«Платон» и дороги

Есть ли возможность и необходимость направить 10 млрд. рублей «Платона» на ремонт дорог в регионах?

 

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

 

Благая инициатива

На какие бы цели ни шли налоги граждан, последние всегда будут недовольны. Ведь сама по себе существующая система налогообложения является, по сути, узаконенным методом отбора финансовых средств у населения. Но если с привычными имущественными, так называемыми социальными и другими выплатами еще можно как-то смириться, то, например, тот же налог за пользование автодорогами вызывает много вопросов. И дело даже не в том, что водители большегрузных автомобилей не желают его платить. Они, за редким исключением, без каких-либо нареканий расставались бы с кровно заработанными, если бы видели, что отданные ими деньги материализуются в виде нового асфальтового покрытия на тех маршрутах, по которым они совершают свои рейсы. Одним словом, водители хотят видеть конкретный результат. Что ж, их желание совершенно понятное и обоснованное. Но на практике получается всё с точностью до наоборот.

 

Недавно представители Минтранспорта выступили с инициативой изъять около 10 млрд. руб. из бюджета так называемой системы «Платон» на ремонт дорог в регионах. Это заявление было сделано главой данного ведомства Максимом Соколовым в рамках селекторного совещания, которое проводил Дмитрий Медведев. Первый попросил последнего направить уплаченные автолюбителями налоговые средства в те регионы РФ, дорожные сети которых находятся в наиболее критическом состоянии. На данный момент это Волгоградская, Саратовская, Омская, Костромская, Челябинская и Тверская области. Помимо них, в модернизации дорожного полотна также нуждается Республика Мари Эл, а также Калмыкия и Республика Алтай. Что же касается конкретных городов, которым необходим комплексный ремонт автодорог, то это в первую очередь Екатеринбург и Ростов-на-Дону. Максим Соколов отметил, что сложившаяся ситуация не терпит отлагательств и выразил уверенность, что Дмитрий Медведев сделает все возможное, чтобы ускорить процесс выделения денежных средств.

 

Также министр Минтранса уточнил, что его ведомство в самые сжатые сроки разработает правила, которые дополнят существующие нормы закона о выделении так называемых межбюджетных трансфертов. Именно такой статус получат упомянутые чиновниками 10 млрд. руб., которые выделит «Платон» на осуществление ремонтных работ на автодорогах.

 

В проблемных субъектах РФ будут созданы специальные рабочие группы, состоящие из сотрудников различных ведомств. Вместе с представителями федеральных органов, в частности «Росавтодора» и его филиалов, они осуществят обследование проблемных участков и вынесут свой вердикт насчет точной суммы, которая потребуется для ремонта дорожного полотна.

 

Как только будут проведены предварительные работы и подготовлен подробный план по осуществлению ремонта дорог, разработанные министерством документы рассмотрит правительство. Также планируется, что вновь получит применение практика, когда все 100% вырученных средств от акцизов станут поступать в специальные дорожные фонды регионального, а также федерального значения, благодаря чему удастся коренным образом улучшить общее состояние дорог, расположенных в регионах.

 

Примечательно, что предложение Минтранса было поддержано Минэкономразвития. Дело осталось за малым – внести необходимые поправки в существующие нормативные документы и изменить коэффициент исчисления дорожного фонда федерального значения.

 


Ожидаемый эффект

Безусловно, высшие должностные лица страны уверены, что выделенные из бюджета «Платона» деньги будут рационально использованы региональными властями. Иначе и быть не может. По крайне мере, они так думают. Но если вспомнить недалекое прошлое и их заявления, которые касались на тот момент развития и реставрации автомобильных дорог, то наблюдается та же оптимистическая риторика. А в итоге, как показала практика, выделенные на эти цели денежные средства были израсходованы неэффективно. Даже больше – их попросту не хватило на осуществление задуманной программы. Конечно, можно сослаться на экономический кризис и прочие финансовые неурядицы, от которых Россию буквально лихорадило в последнее время. Но это не оправдание.

 

Даже сам премьер-министр Дмитрий Медведев, который регулярно совершает поездки по регионам, на том же селекторном совещании высказал крайнюю обеспокоенность состоянием провинциальных дорог. При этом он не преминул отметить, что ситуация потихоньку меняется в лучшую сторону. Но, по его мнению, происходит это очень медленно. Также премьер-министр подчеркнул, что на сегодняшний день лишь чуть более 60% дорог федерального значения соответствуют существующим нормативным требованиям.


Вместе с тем, тема неудовлетворительных дорог была поднята и в ходе последней «прямой линии», которую ежегодно проводит Владимир Путин. Из этого можно сделать вывод, что высшие должностные лица страны не только в курсе проблемы, но и допускают возможность того, что и на этот раз выделенных через систему «Платон» денег не хватит на осуществление задуманного. Но они люди государевы и им ничего не остается, как излучать оптимизм и вселять веру в лучшее. Впрочем, сам по себе почин неплохой. Пускай 10 млрд. руб. будет недостаточно, но для начала сойдет. Потом из бюджета можно будет выделить еще денег. Глядишь, и такими небольшими шажочками удастся привести региональные дороги в более-менее приемлемое состояние.

 

А вот Дмитрий Цопов, который возглавляет общественное движение «Убитые дороги», склонен рассматривать инициативы чиновников исключительно в черных тонах. По его глубокому убеждению, те деньги, которые выделяются из бюджета – капля в море. И они погоды не сделают. Он считает, что необходимо в несколько раз нарастить ремонтные работы асфальтового покрытия и приступить к ударному строительству новых автодорог. Общая протяженность последних должна составлять около 45 тыс. км.

 


Первоначальные планы

Примечательно, что еще в начале текущего года власти прорабатывали совсем другой вариант применения этих самых 10 млрд. руб., принадлежащих «Платону». Согласно ему, вырученные от работы данной системы средства, которые уплачивали проезжающие по трассам федерального значения водители грузовых машин, планировалось направлять на так называемые проекты ГЧП, ориентированные на строительство платных дорог. По крайне мере, такую информацию в январе этого года озвучивали сотрудники Росавтодора.

 

Неудивительно, что тогда некоторые регионы даже приступили к подготовке проектов для грядущего конкурса, в рамках которого компетентное жюри должно было отобрать самые перспективные предложения. Если бы данная инициатива получила дальнейший ход и не перевоплотилась бы в нынешнюю концепцию, то уже могло бы начаться строительство автотрассы «Обход Хабаровска». Концессионерами этого проекта тогда пожелали стать «Сбербанк», «Газпромбанк», а также «ВТБ Капитал». Но что-то не срослось. Чиновники отказались от первоначальных замыслов и родили другую идею, под которую планируют выделить 10 млрд. руб.


Откровенно говоря, подобные метания из стороны в сторону ни к чему хорошему не приводят. И лишь свидетельствуют о том, что наверху не знают эффективного средства для борьбы с плохими дорогами. Не исключено, что и нынешняя инициатива, о которой на селекторном совещании с Дмитрием Медведевым рассказывал министр Минтранса Максим Соколов, будет зарублена на корню. А вместо нее спустя какое-то время появится очередная.
Тем не менее, есть надежда, что власти наконец-то нащупали нужное направление. Такого мнения придерживаются некоторые эксперты. Они мотивируют это тем, что в прошлый раз задумкам чиновников помешали протесты перевозчиков, которые ждали от властей строительства не новых платных дорог, а именно бесплатных. Вот под их давлением на самом верху и решили переиграть первоначальные планы. Как компромиссный вариант – появилась теперешняя инициатива.

 


А кубышка-то пуста

Можно сколько угодно гадать на кофейной гуще, но против факта не попрешь. А заключается он в том, что до сих пор в системе «Платон» не набралось 10 млрд. руб., о которых твердили чиновники. Так, компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая является оператором «Платона», сообщила, что в период с 15 ноября прошлого года по 15 апреля текущего на счет пришло чуть менее 7 млрд. руб. Правда, чуть позже было заявлено, что уже в начале мая текущего года эта сумма увеличилась до чуть более 7 млрд. руб. Одним словом, динамика удручающая. Такими черепашьими темпами заветные 10 млрд. скопятся лишь к началу июля.

 

При этом столь медленный прирост денежных средств в «РТ-Инвест Транспортные Системы» объясняют тем, что система «Платон» функционирует недавно и в ней не успели зарегистрироваться многие пользователи. На теперешний день их почти 245 тыс. Все эти водители обладают автопарком, состоящим из более чем 710 тыс. грузовиков массой 12 тонн. В целом же, с того момента, когда «Платон» начал работу, автолюбители получили на руки более 7 млн. маршрутных листов. Также они оснастили свои машины бортовыми устройствами в количестве 400 тыс. единиц.

 

По подсчетам экспертов, которые внимательно проанализировали деятельность «Платона» со дня его основания до нынешнего момента, ежегодно водители будут уплачивать в бюджет примерно 17 млрд. руб. На первый взгляд, сумма неплохая. Но, например, строительство той же автотрассы «Обход Хабаровска» было оценено специалистами в более чем 30 млрд. руб.


Так что вопрос о том, есть ли возможность и необходимость направлять 10 млрд. руб. «Платона» на ремонт дорог в регионах, остается открытым. Для начала эту сумму надо насобирать. Причем всей страной, вернее всеми дальнобойщиками. Когда же необходимые деньги накопятся, вопрос будет закрыт сам собой. И вместе с тем появится еще с десяток аналогичных вопросов. Ведь состояние дорог в некоторых регионах настолько катастрофическое, что выделенная сумма будет потрачена моментально. И тогда, чтобы окончательно решить эту проблему, потребуется уже не 10 млрд. руб., а значительно больше.

Читайте также:

Осенний показ агротехники
Осенний показ агротехники

В преддверии Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в Москве началась выставка

Из чего сделаны русские дороги
Из чего сделаны русские дороги

Крылатая фраза о двух главных бедах России не теряет актуальности и сегодня. На

По студеным трассам Приобья
По студеным трассам Приобья

На территории России существует немало регионов, где автомобильный транспорт эксплуатируется в суровых дорожных