Беспилотные грузовики в России

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Первые беспилотные автомобили появились на страницах фантастических романов, но, как оказалось, от мечты до ее реального воплощения в металле потребовалось не так уж много времени.

 

В настоящее время ведущие автомобильные концерны уже создали образцы беспилотных легковых автомобилей, идет работа над созданием беспилотных грузовиков. Не осталась в стороне от мирового тренда и Россия.

 

На КамАЗе планируется в начале двадцатых годов закончить разработку и выпустить первый серийный беспилотный грузовик. Работы по созданию такой техники уже ведутся — опытные образцы проходят ходовые испытания на полигонах в Татарстане и в Подмосковье.

 

Беспилотный грузовик разрабатывают не только специалисты КамАЗа. Работы ведутся совместно с Cognitive Technologies, эта компания отвечает за создание электроники и программных продуктов грузовика-беспилотника. Согласно информации специалистов Cognitive Technologies, время реагирования электронной начинки КамАЗа на изменение дорожной обстановки составит всего 0,3 секунды, что в несколько раз превышает скорость реагирования на изменение дорожной обстановки водителя-человека. Начавшиеся в прошлом году полигонные испытания завершатся в 2017 году. После них должно начаться испытание беспилотных КамАЗов в условиях реального дорожного движения на автомобильных дорогах Татарстана. В случае удачного тестирования с 2020 года возможен серийный выпуск подобных машин. Общие инвестиции в их производство предварительно оцениваются в 60 млрд. рублей.


Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин сам провел тестирование беспилотника на испытательном полигоне в Набережных Челнах. В пресс-службе КамАЗа поспешили заверить, что внешне машина практически ничем не отличается от серийной модели КамАЗ-5350. Во время испытаний в кабине располагались три человека: водитель, который не вмешивался в процесс управления, но был готов в экстренном случае взять управление машиной на себя, координатор, обеспечивающий связь с центром управления, а также пассажир.


Информация о беспилотном КамАЗе озвучивалась в прессе и ранее. Тогда сообщалось, что машина будет создана к 2019 году, затем три года уйдет на доработку и изменение российского законодательства с тем, чтобы она могла принять участие в реальном дорожном движении. К серийной сборке планировалось приступить в 2023 году. Однако теперь создатели машины будущего уверены, что в серию ее удастся запустить на два года раньше. «Виновны» в этом создатели электроники, работающие с большим опережением сроков.


Испытания проходили и в Подмосковье. Беспилотный КамАЗ показал хорошие результаты. Аппаратура уверенно распознавала дорожные знаки, автомобили, пешеходов, велосипедистов, животных, препятствия, разметку. Автомобиль отлично и безопасно перемещался в составе колонны, не нарушал дистанцию безопасности, миновал препятствия, совершал маневры. Впереди еще испытания на дорогах общего пользования. Скорее всего, они начнутся на родине машины – в Республике Татарстан. Беспилотный автомобиль в результате получится не слишком дорогим, серийная машина окажется дороже на 15%-20%, чем ее управляемый человеком «собрат». Ведь для ее создания используется по большей части российское оборудование.

 



За беспилотниками будущее?
На сегодняшний день разработкой беспилотных грузовиков занимаются не только в Российской Федерации. В этом вопросе Россия даже несколько отстала от Германии, Швеции, США, Кореи. Существуют беспилотные модели Вольво и Мерседес, а также другие, которые в настоящее время проходят тестирование.


Основой системы управления беспилотным КамАЗом является так называемая пассивная модель. Суть ее состоит в том, что вся информация по обстановке на дороге считывается камерами наблюдения, которые установлены на грузовике. Затем она передается на бортовой компьютер для расшифровки и анализа. На основании этих данных компьютер при помощи специально разработанного для этого программного обеспечения принимает решение о том, какое именно управляющее воздействие необходимо в каждом конкретном случае.


Учитывается множество параметров. К основным относятся границы дорожного полотна, ширина полосы движения, разметка и дорожные знаки. Система автоматического управления учитывает российские реалии, она способна считывать даже разметку плохого качества, практически стертую с дорожного покрытия.


Несмотря на то, что создание беспилотного КамАЗа еще не завершено, разработкой российских инженеров уже заинтересовались потенциальные покупатели из других стран – из Китая и Австралии. Вот что об этом сказал генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин: «Эти разработки уже интересны китайцам, австралийцам. Беспилотные КамАЗы могли бы использоваться на всех наших магистралях: из Китая в Европу, в Сибири. У нас огромные грузоперевозки, для которых отлично подошли бы беспилотные грузовики».


КамАЗы, управляемые в автоматическом режиме, уже появились на российских дорогах, но это пока еще испытания, доводка оборудования. Еще следует поработать над безопасностью движения. Такие машины имеют огромные преимущества перед управляемыми человеком. Автоматика не устает, она не делает ошибок, она не может «заснуть» за рулем. Автомобиль движется, строго соблюдая правила дорожного движения. Такова программа. Автоматика не рискует. При этом машина может ехать круглые сутки. Естественно, такие автомобили требуют создания специальной инфраструктуры, которая на сегодняшний день в стране отсутствует. Но она, несомненно, будет создана.


Российская разработка в своем роде уникальна, несмотря на то, что и другие страны разрабатывают машины-беспилотники. Однако другие разработчики делают ставку на хорошие дороги, оборудованные качественной разметкой, отбойниками, ограждениями, специальными датчиками. КамАЗ – в первую очередь, автомобиль для плохих дорог, повышенной проходимости. Это обстоятельство и учитывают разработчики автоматических систем управления машиной.


Разработка ведется с поддержкой правительства Российской Федерации. До завершения первого этапа создания беспилотной машины (до 2019 года) в проект будет инвестировано 18 млрд. рублей.


По оценкам экспертов, в будущем рынок беспилотных грузовиков во всем мире будет непрерывно расти. Если успеть с разработкой серийной модели КамАЗа, то доля России на этом рынке может составить до 10%. В денежном выражении это 4,5 млрд. долларов США.


В правительстве уверены, что уже к 2018 году может начаться серийный выпуск таких машин. Впервые они появятся к чемпионату мира по футболу, который планируется провести в России в 2018 году. Прототип машины создавался на базе модели с полным приводом 6Х6. Поэтому закономерно, что первыми серийные образцы получат спасатели – подразделения МЧС РФ. Уже утверждена так называемая «дорожная карта» беспилотного автомобиля российского производства.

 



В чем преимущества?
Многие эксперты задаются вопросом целесообразности беспилотных грузовиков. Ответ неоднозначный. Существуют и преимущества, и скрытые недостатки. Однако, в любом случае, это дело перспективное. Прогнозы таковы: к 2035 года мировой рынок беспилотных грузовиков составит 90% от всего рынка грузовых автомобилей.


«Дисциплинированность» беспилотников во время движения — не единственное их преимущество. Такие машины станут экономичными. Ведь автоматика позволяет придерживаться наиболее экономичного режима движения. По предварительным подсчетам, экономия топлива может достигнуть 40%, что сделает перевозки автомобильным транспортом дешевле. В перспективе они смогут стать даже дешевле железнодорожных перевозок. В мировом масштабе использование беспилотников даст экономию в 1,3 трлн. долларов США. При парковке, подъезде к разгрузочным рампам беспилотники будут справляться лучше, чем водители — ведь для автоматики нет слепых зон. Камеры и датчики фиксируют обстановку как спереди, так и сзади машины, а также по бокам. На первоначальном этапе беспилотники, конечно, окажутся дороже обычных грузовиков примерно на 20%. Однако в перспективе, когда отпадет надобность в кабине, они смогут стать даже дешевле классических машин.


Российская разработка имеет кардинальное отличие от разработок иностранных концернов. КамАЗ – это самодостаточный робот, для движения ему не нужны датчики, установленные вдоль дороги. Созданный опытный образец уже сегодня может ездить по дорогам страны. Вскоре появится разработка, позволяющая перемещаться и по бездорожью. КамАЗ-беспилотник отлично распознает дорожную обстановку не только в условиях хорошей видимости. Автоматика позволяет считывать ее и в условиях ограниченной видимости – ночью, в тумане, при снегопаде. Возможно, и у других производителей предусмотрены подобные возможности, но пока никто из них подобного не афишировал.


Тестирование беспилотных КамАЗов в условиях реальной дорожной обстановки планируется начать и на трассе Москва-Санкт-Петербург. Они должны окончиться в 2018 году. В случае успешного тестирования такие машины будут использоваться для перевозок по так называемому «Шелковому пути» из Китая в Европу. Это даст возможность России занять ключевую позицию в таких перевозках.


Тестирование будет проводится колонной машин. Головной машиной будет управлять человек в тех случаях, если этого потребует сложная дорожная обстановка, остальные КамАЗы будут двигаться за ним и копировать его маневры.

 


Есть и недостатки
Создать серийную модель, начать ее выпуск и технически обеспечить движение по трассам общего пользования к 2020 году возможно. Однако у некоторых экспертов возникает вопрос экономической целесообразности такого начинания. Так, в частности, считает директор Института транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин: «Нужно еще понять, будет ли система дешевле, чем труд дальнобойщика». Замечание обоснованное, оплата труда водителя-дальнобойщика в России не так уж и велика.


Еще одно узкое место в разработке заключается в том, что создание беспилотного грузовика ведется на бюджетные деньги, выделенные государством, и поручено компании, которая впоследствии будет выпускать эти машины. То есть, разработчики кровно заинтересованы в том, чтобы ответ на вопрос, нужна ли такая машина, был положительным, иначе освоить эти средства будет невозможно. Хотя в идеале разработкой и оценкой целесообразности должен заниматься научный институт, для которого отрицательный ответ тоже может иметь место. Прикладная наука беспристрастна.


Подобная проблема уже показала себя три десятилетия тому назад. Тогда предполагалось создать роботизированные трактора для сельского хозяйства. Исследования специалистов, инженеров показали, что технически это возможно. Однако с точки зрения рентабельности, производительности таких роботизированных тракторов оказалось, что затея лишена смысла. Совсем не обязательно, что так произойдет и с беспилотными грузовиками. Но подходить к разработкам следует именно с профессиональной оценки выгод.

 

Беспилотные грузовые автомобили, несомненно, завоюют в будущем рынок. Российские разработчики имеют уникальную возможность учесть ошибки в этой области, сделанные конструкторами других стран, а также местную специфику. Вот только существует опасность, что программа окажется недоработанной из-за спешки и стремления побыстрее освоить выделенные на нее государством деньги.

Читайте также:

Грузовые иномарки: дебютанты сезона
Грузовые иномарки: дебютанты сезона

Уходящий 2013 год отмечен российскими премьерами иномарок для магистральной и региональной доставки грузов.

Кросс-докинг – «изюминка» грузоперевозок по Москве
Кросс-докинг – «изюминка» грузоперевозок по Москве

Скоростной ритм современной жизни закономерно порождает технологии, стоящие на границе нескольких областей деятельности.

Автокран в аренду в Волгограде
Автокран в аренду в Волгограде

Представить строительный объект без автомобильного крана невозможно. С его помощью осуществляется разгрузка и монтаж железобетонных