходят недалеко от населенных пунктов, но их близость почему-то никого (а это – более 95% населения страны) особо не раздражает. А не раздражает, прежде всего, потому, что дорожная инфраструктура до мелочей и в целом тщательно продумана. Есть и еще один существенный показатель, касающийся пользователей – 92% из них удовлетворены состоянием дорог и сервисом. И о тарифной политике (вопросе для нас больном и постоянно возникающем): во Франции тарифы за проезд регулируются Конституционным соглашением в соответствии с финансовым балансом, и какого-то яростного неприятия у пользователей, похоже, не вызывают.

 

Очень важны продуманность и сбалансированность. Впрочем, в реализации серьезных проектов скоростных магистралей должны учитывать все аспекты и факторы. Ведь по мнению Виктора Побережнюка, современная сеть скоростных автомобильных дорог – это стратегический инструмент экономического развития любой страны и особенно ее удаленных регионов. Последнее, заметим мы, особенно актуально и для российских окраин, где не то что скоростных, а иногда и обычных дорог не сыщешь.

Читайте также:

Организация грузовых перевозок автомобильным транспортом
Организация грузовых перевозок автомобильным транспортом

Организация любых грузовых перевозок автомобильным транспортом, очень финансово-затратная деятельность, но при правильном подходе можно заработать

Чехлы в машину с пользой.
Чехлы в машину с пользой.

Если затронуть тему обшивки сидений автомобиля чехлами, то очень модным направлением сегодня является обшивка автомобильных

Делать ремонт спецтехники самому или доверить профессионалу?
Делать ремонт спецтехники самому или доверить профессионалу?

Спецтехнике приходится работать в очень тяжелых условиях. Многие детали изнашиваются, ломаются, кончается отведенный и срок