Спасение в объединении

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Водители большегрузных фур не собираются мириться с «Платоном» – новой системой, которая предусматривает сбор платы с грузовых машин массой более чем 12 т за причиняемый ими урон автомобильным трассам федерального значения. После того, как амбициозная акция по перекрытию МКАД была провалена, перевозчики выбрали новую тактику борьбы. В регионах один за другим стали появляться союзы дальнобойщиков. Последние, по замыслу активистов протестного движения, станут основой для создания единой общероссийской Ассоциации перевозчиков. С ее помощью дальнобойщики планируют не только достучаться до высших должностных лиц страны и вынудить их запретить «Платон», но и в целом заявить о себе как о мощной и сплоченной структуре, готовой бороться не на словах, а на деле за свои права.


Примечательно, что подобная организация уже существует – это Межрегиональный профсоюз профессиональных водителей, который возглавляет Александр Котов. Правда, подавляющее большинство дальнобойщиков ему не доверяет. Они убеждены, что он представляет интересы не простого народа, а олигархического клана. Одним словом, российские перевозчики не воспринимают его как самостоятельную фигуру. По их глубокому убеждению, Александр Котов просто «сливает» протест.


Вместе с тем, члены Общероссийского профсоюза, в котором состоят работники автомобильного и транспортного хозяйства, выступили с совместным заявлением, что им не по пути с противниками «Платона». В отличие от представителей протестного движения, они выступают не за полную отмену налогового бремени для большегрузных машин, а лишь за снижение установленных тарифов. Например, ими выдвинуты для обсуждения следующие поправки:

 

- продление действия специального коэффициента при расчете налоговых сборов вплоть до конца текущего года, который позволит уменьшать сумму налога;
- введение амнистии на штрафные санкции, которые были вызваны несовершенством «Платона», до конца нынешнего года;
- обеспечение полной прозрачности схемы по перечислению денежных средств, уплаченных водителями 12-тонных машин за пользование дорогами, в определенные организации.

 


Подходы разные – цель одна

Сергей Вострецов, который представляет партию «Единая Россия» в Госдуме и возглавляет Объединение профессиональных союзов РФ СОЦПРОФ, полагает, что создание многочисленных объединений по защите прав трудящихся не принесет водителям большегрузных фур никаких дивидендов.
- Профсоюз их проблему не решит, перевозчики — это не коллектив работников. Они каждый сам за себя. Работодатели объединяться в профсоюзы не будут, им это зачем? Профсоюзников там, среди дальнобойщиков, хватает, поверьте, я их всех знаю. И не все ребята эти чистоплотные. Протестующим не профсоюз нужен, а Ассоциация дальнобойщиков, которая будет отстаивать их интересы, — высказался в одном из своих интервью Сергей Вострецов.

 

При этом единоросс уточнил, что если перевозчики начнут формировать профсоюзные организации, то СОЦПРОФ открыт для оказания им необходимой помощи. Кстати, в отличие от многих своих коллег по партии, открыто обвиняющих дальнобойщиков в разжигании протестных настроений среди россиян, Сергей Вострецов смотрит на этот вопрос не столь однозначно. Он считает, что ситуацию вокруг «Платона» сильно политизировали. По его глубокому убеждению, в происходящем виновата власть, которая просто приняла поспешное решение. А крайними, как всегда, оказались не чиновники, а простые люди. Вернее, законопослушные дальнобойщики, столкнувшиеся с недоработанной и не доведенной до ума системой «Платон».


А вот Вячеслав Плюшко, который возглавляет Исполком петербургского филиала Межрегионального профессионального союза правоохранителей, не настолько лоялен к перевозчикам, как Сергей Вострецов. Он убежден, что все работники должны защищать свои права исключительно законными методами, и перевозчики не являются исключением из правил:


- Дальнобойщиков должна услышать власть. Для этого они, думаю, и привлекают к себе внимание. Как гражданин Российской Федерации, я против любых беспределов, но если дальнобойщики действуют в рамках закона, то почему бы им и не высказать свое мнение? Мы – за народ. Сейчас действительно очень тяжелая экономическая ситуация в стране, сильно страдает средний класс. Бедные привыкли к своему положению, они не так ощущают последние изменения. А вот по среднему классу кризис ударил. Но мы в профсоюзе против забастовок, так как они влекут за собой множество проблем. Все действия должны быть согласованы с властями. Несогласованные митинги и акции, нарушающие действующее законодательство, мы не поддерживаем.


Солидарен с ним и Владимир Киянов, который возглавляет петербургский профессиональный союз работников, задействованных в радиоэлектронной промышленности. Он советует дальнобойщикам не поддаваться на провокации и обращаться со своими требованиями в соответствующие государственные структуры. Та же трудовая инспекция, уверен Владимир Киянов, способна разрешить возникший конфликт.

 

Есть среди профсоюзных лидеров и те, кто целиком и полностью поддерживает дальнобойщиков в выбранных ими методах борьбы против системы «Платон». Одним из них является Александр Гребенкин, возглавляющий Ассоциацию профорганизаций вузов города на Неве. К митингам, пикетам, акциям протеста он относится совершенно спокойно, так как считает их приемлемой формой защиты прав трудящихся.

 


Ожидание и реальность

В свете последних заявлений высших должностных лиц, многие дальнобойщики начинают понимать, что полной отмены системы «Платон» им вряд ли удастся добиться. Именно поэтому некоторые лидеры созданных региональных союзов дальнобойщиков поумерили свой пыл. Вместо выдвижения ультиматумов власти и показательных стояний в Химках они предлагают сесть с высокопоставленными чиновниками за круглый стол и совместно с ними выработать план дальнейших действий. В какой-то степени это капитуляция. Но, как говорится, синица в руках лучше, чем журавль в небе.


Если чиновники прислушаются к дальнобойщикам и пойдут на некоторые уступки, то последние добьются не только совершенствования системы «Платон», но и перерасчета существующих тарифов на проезд по трассам федерального значения. По крайней мере, на это рассчитывают перевозчики. Как же поведут себя власть имущие – неизвестно.


Учитывая пессимистические настроения в среде дальнобойщиков, большинство экспертов сходятся во мнении, что созданные ими региональные профсоюзы в самом скором времени прекратят существование. Так как первоначально они создавались лишь для достижения одной цели – отмены «Платона». Теперь же, когда перевозчики в подавляющей своей массе уже смирились с внедренной системой, такие объединения станут просто кружками по интересам.
Тем не менее, некоторые активисты протестного движения дальнобойщиков не склонны драматизировать ситуацию. По их мнению, региональные союзы перевозчиков не должны создаваться исключительно для борьбы с «Платоном». Они считают, что такие организации способны решать и другие проблемы дальнобойщиков. Правда, для этого их необходимо сделать действительно мощными и влиятельными. А чтобы достичь нужного результата требуется немало финансовых вливаний, причем регулярных. И вот тут возникает большая проблема.


Если судить по многочисленным интервью рядовых дальнобойщиков, далеко не все они готовы поддерживать деятельность региональных союзов постоянными членскими взносами. Получается странная картина. С одной стороны, перевозчики хотят, чтобы их интересы представляла на всех уровнях власти мощная структура. С другой же – не желают жертвовать на нее свои деньги.


Аналитики и эксперты объясняют сложившийся парадокс особенностью российского общества. Существующая на протяжении многих лет государственная система приучила людей к пассивному образу жизни. То есть, вместо того, чтобы сплачиваться в сложных жизненных ситуациях и жертвовать чем-то ради достижения общей цели, они ждут у моря погоды. Вернее, надеются на мудрое решение вышестоящего чиновника, который все сделает за них. Но дело в том, что в сложившейся ситуации дальнобойщикам бессмысленно уповать на мудрое руководство, ведь оно действует против их интересов.

 


Перспективы

Даже если дальнобойщикам удастся создать дееспособные региональные союзы и объединить их во всероссийскую Ассоциацию, остается непонятным, как они будут вести диалог с властью на равных условиях. Ведь для этого нужно иметь своих представителей в Думе, комитетах, правительстве и в других государственных структурах. Иначе перевозчиков никто не услышит, а в один прекрасный день их организацию и вовсе могут объявить вне закона.

 

Несмотря на туманные перспективы, у дальнобойщиков уже сейчас есть влиятельный союзник, который отыгрывает в отечественной политике далеко не самую последнюю роль. Это КПРФ, которая с самого начала встала на сторону ярых противников «Платона». В ряде регионов они помогли перевозчикам с арендой помещений для проведения съездов и собраний, оказали им юридическую помощь, предложили стратегию дальнейших действий. Если так пойдет и дальше, то КПРФ может стать той силой, которая вытолкнет в политику активистов протестного движения дальнобойщиков.

 

Однако не все дальнобойщики в восторге от сотрудничества с коммунистами. Этот лагерь перевозчиков придерживается точки зрения, что КПРФ просто хочет «примазаться» к их деятельности и получить от этого политические дивиденды. Аналогичным образом они относятся и к Фонду борьбы с коррупцией, который возглавляет известный оппозиционер Алексей Навальный. Как и КПРФ, ФБК также выступил на стороне протестующих дальнобойщиков.

 

Похоже, перевозчикам придется в скором времени сделать непростой выбор: или идти в бой отдельной колонной, или заручиться поддержкой сторонней силы. Какой из этих вариантов предпочтительнее, ответить сложно. Но хочется верить, что в России и один в поле воин.

Читайте также:

Как не ошибиться при покупке нового автомобиля МАЗ?
Как не ошибиться при покупке нового автомобиля МАЗ?

Сегодня на российском рынке грузовых автомобилей широко представлена техника практически всех ведущих производителей. Один из

Аренда экскаватора: как подобрать машину под свои потребности
Аренда экскаватора: как подобрать машину под свои потребности

Любая строительная спецтехника – вещь дорогостоящая, поэтому аренда спецтехники в Петербурге, Москве, других городах нашей страны

Три стороны одного закона
Три стороны одного закона

Закон об «Обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков» (ОСГОП) принят еще в июне. Утверждены также и